HUMANITARIAN FOUNDATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS PRESCHOOL EDUCATION




ГУМАНИТАРНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье анализируется мировоззренческое значение идей гуманитаристики в дошкольном образовании, приобретающее особую актуальность в период модернизации и разработки и внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова:гуманитарность, гуманитаризация образования, федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольное образование, социальная ситуация развития

 

E.V. Mikheeva

HUMANITARIAN FOUNDATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS PRESCHOOL EDUCATION

Annotation: The article examines the philosophical significance of the humanities ideas in pre-school education. They are of particular importance in the period of modernization and the development and implementation of the federal state educational standards of pre-school education.

Keywords: humanitarianism, humanization of education, the federal state educational standards, early childhood education, social development situation

 

Одной из причин недостаточной эффективности образовательного процесса в современной системе дошкольного образования является несоответствие существующей педагогической парадигмы, созданного в ее контексте программного содержания комплексу параметров, адекватно описывающих современного ребенка. Этим обстоятельством усиливается актуальность появления Федерального государственного образовательного стандарта (далее Стандарт) дошкольного образования, разрабатываемого и внедряемого впервые в истории развития образования в Российской Федерации.

Этот шаг обусловлен требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором обозначены статус и место дошкольного звена как первой ступени в непрерывной системе образования.

Новый стандарт мы можем назвать детоцентристским стандартом, так как разработан он ради ребенка и главной своей целью ставит развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Основной идеей в Стандарте выделено сохранение уникальности дошкольного детства, которое признано важным и самоценным этапом в общем развитии человека. В требованиях к основным общеобразовательным программам, к условиям реализации программ и к результатам дошкольного образования обозначена тенденция создания нового методического аппарата, обслуживающего и поддерживающего образовательный процесс в ДОУ, полностью отвечающего новой концепции дошкольного образования и обеспечивающего максимально полное раскрытиепсихо-эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка, используя для этого все существующие в педагогическом и психологическом арсенале средства и способы.

Предлагаемый Стандарт представляет собой государственный инструмент развития ступени дошкольного детства через системные обновления дошкольного образования, которые формируют принципиально новый взгляд на содержание, структуру, организацию и результат дошкольного образования,на соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности. С учетом особенностей современных детей Стандарт нацелен на то, чтобы обеспечить каждому ребенку адекватный возрасту фактический результат и возможность самоутверждения: восприятия себя как способного человека, уверенный старт перед вступлением в школьную жизнь[2, с. 8].

Современное образование, по мнению разработчиков Стандарта, должно стать безопасным образованием, которому естественно присущи любовь и уважение к детству вообще, и к конкретному ребенку в частности и призвано решить целый комплекс проблем, связанных с экологией детства. Сегодня назрела необходимость в разработке ключевых позиций обновления дошкольного образования, основанных на идеях гуманитаризации, приоритета общечеловеческих ценностей.

Идеи гуманитаристики в современном образовании рассматривают человека как самосозидающее и творческое существо, человеческую личность как самоценность и признают ее приоритет перед государством. В этом контексте дошкольное образование становитсяважнейшим атрибутом человеческого бытия, а не функцией общества.

Гуманитарность в контексте модернизации дошкольного образования рассматривается нами как обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей, то есть становление в каждом ребенке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению[3, с. 112].

Гуманитарный подход как теоретико-методологическая основа Стандарта в качестве основной профессионально-педагогической ценности выдвигает конкретного ребенка, и рассматривает его как высшее достижение мира с его собственным внутренним пространством, спецификой индивидуального процесса познания, множественностью прочтений одной и той же личности.

Гуманитарную основу федеральных государственных стандартов дошкольного образования составляют принципы поддержки разнообразия детства; полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями[4, с. 4].Соблюдение данных принципов делает Стандарт своеобразным ответом на те вызовы, которые назрели в современном обществе и которые требуют своего решения.

Последствия экономии на детстве отрицательно сказываются на благополучии ребенка, как в физическом, так и в психическомразвитии, на преемственности между различными периодами его жизни. Принцип поддержки разнообразия детства как гуманитарная основа Стандарта способствует исключению социальногонеравенства детства, предоставляет возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от национально-культурных, демографических, социальных, психофизиологических и других особенностей.

Данная основа заложена в цели стандарта, которая звучит как обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования и предполагает вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников[4, с. 4].

Следующей гуманитарной основой Стандарта мы можем назвать повышение культуры педагогической грамотности семьи, которая борется с процессом деформация традиционной семьи, традиционного уклада. Стандарт стремится остановить разрушение традиционных родительских функций, происходящее сейчас в нашем обществе.В тексте Стандарта эта основа отмечена как приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Серьезной проблемой сегодня является разрушение культуры детской жизни, детской игры, потеря самобытности детства и детской субкультуры. Жизнь современного ребенка очень сильно заорганизована взрослым, что в дошкольном образовании привело к школяризации, к давлению школы на детский сад. В этом смысле Стандартструктурирует содержание дошкольного образования, выставляя своеобразный заслон по отношению к начальной школе.

Теоретико-методологическая основа ФГОС дошкольного образования сходна с ФГОС начального образования, что способствует благополучной адаптации ребенка к школьному обучению и развитию его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми в образовательном процессе, их взаимодействие с людьми разных культур, религий, субкультурных групп и окружающим миром в целом является еще одной гуманитарной основой Стандарта.

При этом отмечается значимость не только зоны ближайшего развития ребенка, которую обеспечивают взрослые, готовя его к освоению социальных норм и стереотипов культуры, но и зоны вариативного развития, формируемой группой сверстников, детской субкультурой, которая задает«одновременное существование и «перекличку» разных культур, иных логик, и обеспечивает готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах» (В.В. Абраменкова).

В культурном пространстве детской субкультурыпроисходит первичная социализация ребенка. Взаимодействие со сверстниками формирует круг общения ребенка, в котором он создает свои автономные нормы и формы поведения и учится адаптироваться в социуме[1, с. 136]. В этом своеобразном психологическом пространстве, ограждающемребенка от всеобъемлющего влияния культуры взрослых, онформирует свою индивидуальную жизненную «экспериментальную» площадку, благодаря которой обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир, на практике выбирает и пробует разные типы поведения и нормы общения. Именно поэтому в Стандарте акцент делается на задаче сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Этим же обусловлено повышенное внимание к организации самостоятельной деятельности детей, к «созданию условий для самостоятельного выбора ребенка, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов».

Свобода выбора и ответственность за него, самостоятельные действия и поступки возможно обеспечить только при активном включении ребенка в разные виды деятельности. В связи с этим, системно-деятельностный подход, предполагающий решение задач развития детей в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития можно назвать системообразующим в концепции ФГОС ДО. Включенность ребенка в детские виды деятельности: двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную, элементарную трудовую деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из различных материалов способствует приобретениюим социального опыта.

Еще одна гуманитарная основа внедряемого стандарта связана с разработкой ООП дошкольного образования, которая впервые определяетсяне как программа обучения, а как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Программа регламентирует процесс создания условий социальной ситуации развития дошкольников, которыеспособствуют позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития его активности, инициативности и творчествав процессе освоения разных видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

В программе определена система условий создания образовательной среды в ДОУ как зоны ближайшего развития ребенка и необходимых для успешной социализации и развития детей. Это пространственно-временные условия, предполагающие гибкость и трансформируемость предметного пространства дошкольного учреждения; социальные условия как формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию; деятельностные условия, обеспечивающие доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации.

Одна из самых ярких гуманитарных основ предлагаемого Стандарта заключается в требованиях к результатам развития ребенка, которыепредставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфическими особенностями дошкольного детства являются гибкость и пластичность развития ребенка, большоеразнообразиеразвивающих траекторий, его непосредственность и непроизвольность. В качестве системных особенностей дошкольного образования называют необязательность и добровольность прохождения уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие ответственности ребенка за достигнутый результат. В совокупности названные особенности привели к тому, что в стандарте отмечается неправомерность требованийк ребенку дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливается необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Таким образом, важное место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребенка. Социальная ситуация включает систему общения с воспитателем, с другими детьми, разные виды деятельности, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. Такой Стандарт ко многому обязывает и требует готовности к его внедрению.

Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

2. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О.Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013.

3. Михеева, Е.В. Федеральные государственные требования как новая концепция развития системы дошкольного образования / Е.В. Михеева // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы IV науч.-практ. конф. (Москва, 5-6- апреля 20011 г.). - М.: Изд-во института стратегических исследований, 2011.

4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: