Н. А. Бердяев о сути и о предназначении философии.




2. Понятие философии у Н. А. Бердяева было своеобразным. Цель философии - не создание системы системы, а творческий познавательный акт в мире. Философия не должна быть систематической. Н. А. Бердяев характеризует состояние кризиса, в котором находится философия. Причина его, по Бердяеву, в стремлении сделать философию научной, создать систему. Этот путь неприемлем.

Субъективная по внешности и ненаучная философия может быть гораздо более истинной, прорвавшейся к смыслу мира философией, чем философия по внешности объективная и наукообразная. К науке Н. А. Бердяев относился положительно, и в работе "Самопознание" он говорит о том, что за годы выработки его философского мировоззрения у него очень выросла оценка науки. Наука нужна человеку, т. к. чтобы жить и развиваться человек должен ориентироваться в науке. Но отличие философии от науки в том, что наука - это познание необходимости, наука делает возможным приспособление человека к определенным законам (царство необходимости), а сердцевина философии - свобода, творчество, а т. к. свобода и творчество невозможны в сфере необходимости, то философия должна быть иной и преследовать другие цели. Свободное творчество раскрепощенного духа, который стремится постичь смысл мира и противится мировой необходимости. И исходя отсюда Н. А. Бердяев приходит к тому, что начинает понимать и определять философию как искусство особого рода. "Философия искусства - потому что она - творчество. Философия искусства - потому что она предполагает особый дар свыше, потому что на ней запечатлевается личность творца не менее чем на поэзии и живописи". Н. А. Бердяев, отрицая связь философии и науки, говорит, что нельзя смешивать также философию и религию. Утверждая эту независимость философии Н. А. Бердяев пишет: "Философия не есть религия и не может быть внешне ей подчинена, тем более теологии создало одну схоластику, подчинение философии науке создает другую схоластику". Т. е. опять Н. А. Бердяев утверждает, что философия должна быть свободна от всякого рода авторитета. Но в то же время, противореча себе, Н. А. Бердяев, отрицая внешнюю зависимость философии от религии, подчеркивал внутреннюю глубокую религиозность, которая присуща любому мыслителю. Н. А. Бердяев считал главным условием должна быть свобода, которая должна быть основой мировоззрения любого мыслящего существа.

Себя Н. А. Бердяев считал свободным. Центр творчества Н. А. Бердяева - свобода. Н. А. Бердяев в работе "Смысл творчества" пишет следующее: "человек предшествует философии; человек - предпосылка всякого философского познания. Философия не в силах уйти от того, что философствует человек и что философствует для человека". Поставив в центр проблему человека, Н. А. Бердяев из работы в работу обращается к ней. Бердяев: "В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, творчества, личности, зла и теодецеи, т. е. в сущности одна проблема: проблема человека, его назначения, оправдания его творчества".

Эта проблематика позволяет отнести воззрение Н. А. Бердяева к экзистенциализму. Н. А. Бердяев прошел школу немецкой философии. "Истоки моего философствования - Кант и немецкая философия". Особенно велико было влияние Канта.

Н. А. Бердяев стремился разгадать суть человека (самое главное в нем). Это для Н. А. Бердяева значило разгадать тайну бытия. И рассматривая эту проблему Н. А. Бердяев приходит к выводу о том, что человек - малая вселенная (микрокосмос), т. е. в каждом человеке отражается Вселеная. В каждом человеке запечатлена история человечества (аналогия с миром идей Платона).

Человек - не только природное существо, и в нем отражается не только космос и природа, но человек - это еще и микрокосмос (по образу и подобию бога). "Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам. Природа его двоится и в сознании его преобладает то одна природа, то другая. Человек сознает свое величие и мощь и свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость; сознает себя образом и подобием бога и "каплей в море" природной необходимости". Наряду с проблемами человека Н. А. Бердяев приходит к вопросу об ответственности бога за зло, которое человек может наблюдать в мире. Эта проблема называется "теодецея". Если мы признаем то, что мир сотворен богом, мы должны признать, что бог ответственен за зло. Бердяев выдвинул тезис, что свобода существует в нескольких вариантах: первичная, рациональная.

1-ая существует до бога, т. е. бог не обладает властью над свободой, которая им не создается, и, следовательно, он не несет ответственности за зло добытийственной свободы. Н. А. Бердяев видел зло и противоречие в деятельности православной церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: