Сеть учреждений для детей с ОПФР




В настоящее время школьная система включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных видах специальных школ с обеспечением содержания, методов и форм организации.

В российских нормативно-правовых и официальных документах введены коды для специальных школ, которые называются по их видовому порядковому номеру:

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и поздно-оглохших детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

В этих школах обеспечивается специальное обучение не только названных категорий детей, но и детей с различными множественными нарушениями (например: нарушение слуха в сочетании с умственной отсталостью, нарушение зрения в сочетании с умственной отсталостью; нарушение опорно-двигательного аппарата в сочетании с задержкой психического развития и т.д.). Именно в связи с этим отмечается 8 видов специальных школ (или 6, когда имеет место внутренняя интеграция: школа для детей с нарушениями зрения, школа для детей с нарушением слуха) и 15 типов специального обучения. Для детей с эмоциональными нарушениями и девиантным поведением официальных специальных учреждений в России и Беларуси не существует.

Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных (для детей с интеллектуальной недостаточностью), дают цензовое образование. Цензовость образования - обеспечение образования в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы.

В Республике Беларусь определяются четыре варианта по цензовости/нецензовости образования.

Цензовое образование:

1. Начальная школа (1-4 классы), базовая (основная) школа (5-10 классы). Структура специального образования идентична структуре общего образования.

Специальное образование обеспечивает формирование базового объема знаний, соответствующего государственному уровню обязательных требований и оказание коррекционной помощи и поддержки. Осуществление этих задач достигается реализацией базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ специальной школы или программ общеобразовательной школы, если доступно содержание обучения. Данный вариант приемлем для детей с нарушениями зрения, слуха (1-е отделение), с задержкой психического развития, речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторых другими нетяжелыми отклонениями.

2. Цензовое образование с увеличением срока обучения. Сроки обучения на начальной и базовой ступенях по сравнению с обычной школой удлинены на один год.

Специальное образование обеспечивает общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, трудовое (профессионально-трудовое) обучение. Осуществление этих задач достигается на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ специальной школы. Данный вариант приемлем для детей с тяжелыми формами нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

Учащиеся, успешно окончившие базовую школу первого или второго варианта специального образования, имеют право продолжать общеобразовательную подготовку в полных средних школах или в профессионально-технических учреждениях.

Нецензовое образование:

3. Младшие классы (1-5 классы), старшие (6-10 классы), углубленная социальная и профессиональная подготовка (11-12 классы).

Образование обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекционную помощь и поддержку, профессионально-трудовое обучение. Достижение этих задач возможно на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ вспомогательной школы. Рекомендуется для детей с легкой степенью умственной отсталости (1-е отделение), с умеренной и тяжелой степенью (2-е отделение).

4. Нецензованное, абилитационное образование. Срок обучения определяется степенью выраженности нарушения и уровнем обучаемости. Специальное образование обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию. Обучение осуществляется по специально разработанным учебным планам и типовым программам или индивидуальным образовательным программам различных вариантов в зависимости от характера нарушений и уровня обучаемости. Рекомендуется для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями.

Противопоказания к приему в специальную школу:

1. Соматические заболевания (ревматизм в активной фазе, бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами, туберкулез, гемофилия, эндокринные нарушения и др.).

2. Неврологические заболевания (миопатия, тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата).

3. Хирургические заболевания (спинномозговая грыжа, недержание мочи, кала).

4. Кожные заболевания (все в стадии обострения).

5. Психоневрологические (тяжелые формы умственной отсталости с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков самообслуживания, явные психопатоподобные и психические расстройства, органические заболевания головного мозга с дневными или частыми ночными судорожными припадками, выраженные энцефалостенические состояния, синдром двигательной расторможенности).

Актуально создание специальных школ нового типа для незрячих и слабовидящих детей: гимназии, лицеи; полных средних школ для детей с нарушениями слуха (дневные, вечерние). В ряде регионов России открываются муниципальные школы-предприятия - комплексное коррекционное учреждение с тремя структурными подразделениями: общеобразовательная школа; психологический консультативный центр; центр социальных услуг для малоимущих слоев населения. На базе специальных (вспомогательных) школ создаются УВК — учебно-воспитательные комплексы, состоящие из детского сада и школы, которые работают по разноуровневым программам, ведут активный поиск новых педагогических, методических и организационно-управленческих форм и методов работы, осуществляют международное сотрудничество.

В общеобразовательной школе для таких детей утверждаются в качестве формы дифференцированного обучения различные типы коррекционных классов: классы выравнивания, компенсирующего обучения, классы адаптации, здоровья, интенсивного развития, педагогической поддержки, классы для детей «группы риска», педагогически запущенных, с трудностями в обучении, соматически ослабленных и т. п.

В Республике Беларусь с 1992 года широкое распространение получил новый тип учреждения — центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Они предназначены для создания комплексной системы социально-педагогической, психологической, медицинской реабилитации детей с особенностями психофизического развития с целью интеграции их в общество.

Основными целями центра являются:

• создание специальных условий для получения образования лицами с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на уровнях дошкольного и общего базового образования, их социальной адаптации и интеграции в общество;

• социальная реабилитация лиц с особенностями психофизического развития, обеспечивающая создание им равных возможностей для участия в жизни общества, формирование жизнеспособной личности, включение в активное социальное взаимодействие;

• обеспечение детей с особенностями психофизического развития своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической, социально-психологической помощью по месту жительства;

• формирование позитивного общественного мнения в отношении лиц с особенностями психофизического развития.

Направления деятельности центра: диагностическая работа; педагогическая работа; коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация; консультативная работа; методическая работа; социально-психологическая работа и информационно-аналитическая.

Пункт коррекционно-педагогической помощи может открываться в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового и общего среднего образования для оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ. (См. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 09. 11. 2004 № 65 «О внесении изменений и дополнений в Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи»).

Главными задачами пункта являются:

• осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;

• создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

• формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного и общего базового образования;

• повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;

разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития,

• консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания. В зависимости от характера нарушения развития детей могут быть сформированы группы для детей: с нарушениями речи, слуха, зрения, с нарушениями психического развития, (трудностями в обучении), с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью легкой степени); с другими особенностями психофизического развития.

На пункт принимаются дети дошкольного и школьного возраста после проведения психолого-педагогического обследования учителем-дефектологом пункта совместно со специалистами центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и выявления необходимости оказания им корреционно-педагогической помощи.

Хоспис — это уже не только лечебно-воспитательное учреждение для безнадежно больных людей, где им помогают без боли и страданий оставить этот мир, наполнить каждый уходящий день радостью, а система взглядов, мировосприятия, иная философия общества, заключающаяся в осознании того, что если в силу обстоятельств (онкология, миопатия) дальнейшая жизнь ребенка невозможна и его неминуемо ждет смерть, нужно сделать все, чтобы оставшееся время он прожил по возможности полноценно, в нормальных условиях и отошел в мир иной достойно и без лишних мук. По мнению А. Г. Горчаковой, основателя детского хосписа в Беларуси, он необходим не только для тех, кто умирает, но и тем, кто остается жить. Это своеобразный спасительный круг, который помогает очень многим, потому что дает возможность посмотреть на себя и свои проблемы со стороны.

№11. Особенности воспитательных процессов в специализированной школе

Основной целью специального (коррекционного) детского сада для детей с особенностями психо-физического развития является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Специфика организации деятельности специального (коррекционного) детского сада для детей с особенностями психо-физического развития определяются особенностями развития детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы в специальном детском саду. Решая приоритетные коррекционно-развивающие задачи, коллектив детского сада должен решать и свои традиционные задачи: развитие детей, дошкольное воспитание и образование. Понятно, что организационная структура такого учреждения неизбежно окажется более сложной, по сравнению с детским садом общего типа.

Задачей же каждого детского сада (в условиях отсутствия утвержденной программы) является практическое соединение коррекционно-развивающей и образовательно-воспитательной составляющей.

Для достижения максимальной эффективности, при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми необходимо учитывать:

- структуру отклоняющегося развития;

- информацию о здоровье ребенка;

- микросоциальные условия в семье;

- возраст ребенка, в котором он поступил в специальный детский сад;

- предполагаемую длительность пребывания ребенка в ДОУ компенсирующего вида и др. Основные направления коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Ориентируясь на современную концепцию (С.Г. Шевченко, 1998.), в структуру коррекционно-педагогического процесса в специальном детском саду входят следующие блоки:

I - диагностический,

II - физкультурно-оздоровительный,

III - воспитательно-образовательный,

IV - коррекционно-развивающий,

V - социально-педагогический.

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка. Основными линиями развития принято считать: физическое, социально-нравственное, познавательное и речевое, эстетическое развитие.

Если принять за аксиому, что все пребывание ребенка в специальном ДОУ должно иметь коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность специалистов и воспитателей строится на диагностической основе, то понятно, что задачи диагностической и коррекционно-развивающей работы реализуются в рамках каждого аспекта развития ребенка.

Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.

№ 12. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими науками

Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребенка.

Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогике, логопедии и др.).

Построение коррекционно-педагогической деятельности, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы дефекта у ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении и развитии. Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более, что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.

Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект в психическом или физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или к компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную аномалию.

Наряду с философскими категориями общего, единичного и особенного, необходимого и случайного в коррекционной педагогике находят место законы общего развития, его движущих сил, субъективного и объективного детерминизма педагогических явлений и др.

№13. Характеристика системы специального образования в РБ

Система учебно-образовательных учреждений для детей с ОПФР в Республике Беларусь существует и развивается в соответствии с Законами «Об образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», Концепцией реформирования специального образования, Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с осо-бенностями психофизического развития и рядом других законодательных актов и документов.

Под специальным образованием понимают процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социаль-ную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество (Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», глава 1, 1.1).

Принципы построения системы специального образования следующие:

• государственный характер;

• общедоступность образования;

• приоритет общечеловеческих ценностей;

• опора на наследие национальной культуры;

• адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся;

• коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса;

• личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании;

• преемственность в работе всех звеньев системы образования и другие.

Система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру.

Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях учащихся и ступенях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней:

1. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет).

2. Дошкольный период (от 3 до 6—7 лет).

3. Период обязательного обучения (от 6—7 до 16 лет).

4. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года — для незрячих, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата).

5. Период обучения и переподготовки взрослых-инвалидов.

Горизонтальная структура учитывает уровень психофизического развития ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения. Варианты обучения в системе специального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными возможностями учащегося.

В настоящее время школьная система включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 (6) основных видах специальных школ с обеспечением содержания, методов и форм организации.

В российских нормативно-правовых и официальных документах введены коды для специальных школ, которые называются по их видовому порядковому номеру:

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и поздно-оглохших детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития);

• специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

В этих школах обеспечивается специальное обучение не только названных категорий детей, но и детей с различными множественными нарушениями (например: нарушение слуха в сочетании с умственной отсталостью, нарушение зрения в сочетании с умственной отсталостью; нарушение опорно-двигательного аппарата в сочетании с задержкой психического развития и т.д.). Именно в связи с этим отмечается 8 видов специальных школ (или 6, когда имеет место внутренняя интеграция: школа для детей с нарушениями зрения, школа для детей с нарушением слуха) и 15 типов специального обучения. Для детей с эмоциональными нарушениями и девиантным поведением официальных специальных учреждений в России и Беларуси не существует.

Все специальные школы (классы), кроме вспомогательных (для детей с интеллектуальной недостаточностью), дают цензовое образование. Цензовость образования - обеспечение образования в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы.

№14. Коррекция моторики у детей дошкольного возраста

О значимости развития мелкой моторики для психического развития ребенка говорят очень много. Считается, что пальчиковые игры способствуют речевому развитию и последующему овладению письмом. Тем не менее, специалисты, работающие с детьми (педиатры, неврологи, детские психологи, логопеды), замечают, на первый взгляд, парадоксальные вещи. Например, ребенок, хорошо удерживает пишущие предметы (ручку, карандаш, фломастер), но не может поймать мячик, или не способен определенное время удерживать позу спины и т.д. Такой парадокс связан с недостаточной зрелостью крупной моторики.

Попробуем разобраться в психологических механизмах данного явления, прежде всего, разберемся в том, что понимается под моторикой.

Моторика – это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Моторика подразделяется на крупную – ходьба, бег, ползание, повороты и наклоны туловища; мелкую – способность манипулировать мелкими предметами и моторику внутренних органов. Нас интересует, прежде всего, развитие мелкой и крупной моторики и их роль в психическом развитии ребенка.

В нейропсихологии моторные функции называют праксисом или иначе произвольные движения и действия. Произвольные - это контролируемые и управляемые самим ребенком для выполнения поставленной цели.

Существует большое количество нарушений двигательных функций у детей. Например, это могут быть врожденные или приобретенные неврологические заболевания, такие как детский церебральный паралич, полиомиелит, ботулизм. Данные расстройства связаны с поражением нервных клеток разного уровня и требуют длительного и систематического лечения.

Отдельно выделяют нарушения двигательных функций не связанных с параличами и парезами. Это трудности, связанные с самостоятельным выполнением бытовых навыков, таких как застегивание пуговиц, еда из ложки, общая неловкость. А также специфические нарушения, такие как застревание на одном и том же деле (иначе трудности переключения), быстрая утомляемость от малейших нагрузок, медлительность.

Часто родители замечают, что интеллектуально развитый малыш с трудом поднимается по лестнице, не способен застегнуть молнию, не может повернуться быстро в нужную сторону. Указанные проблемы свидетельствуют о недостаточной зрелости крупной моторики. Такие сложности могут в последующем оказать негативное влияние на развитие школьных навыков, в частности письма, чтения и счета. На начальных стадиях овладения письмом ребенку потребуется развернутый контроль за позой, осанкой, выведением букв на листе, все эти движения требуют точности, координации и гармоничного распределения ресурсов на мышечном уровне.

Таким образом, если на этапе раннего и дошкольного возраста у ребенка наблюдается двигательная неловкость, если он пропустил этап ползания или ползал сидя на попе, не может научиться кататься на велосипеде, часто падает, с трудом поднимается по лестнице, не умеет ловить мячик – это повод начать коррекцию двигательных функций.

Лучше всего для развития и коррекции двигательных нарушений подходят подвижные игры с правилами и игры на ловкость, такие как метание мяча в корзину, ходьба по веревочке, классики, резиночки, полоса препятствий и многое другое. Подобного рода игры способствуют не просто укреплению моторных навыков и ловкости, но и формируют функции программирования, регуляции и контроля, так необходимые детям для достижения успеха.

 

 

№ 15. Взаимообусловленность коррекции и компенсации

Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкретный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов.

Процесс коррекции относится к внешним воздействиям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т.е. восполнение утраченной по каким-либо причинам функции организма.

Компенсация — это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитые функции организма. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов:

1) определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть следствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травматических ситуаций;

2) проведение оценки степени нарушения функций;

3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;

4) проведение контроля над процессом реализации компенсации;

5) при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается. Коррекция и компенсация взаимно дополняют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назна-чения.

Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предназначены для преодоления многих недостатков психического и физического развития человека.

Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.

Если коррекция может изменить и подстроить способности человека к существующим условиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.

Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей.

Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития.

При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: