Покатели финансовых результатов деятельности АТП




Занятие № 46

Тема:

В опросы:

1) Понятие рентабельности

2) Показатели рентабельности

1) Понятие рентабельности

Рента́бельность (от нем. rentabel[— доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.

Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах. Рентабельность –относительный показатель эффективности деятельности предприятия по всем направлениям, который характеризует соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими расходами.

Рентабельность непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли.

Рентабельность – это относительный показатель, то есть уровень прибыльности, которая измеряется в процентах. В общем виде рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к расходам и является нормой прибыли. Рентабельность имеет несколько модифицированных форм в зависимости от того, какие именно прибыль и ресурсы (расходы) используют в расчетах.

2) Показатели рентабельности

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия характеризует показатель рентабельности производства

где – среднегодовая стоимость осноных фондов;

– среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств.

Экономический смысл этого показателя заключается в том, что он характеризует, сколько прибыли предприятие получило в расчете на денежную единицу вложенных в производство оборотных средств и основных фондов.

Рентабельность совокупных активов характеризует эффективность использования всего имущества предприятия и вычисляется по формуле

где – средняя сумма активов по годовому балансу.

Вычисляя этот показатель, выходят как из общей (до налогообложения), так из чистой (после налогообложения) прибыли. Единого методического подхода здесь не существует. Поэтому нужно обязательно отметить, какая именно прибыль взята.

Рентабельность собственного капитала отображает эффективность использования активов, созданных за счет собственных средств

где – среднегодовая сумма собственного капитала предприятия.

Величина собственного капитала рассчитывается как средняя хронологическая по данным баланса предприятия или отчета о собственном капитале на начало и конец каждого квартала года.

На акционерных предприятиях существует показатель рентабельности акционерного капитала , который характеризует верхнюю границу дивидендов на акции

где – уставный капитал (номинальная стоимость проданных акций).

Этот показатель не фигурирует в отчетности, но интересует акционеров. Его можно вычислять также как рентабельность акционерного капитала от обычных акций. Тогда из чистой прибыли вычитают фиксированные дивиденды на привилегированные акции, а из уставного капитала – номинальную стоимость этих акций.

Рентабельность продукции характеризует эффективность расходов на ее производство и сбыт. Она определяется по формуле

где - прибыль от реализации продукции;

- полная себестоимость продукции, которая включает расходы на ее производство и реализацию.

Если предприятие производит несколько видов продукции, то наряду с рентабельностью всей продукции вычисляется также рентабельность отдельных ее видов.

Рентабельность одного изделия рассчитывается по формуле

где и – соответственно цена и полная себестоимость і-го изделия.

Этот показатель дает возможность определить, какой из видов выпускаемой продукции является для предприятия наиболее выгодным.

ВЫВОД: Отрицательное значение показателей рентабельности свидетельствует о том, что деятельность предприятия является убыточной, а предприятие находится в кризисном состоянии, поскольку это возможно только при условии отрицательной величины показателей прибыли, которые присутствуют в числителе каждой формулы.

Хозяйственная деятельность любого предприятия направлена на получение прибыли. Убыточное предприятие в рыночной экономике – это аномальное явление. Обязательное условие получения прибыли – такая работа предприятия, результатом которой является превышение выручки от реализации продукции (работ, услуг) над затратами.

Безубыточность – это такое состояние хозяйственной деятельности, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Точка безубыточности (критический объём производства) – это такой объём реализации, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности получать прибыль, иначе говоря, это нижний предельный объём выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Для расчёта точки безубыточности используется следующее соотношение, основанное на балансе выручки:

Выручка (доход)= Переменные затраты + Постоянные затраты + Прибыль.

Используя приведенную выше информацию о составе затрат и цене единицы продукции , рассчитывается точка безубыточности (критический объём реализации)

где - постоянные расходы на весь выпуск продукции;

- переменные расходы на единицу продукции.

При помощи данной формулы можно определить критический объём реализации в натуральных показателях. То же самое, но в стоимостном выражении характеризует порог рентабельности:

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не получает и прибыли.

Чем выше разность между фактическим объёмом производства и критическим, тем выше «финансовая прочность» предприятия, а, следовательно, и его финансовая устойчивость. Запас финансовой прочности – это сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибылей

,

где - выручка от реализации,

Рентабельность продаж (англ. Return on Sales, ROS) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение операционной прибыли(прибыли до налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.

Рентабельность продаж = (операционная прибыль / объём продаж)

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.

Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

 

Основная литература

1)Д.А.Шевчук «Экономика организации», 2007г., стр.51- стр.52

2)Л.Н. Чечевицына «Экономика предприятия», стр.288 — стр.306

3) Л.Н. Чечевицына «Экономика организации. Практикум», стр.188 — стр. 214

4) Краткий курс по МДК 02.01

Дополнительная литература

1.Туревский И. С. Техническое обслуживание автомобилей:Учебное пособие.М: «ФОРУМ» - ИНФРА - М, 2015

2.Туревский И. С. Экономика и управление автотранспортным предприятием: Учебное пособие. М Высшая школа, 2008

3.Туревский И. С. Экономика автотранспортных предприятий:Учебное пособие для СПО. М: «ФОРУМ» - ИНФРА - М, 2017

4.Туревский И. С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. М.«ФОРУМ» - ИНФРА - М, 2007

 

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: