Мировоззренческие взгляды в обществе




В исторической ретроспективе древние люди, не имея багажа научных знаний, опирались в своем представлении о мире на житейский опыт, интуицию, инстинкты и традиции. На протяжении тысячелетий они сформировали естественный взгляд на окружающий мир, который давал возможность людям варварской эпохи удовлетворять насущные потребности. Находясь во власти природных стихий, они не могли дать им объяснение из-за отсутствия научных познаний. Страх в отношении непонятных и необъяснимых явлений природы, порождал веру в сверхъестественную силу, оформленную в языческое идолопоклонство.

Духовная жизнь древних людей,в том числе, славян была пропитана языческим многобожием, множеством обрядов и ритуалов с элементами мистицизма и чудотворчества, которые имели местное отличие и особенности для каждого рода. Варварские элементы культуры составляли неотъемлемую часть духовной жизни родоплеменных общин. В совокупности такой мировоззренческий взгляд на жизнь, на базе субъективных представлений, получил название традиционный (естественный).

Древняя Русь как государство еще только складывалась, а населявшие ее территорию племена не входили в каком-либо виде в целостное национальное образование, поэтому чувство привязанности и принадлежности древних славян распространялось к ограниченной территории и не далее их места жительства. Язычество не могло объединить множество племен, оно лишь помогало выжить отдельному Роду, что и нашло свое проявление в понятии Родины. Патриотизм (Отечественность) как чувство привязанности и принадлежности возникли, прежде всего, как чувство любви к своим близким и родным, к своему жилищу, своим обычаям и верованиям и из необходимости их защиты в случае какой-либо угрозы нападения со стороны врагов. Рыбаков Б. А. в книге «Язычество древних славян» писал: «Дом и двор древнего славянина и русского средневекового человека представляли собой хорошо продуманную и веками создававшуюся систему заклинательных охранительных мер. Место постоянного пребывания древнего язычника обустраивалось как крепость для защиты от неожиданного нападения». Языческие обряды и ритуалы очень активно применялись, прежде всего, к тому месту жительства, где возникал и развивался Род, где обосновывалась семья древнего русского человека.

Само существование славянских племен было невозможно вне язычества, родо-племенной общины, коллективистской психологии с элементами взаимовыручки, и поддержки, сколлективно – семейным укладом жизни в дохристианский период: тейпы, родовые кланы, гаремы и т.д. Такой уклад жизни помогал сохранять жилье, семью, языческую общину, формируя любовь к своей земле, своей Родине как месту жительства Рода. Само понятие «Родина», которое является ключевым в феномене державности, происходит от языческого культа Рода.

Для понимания процессов формирования гражданственности и державных чувств важно осознать, что язычество Древней Руси, а в дальнейшем и православие в России имели исключительно важную роль в жизнедеятельности людей, что нашло свое отражение в менталитете русского народа. Ментальность — это нечто неструктурированное, некая предрасположенность, внутренняя готовность человека действовать определенным образом, область возможного для него.

На базе религиозных - языческих представлений народов, отличительной чертой которых было идолопоклонство в условиях обособленности родоплеменных отношений, древние люди создали цивилизацию варварства, нацеленную на укрепление территориально - общинных устоев. Античная языческая цивилизация средиземноморских государств и свободных городов, жила за счёт сельского хозяйства, ремесленничества, прибрежной торговли с купцами-мореходами, за счёт добычи рыбы и морепродуктов и за счёт пленников,обращённых в рабство. Находясь в постоянном конфликте с варварскими народами континентальной части Европы и, ведя захватнические войны, римляне обращали в рабство захваченных пленников и использовали их в качестве бесплатной рабочей силы. Пленники рекрутировались воинами в римские легионы, гребцами на галерах, сельхозрабочими на полях и плантациях.

Это было выгодно Риму, поэтому создавались боеспособные вооружённые формирования, развитое мореходство, давая продукцию для нужд армии, процветало сельское хозяйство. Способ пополнения рабской силы, во время военных походов, за счёт порабощённых, вёл к упадку и деградации этих народов и племён. Из-за своей бесчеловечной жестокости и увеличения масштабов порабощения народов, люди на этих территориях находились на грани исчезновения. Противостоять этому традиционной военной силой, обескровленным народам, не было никакой возможности.

Порабощённый израильский народ, находясь под протекторатом Рима, применил оригинальный метод противостояния военной силе. Идея, интуитивно осознанная ими, была в ассиметричном подходе с использованием «мягкой силы», путём «непротивления злу насилием».Цель - разложения языческих основ диктаторского режима, - изнутри. На базе семитской монотеистической религии было сформулировано новое ответвление религиозной идеи для языческих народов и граждан Римской империи. В результате миру явилось в противовес язычеству, христианское религиозное учение, сформулированное на базе Нового Завета, как свод правил гуманистической направленности. И очень важно то, что с помощью этой «мягкой силы» через миссионерство, человечество постепенно избавилось от хищнического варварства, ограниченности языческой цивилизации. Это послужило началом заката античного, рабовладельческого периода в истории человеческой цивилизации.

В последствие, христианство стало объединяющей гуманистической идеей,основной девиз которой стал: «Бог есть Любовь, Любовь во мне есть Бог», с отличительным оттенком - жертвенности этой Любви. Миссионеры, взявшие идею Христвой любви и гуманизма в свой арсенал, распространили и распропагандировали её в митрополии Империи - в Риме. Востребованная духовно-религиозная идея авраамических, монотеистических религий, пришедшая на смену языческому многобожию и идолопоклонству, дала людям возможность, наряду с языком и письменностью, глубже проникнуть в сферу иррационального в общественном сознании, и глубже познать мир. Вопреки чувству частного собственника, в связи с появлением богатств,личной власти и накоплений, способствующих к обособленности и индивидуализму, религия, на базе духовных ценностей гуманизма, дала возможность сохранить общинную психологию и объединить разрозненные родоплеменные общины в народ.

Бог, в сознании людей, это не плотский образ, наделённый личными морально-нравственными качествами с безупречной репутацией, а универсальная гуманистическая Идея, воплощённая в сюреалистичном образе Св. Троицы. Триединство образа Св. Троицы, познаваемое через состояние Божественной благодати, подтверждает, неразрывность и единство духовного мира, а также подтверждает способность человека к абстрактному,чувственному отображению и пониманию диалектического характера и многомерности устройства мира. Идея Христовой любви сформулировала новый взгляд и мироощущение людей и объединила их, не по кровно- родовому признаку, как у язычников, а на основе человеческих добродетелей: миролюбия, милосердия, равноправия, добра и социальной справедливости.

Духовное содержание сути Христовой веры, познаётся человеком с помощью эмоционального, душевного состояния – божественной благодати. Образ Св. Троицы, символ христианства, состоящий из Божественных, иррациональных ипостасей – Отца, Сына и Св.Духа, чудесным образом преображается во время литургии, молитвы, евхаристии и причащения в новую духовную сущность - вселенскую любовь, веру и надежду, проявляющихся в ощущениях божественной благодати. Подобно телесной энергии человека эта триада духовной сущности давая эмоциональное «тепло», согревает душу в ощущениях чувствах и переживаниях молящегося. Поэтому с лияние трёх ипостасей Св. Троицы в единый образ происходит в человеческом сознании в этом блаженном состоянии. Сравнить это можно с ощущениями музыканта, который видя ноты и читая партитуру, извлекает звуки на инструменте, которые сливаются в мелодию. Во время игры на инструменте, музыкант одновременно считывает глазами ноты, мозг даёт команду пальцам рук на извлечение в каждый момент, согласно партитуре, определённых звуков. И происходит чудо - льётся музыка. Музыкант, как правило,концентрирует свое внимание, на том чувстве, которое порождает в его душе музыка и не даёт себе отчёта, как его пальцы находят нужную клавишу на инструменте. Происходит слияние звуков в мелодию, а мелодия порождает чувства и эмоции. То же самое происходит, когда читающий бежит глазами по тексту, пытаясь понять смысл написанного, не осознавая, из каких букв состоят слова. В зависимости от содержания текста набранного из этих букв, в душе человека рождаются литературные образы, вызывающие у человека определённые чувства, эмоции и переживания.

Задача священника во время литургии в храме, через чтение монотонной молитвы, горящих свечей, через хоральное песнопение, окуривание ладаном, через созерцание прихожанами икон, помочь прихожанам погрузиться в состояние транса и благодати, когда в душе звучит божественная мелодия вселенской любви к Господу богу в образе Св. Троицы.

Бог, одновременно Один, Един и Троичен, что несёт в себе противоречие и создаёт трудности в осмыслении и описании этого духовного феномена. Простое скульптурное изображение персонажей Св. Троицы стало бы прецедентом возврата к языческому идолоизваянию, что противоречит плоскостным канонам изображения Божественных ликов.

Образ Св.Троицы, воплощённый, как символ любви, веры и надежды, порождая Божественную благодать, выступает, вместе с десятью основными заповедями и дополнительными канонами религии: «страхом Божьим» и «любовью к ближнему как к самому себе», морально –нравственного императивом верующих и становиться совестью воцерковлённого человека.

Христианская идея, сформулированная в виде религиозного взгляда, заложила основу религиозного мировоззрения личности на базе единых норм морально-нравственных понятий: гуманности, любви, милосердия и страха Божьего, Христианство запретило групповые виды организации семейной жизни людей, за исключением ислама, но сохранила территориально- поселковую общину и патриархальный уклад в семье. Важнейшим условием обращения народа в христианство были запреты: на языческое шаманство, гаремные брачные отношения, упразднение и запрет на идолопоклонство. Таким образом, человеческая цивилизация дала миру буддизм, иудаизм, христианство, конфуцианство.

Известно, что идеи, привнесенные в общественное сознание и ставшие популярными в массах и продуктивными в реальности, приобретают свойства движущей силы общества.

Мировые религии на определенном этапе способствовали мощному развитию человеческой цивилизации, обогатив жизнь людей новым содержанием в отношениях между ними. Духовное слово, обращённое к верующим и затрагивающее их чувства и эмоции, обретало силу энергии и воздействовало на поведение прихожан.

В результате развития науки, культуры наряду с углублением общественных отношений, ростом производительных сил и зарождением производственных отношений, а также становлением и появлением гражданского общества произошла трансформация традиционного обыденного взгляда в просвещенное светское мировоззрение. Просвещённое мировоззрение сформулировало идею социальной демократии, провозгласившую права и обязанности личности по отношению к обществу и государству.Социально- демократические взгляды, в последствие, разделилась, на консервативно-демократическую идею и несколько ветвей либерально-демократического толка. Отличительной социально- психологической особенностью личностей, исповедующих либерально-демократические взгляды, является тяготение их к субъективизму, индивидуализму и анархизму. В социально психологическом аспекте вычленение субъективизма в отдельную разновидность мировоззренческого взгляда, есть объективная реальность, которая продиктована развитием общества, науки и культуры. В процессе развития общественных отношений и государственных институтов управления возникли понятие гражданственности и институт гражданства как социальный статус человека с набором прав и обязанностей личности по отношению к государству и обществу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: