Этапы деятельности педагога и детей в процессе проведения образовательной ситуации.




Этапы деятельности состоят из трех блоков:

1. Мотивационно-побудительный – на этом этапе педагог должен использовать те методы и приемы, которые будут побуждать ребенка к действию, вызывать интерес к изучаемой теме.

2. Организационно-поисковый – на этом этапе воспитатель организовывает детский коллектив на решение главной задачи, активизирует их поисковую деятельность.

3. Рефлексивно-корригирующий – заключительный этап, здесь предлагается детям высказаться о своих достижениях, результатах. В конце педагог может похвалить детей, провести коррекцию ответов, неправильных высказываний.

Рассмотрим содержание каждого блока.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале образовательной ситуации, - вызвать интерес к содержанию, собрать внимание детей и раскрыть перед ними учебную задачу. Эффективным методом привлечения непроизвольного внимания детей является игровой метод. Организация деятельности в условиях создания образовательной ситуации в наибольшей степени соответствует возможностям и особенностям дошкольников. В условиях игры педагогу легче активизировать внимание детей, удерживать его на предлагаемом содержании.

Детей младших групп необходимо заинтересовывать, чтобы вовлечь в познавательный процесс.

В старших группах бывает достаточно сообщения темы или

основной цели. Однако основное значение в возбуждении внимания и

интереса у старших дошкольников к образовательной ситуации имеют содержание и характер постановки учебных задач, создание проблемного поля.

Проблема определяет цель работы. Возникновение проблемного поля, то есть столкновение с противоречием между представлениями детей и новой информацией, вызывает у них острое чувство удивления или затруднения, которое инициирует выполнение конкретной мыслительной работы: осознать противоречие и сформулировать вопрос.

Возникает необходимость освоения нового способа действия, решения учебной задачи нового типа.

Мотивационно-побудительный этап деятельности включает несколько моментов, позволяющих детям осознанно настроиться на учебную деятельность.

Рекомендуем образовательную ситуацию начинать с психолого-педагогического настроя детей на деятельность. Это может быть сюрпризный момент (приход героя, внесение предмета, создание игровой ситуации, рассмотрение жизненной ситуации, использование художественного слова и т.д.). Целью этого этапа является создание эмоционального настроя детей, заинтересованности, сосредоточение внимания через рассматривание, беседу, выполнение упражнений, выражение своего эмоционального состояния по поводу различных событий и т.д.

Например, в первой младшей группе воспитатель организует приход Зайчика, который делится своей проблемой – скоро придут гости, а у него не готово угощение. Дети здороваются с Зайчиком, выслушивают, беседуют, сочувствуют.

Такая деятельность вызовет у детей желание помочь кому-то, научиться самим, научить кого-то, вылепить, нарисовать, составить, то есть выполнить работу, запланированную педагогом. Это и есть создание ситуации «хочу».

В приведенном примере воспитатель подводит детей к желанию помочь Зайке подготовиться к приходу гостей. Дети утешают Зайчика,

проявляя готовность помочь ему.

Далее воспитатель кратко, но точно сообщает тему и программные задачи, что позволит настроить детей на работу, научит осознанно воспринимать информацию.

Так в нашем случае воспитатель говорит детям, что для гостей Зайчика будем готовить морковку, но работать надо аккуратно, дружно и быстро. Дети осознают, что, для кого и как будут лепить.

Для решения поставленной перед детьми задачи, необходимо выявить

детский опыт по теме.

Например, воспитатель выясняет, все ли дети умеют лепить морковку. Дети показывают свои умения словами и жестами.

Иногда стоит необходимость определить значимость новой информации, объединить новую информацию с опытом детей. Это способствует закреплению умений и осознанию нужности информации.

Так воспитатель уточняет, понимают ли дети, какую важную и нужную работу они выполнят, помогая Зайчику и расширяя свои умения. Дети отвечают на вопросы.

Таким образом, действия педагогов и детей в мотивационно-побудительном этапе расписываются в соответствии с предложенным планом.

План-таблица мотивационно-побудительного этапа

Педагог Дети
Психолого-педагогический настрой детей на деятельность, сюрпризный момент Создание ситуации «хочу» Сообщение темы, программных задач Выявление детского опыта по теме Определение значимости новой информации, объединение новой информации с опытом детей. Выполняют упражнения, беседуют, обдумывают, рассматривают, высказывают мнения, … Проявляют желание научиться …, помочь …, вылепить …, … Осознанно воспринимают информацию, настраиваются на работу Закрепляют умение … Осознают (понимают) нужность информации.

В зависимости от содержания занятия и педагогического опыта в предложенной таблице можно менять местами пункты плана и выделять для себя необходимые.

Организационно-поисковый этап деятельности самый объемный, содержательный, насыщенный.

В соответствии с программными задачами строится поиск решения, определение имеющихся знаний, умений и тех, которым предстоит научиться для достижения цели, решения задачи, что делает более наглядным сюжетное единство образовательной ситуации, помогает детям ориентироваться в ней, придерживаться выбранного пути.

Организационно-поисковый этап включает практическую деятельность.Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется разнообразными методами:

- методами, направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

- методами расширения знаний:

- методами, обеспечивающими обобщение, закрепление и применение новых знаний.

При их отборе учитывается цель и содержание образовательной ситуации, место в системе работы по данному разделу, возраст детей.

Отличительной особенностью методов обучения является наличие приемов проблемно-поискового характера, обеспечивающих высокую умственную активность, качественное усвоение знаний, интенсивное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности и вместе с тем формирование основных компонентов учебной деятельности.

Для активизации мыслительной деятельности детей используются: чередование видов деятельности; задания на развитие творческого воображения; решение логических задач, проблемных ситуаций, кроссвордов, ребусов; различные виды игр (словесные, грамматические, математические, логические, настольно-печатные, подвижные, народные).

Большое значение имеет игровой метод. Однако следует помнить, что в связи с нарастанием у старших дошкольников опыта деятельности, изменяется удельный вес игровых приемов при постановке и решении учебных задач, уступая место другим приемам, позволяющим формировать осознанное отношение к учебной задаче. Чрезмерное использование в процессе занятий игровых приемов препятствует формированию привычки к систематическому труду, умения прилагать усилия, преодолевать трудности, возникновению активности, связанной с волевым напряжением.В то же время недостаточное использование игровых приемов, «сухая» подача учебного материала приведет к тому, что у дошкольников не будет возникать стремление следовать указаниям педагога, выполнять предложенные задания, искать ответы на поставленные вопросы, и тогда пропадет желание заниматься.

В связи с этим, решая новые учебные задачи, необходимо сочетать игровой и учебный методы и продумывать смену деятельности, вводить мотивы, побуждающие выполнять работу качественно.Важно обеспечить активное участие всех воспитанников в решении учебных задач, умело используя совместную и самостоятельную деятельность.

Самостоятельная деятельность организуется для закрепления знаний, отработки навыков и умений. Оптимальные условия для этого создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера (творческого характера, требующих дополнения ответа, его уточнения, оценки).

С учетом предложенных рекомендаций для эффективного проведения организованной учебной деятельности рекомендуем при планировании организационно-поискового этапа придерживаться определенного плана.

План-таблица организационно-поискового этапа

Педагог Дети
Подведение к восприятию новой темы Создание ситуации поиска новой информации, ориентирование ребенка на исследование проблемы Организация опытно-поисковой, экспериментальной, трудовой деятельности, оказание необходимой помощи и поддержки в процессе познания Закрепление информации Организация физминутки Психолого-педагогическое сопровождение по пути познания, групповая, индивидуальная, самостоятельная, совместная деятельность Участвуют в диалоге с воспитателем Активно ищут ответ, высказывают предположения, мнения Действуют, делают выводы Осознают, запоминают полученную информацию Образно воспринимают информацию, получают физическую нагрузку, снимают напряжение Действуют, стремятся довести начатое до логического завершения, представляют результат деятельности

В зависимости от содержания занятия и педагогического опыта в предложенной таблице можно менять местами пункты плана и выделять для себя необходимые.

Подведение к восприятию новой темы помогает активизировать психические процессы ребенка для более качественного усвоения материала.

Продолжим рассматривать образовательную ситуацию по лепке в первой младшей группе.

Воспитатель организует дидактическую игру «Идем на огород за морковкой». Дети отправляются на «огород», из растущих там овощей выбирают морковь, участвуют в диалоге с воспитателем.

Создавая ситуацию поиска новой информации и ориентируя ребенка на исследование проблемы, воспитатель учит детей выбирать способы деятельности, адекватные поставленной задаче.

Например, это проблематизация: из чего лепить, как лепить? Воспитатель активизирует мыследеятельность детей. Дети, анализируя подготовленную обстановку и исходя из опыта, высказывают свои предположения.

Вовлечение детей в процесс опытно-поисковой, экспериментальной, трудовой деятельности, умело направленная работа воспитателя на умение действовать, воспринимать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, позволяет добиться лучших результатов в развитии компетентности.

В рассматриваемом примере, согласно структуре образовательной ситуации по лепке, воспитатель проводит обследование, показ, объяснение. Благодаря инструкциям воспитателя и обследованию предмета, дети понимают его особенности и воспринимают процесс лепки.

Процесс запоминания предполагает неоднократное повторение, закрепление информации. Это может быть дидактическая игра, проговаривание, беседа.

На лепке в первой младшей группе этот момент называется планирование. Дети кратко и четко проговаривают последовательность работы.

Необходимо уделять должное внимание двигательной активности, иначе у детей нарушается баланс в образовательной области, что приводит к переутомлению и снижению иммунитета. Педагогический процесс строится на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организаций, образовательная ситуация организуется на основе общения, игры, экспериментально-поисковой, двигательной деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Физминутки, проводимые в соответствии с темой, дают физическую нагрузку, снимают напряжение, а также помогают образно воспринимать информацию.

В нашем примере воспитатель организует игру на развитие мелкой моторики руки «Подготовим пальчики лепить морковку». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Психолого-педагогическое сопровождение по пути познания, групповая, индивидуальная, самостоятельная, совместная деятельность позволяет каждому ребенку проявить себя, реализовать свои способности в соответствии с задачами образовательной ситуации, представить результат своей деятельности.

Воспитатель вместе с Зайчиком предлагает начать работу. Дети проходят к рабочему месту, лепят морковки, опираясь на полученные знания, показывают Зайчику готовые морковки. Воспитатель направляет деятельность детей, проводит индивидуальную работу, закрепляет технику лепки, побуждает детей довести начатую работу до логического завершения.

В рефлексивно-корригирующем этапеформулируется общий итог познавательной деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало их к эмоциональной оценке образовательной ситуации. Важно при завершении связать приобретенные детьми знания с последующими, раскрывая воспитанникам ближайшие перспективы познания.

А также дается оценка учебной деятельности, учебных умений группы в целом и отдельных детей (введение некоторой дифференциации оценки деятельности возможно уже в среднем дошкольном возрасте). Помимо оценки работы над отдельными заданиями важно предлагать детям восстанавливать весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь алгоритмы, схемы, таблицы, наглядные результаты деятельности, вопросы персонажа и воспитателя.

Результативность ОУД определяется тем, насколько полно реализуются все поставленные задачи.

Рекомендуем рефлексивно-корригирующий этап строить в соответствии с предложенным планом:

1. Обобщение новых знаний (возможные вопросы воспитателя: Чему научились? С чем (кем) познакомились? Какое правило (слово, звук, число, способ, качество,…) узнали? Какой вывод сделали? Что нового (главного, важного) узнали? Что самое интересного (необычного, познавательного) было на занятии? Кому помогли?)

2. Выводы об усвоении знаний, корректировка деятельности детей в

дальнейшем (возможные вопросы воспитателя: Где это можно применить?Гдеэто пригодится?Как будем поступать?Что сделаем в подобной ситуации? Что можно сделать по этому же принципу (так же)?Кому подарить?Куда поставить, чтобы увидели?Где разместить?Кому рассказать, показать?)

3. Фиксирование результатов деятельности. Это может быть анализ

(Что получилось и почему?Что не получилось и почему? Кто как работал).Оценка достижений ребенка проводится не в сравнении с другими детьми и неким усредненным эталоном, а в ориентировке детей на сравнение с собственными достижениями. Необходимо чередовать разные виды анализа.Вместо анализа можно организовать выставку (полюбоваться, выделить понравившиеся, послушать гида), использовать художественное слово (прочитать стихотворение или отрывок из произведения в соответствии с темой, вспомнить пословицы, поговорки и т.д.), организовать игру по полученным знаниям (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую), спеть песню и т.д.

4. Планирование дальнейшей деятельности помогает плавно перейти к следующему режимному моменту.

Согласно этим рекомендациям, рефлексивно-корригирующий этап в технологических картах выглядит следующим образом:

План-таблица рефлексивно-корригирующего этапа

Педагог Дети

 

Обобщение новых знаний. Выводы об усвоении знаний, корректировка деятельности детей в дальнейшем Фиксирование результатов деятельности Планирование дальнейшей деятельности Осознают то, чему научились, что узнали. Связывают полученные знания с жизненными ситуациями. Слушают, рассматривают, оценивают, высказываются, осознают причины успехов и неудач или играют, читают стихотворения, поют, и т. д. Действуют

Заключительная часть образовательной ситуации на основе технологической карты включает ожидаемые результаты (знать, иметь, уметь), а также желательно фиксировать используемую литературу. Ожидаемые результаты показывают, чему учить

ребенка на каждом возрастном этапе.

В пункте «знать» воспитателю рекомендуем отметить знания по теме образовательной ситуации, правила выполнения чего-либо, выводы, новые слова и их значения и т.д. Например: в зависимости от темы и программных задач в конце образовательной ситуации дети должны знать о том, что лень – отрицательная черта характера, или знать технику выполнения прыжков через скакалку, или знать части тела и их функции, или знать значение витаминов для здорового образа жизни.

В рассматриваемом нами примере по лепке дети в конце образовательной ситуации должны знать приемы лепки морковки продольными движениями туда-обратно с раскатыванием в конус.

В пункте «иметь» воспитатель предусматривает у детей представление о рассматриваемых объектах.

В результате учебной деятельности по лепке дети будут иметь представление о форме и цвете моркови, представление о том, что морковь – овощ, представление о гостеприимстве.

В пункте «уметь» воспитатель расписывает то, что дети будут использовать в самостоятельной деятельности, воспроизводить, демонстрировать, экспериментировать, выбирать, эмоционально откликаться, проявлять интерес, понимать. Например: высказывать свое мнение о поступках героев, сравнивать предметы, выделяя их существенные признаки и т. д.

В технологической карте по лепке воспитатель планирует умение детей лепить морковь и предметы, имеющие форму конуса, умение использовать прием лепки в самостоятельной деятельности.

Расписывая используемую литературу, указать автора, название, место и год издания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: