Познакомить учащихся с комбинаторным правилом умножения. Решение простейших комбинаторных задач. «На школьной олимпиаде по шахматам выступило 6 команд, в каждой команде было по 5 участников. Сколько было партий сыграно на олимпиаде, если каждая команда играла с каждой по одной игре?». «Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?».
Итоговый зачет. (1 час)
Цель: оценить качество знаний учащихся по пройденным темам. Зачет содержит теоретические вопросы и задачи разных уровней сложности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сообщения учащихся по темам (презентации):
1. Математик Архимед.
2. Числа: фигурные, совершенные, дружественные.
3. Математик Эратосфен.
4. Пифагор и пифагорейцы.
5. Числа Фибоначчи.
6. Золотое сечение.
Творческие задания:
1. Составить кроссворды.
2. Подготовить математическую сказку.
3. Подготовить математическую газету.
4. Групповая проектная работа.
№ п/п | Содержание материала | Количество часов | Планируемые результаты | Формы и виды деятельности | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
Вводное занятие. | Умение обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики начальной школы; по задачам повышенной сложности | Выражать положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества, оценивать свою учебную деятельность | Умение самостоятельно ставить цель, умение слушать других, уважительное отношение к мнению других | Эвристическая беседа | ||
2-3 | Устный счет. Свойства чисел. | Знать правила сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел. Уметь устно выполнять основные действия с натуральными числами, вычисления на сложение и вычитание. | Проявлять находчивость, инициативу, активность. | Формулировать проблему вместе с учителем, делать предположение об информации, необходимой для решения задачи, уметь принимать точку зрения других. | Беседа, практикум, работа в парах | |
4-5 | Числовые ребусы. Головоломки. | Знакомятся с основными приемами разгадывания числовых ребусов и головоломок, Учатся самостоятельно разгадывать ребусы и головоломки | Осуществлять самоконтроль, сопоставлять полученный результат с условием задачи | Понимать причины неуспеха, делать предположения об информации, нужной для решения задач, уметь критично относиться к своему мнению | Групповая и индивидуальная работа | |
6-7 | Задачи-шутки. Отгадывание чисел. | Знакомятся с задачами-шутками, составляют уравнения как математическую модель для отгадывания чисел | Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность | Составлять план выполнения заданий вместе с учителем; работать по составленному плану. Строить предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи; | Групповая и индивидуальная работа | |
8-9 | Задачи на размещение и разрезание. | Исследовать ситуации, в которых требуется перекроить фигуры с помощью одного, двух или нескольких разрезов | Выстаивать аргументацию | Составлять план выполнения заданий; обнаруживать и формулировать проблему; уметь принимать точку зрения другого | Групповая и индивидуальная работа | |
10-11 | Задачи со спичками. | Учатся решать задачи на перекладывание спичек для получения верного равенства, заданной фигуры. | Учатся контролировать процесс и результат учебной деятельности, оказывать помощь другим членам кружка | Учатся строить логическую цепь рассуждений, | Групповая и индивидуальная работа | |
12-13 | Четность, делимость чисел. | Знакомятся с четностью чисел, признаками делимости | Учатся организации своей деятельности, целеустремленности и настойчивости в достижении цели, умение слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение | Учатся понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; | Беседа, практикум | |
14-15 | Логические задачи. | Учатся находить всевозможные способы решения задач и определять наиболее рациональные из них. | Умение ясно и точно излагать свои мысли в устной и письменной речи | Учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. | Практикум | |
16-17 | Переливание, взвешивание. | Учатся решать задачи на переливание из одной емкости в другую, на минимальное количество взвешиваний для решения определенных задач. | Формировать готовность целенаправленно использовать математические знания в учебной деятельности и в повседневной жизни. | Учатся планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. | Индивидуальная работа | |
18-19 | Задачи на части и отношения. | Знакомятся с историей возникновения дробей, с историческими задачами на части и дроби | Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности | Учатся доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. | Практикум | |
20-21 | Задачи на проценты. | Учатся решать задачи на проценты, составлять задачи на проценты | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей | Коллективная работа | |
22-23 | Круги Эйлера. | Знакомятся с кругами Эйлера и их применением для решения логических задач | Креативность мышления при решении логических задач; | Учатся добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Беседа, практикум, доклады | |
24-25 | Принцип Дирихле. | Знакомство с принципом Дирихле, решение задач на доказательство с помощью принципа Дирихле. | Умение распознавать логически некорректные высказывания при решении задач. | Учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. | Беседа, практикум, доклады | |
26-27 | Его сиятельство «Граф». | Учатся решать задачи с помощью графов. | Выстраивать аргументацию. | Умение выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки. | Индивидуальная работа | |
28-29 | Геометрия вокруг нас. | В ходе решения разнообразных задач на измерения, вычисления и построения обучающиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами. | Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности. | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры. Приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире. | Коллективная работа | |
30-32 | Комбинаторные задачи. | Выполнять перебор всех возможных вариантов, для пересчета объектов или комбинаций. | Понимать смысл поставленной задачи. | Выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. | Групповая и индивидуальная работа Доклады | |
33-34 | Исторические сведения | Знакомить с историческими сведениями по изученным темам, с высказываниями математиков. | Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности. | Извлекать необходимую информацию из энциклопедий, интерактивных источников, слушать других. | Коллективная работа Доклады |