Определение малой группы и ее границы




Психология малой группы

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫМАЛОЙ ГРУППЫВ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в даль­нейшем организует свою деятельность. Поэтому проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разра­ботанной проблемой социальной психологии. Малая группа оказалась той самой единицей анализа, где более всего возможен и уместен экс­перимент, что как бы «помогло» социальной психологии утвер­дить свое право на существование в качестве экспериментальной дисциплины. Исследования малой группы прошли ряд этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли для личности.

В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каж­дого. Акцент делался именно на факте простого присутствия дру­гих, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).

Результаты исследования таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если условиями эксперимента снимался момент соперничества). Эти результаты были интерпре­тированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида ока­зывали влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей. Этот эффект получил название эффекта социальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действия одного, способ­ствует им. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие и противоположного эффекта — известного сдерживания, тормо­жения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции. Однако гораздо большее распространение приобрело изучение именно социаль­ной фацилитации, и главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие именно этого явления.

Второй этап развития исследований знаменовал переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индиви­дов в малой группе. Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые про­блемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа со­вершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Так средняя скорость решения задач группой была сопоставлена со средней скоростью решения тех же задач, выполняемых индивидуально, и результат получился в пользу груп­пы. При более детальном анализе, правда, было выявлено, что ре­зультаты зависят также и от характера деятельности, но эта идея не получила развития и твердо был установлен лишь факт, что важным параметром групповой деятельности является именно вза­имодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.

На третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Начали выявлять не только влияние груп­пы на индивида, но и характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описа­нию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик. Вместе с тем обо­значился такой методологический принцип, как отказ от выявле­ния связи группы с более широкими социальными общностями, в которые она входит, отсутствие вычленения ее как ячейки соци­альной структуры, а значит, и уход от решения вопроса о содержа­тельной стороне тех социальных отношений, которые даны в ма­лой группе.

Определение малой группы и ее границы

Первый вопрос, который необходимо решить, приступая к исследо­ванию малых групп, это вопрос о том, что такое малая группа, каковы ее признаки и границы? Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов ».

В этом определении содержатся в сжатом виде основ­ные признаки малой группы, выделяемые в разных системах соци­ально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа дея­тельности. Наличие в малой группе общей социальной де­ятельности позволяет интерпретировать ее как субъекта этой деятельности, задает группу как элемент соци­альной структуры общества, ячейку в более широкой системе разделения труда. Обществен­ные отношения здесь выступают в форме непосредственных личных контактов, обусловленных совместной деятельностью.

Что касается количественных характерис­тик малой группы, то довольно давно идет дискуссия о ее нижнем и верхнем пределах. В большинстве исследований число членов малой группы колеба­лось между 2 и 7. На уровне здравого смысла представляется резонной мысль о том, что малая группа начинается с диады. Выбор диады как модели малой группы позволяет применять математическую теорию игр для проигрывания многочисленных ситуаций взаи­модействия. Однако диаду весьма трудно рассмот­реть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней прак­тически невозможно вычленить тот тип общения, который опос­редован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразре­шим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфлик­та. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возни­кающей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, будучи не включен в него сам и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

Не решен вопрос и о «верхнем» пределе малой груп­пы. Доста­точно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при ис­следованиях объема оперативной памяти (количест­во предметов, одновременно удерживаемых в памяти). В пользу такого определе­ния выдвигался следующий аргумент: поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов груп­пы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов. Эта идея не нашла экспериментального подтвержден­ия.

В исследованиях называются са­мые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Морено, автора социо-метрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Г.М. Андреева считает, что не следует устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел малой группы, а прини­мать за него реально существующий размер исследуе­мой группы. Т.к. если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний».

Это решение проблемы представляется наиболее обоснованным, поскольку в соответствии с ним малая группа представляет собой некоторую еди­ницу совместной деятельности, и ее размер определяется эмпири­чески. Например, при исследовании трудовых коллективов в качестве малой группы может приниматься и экипаж космической станции из двух человек и бригада рабочих из сорока человек, если именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: