Политическая мысль Древнего Рима




Политическая мысль Древней Греции делится на 3 периода

1- IХ – XI века до нашей эры архонт Солон, издавшего свод первых афинских законов.

2- X – XI века до нашей эры – это расцвет политической мысли и демократии в Древней Греции

3- II период – называется эллинский Представители его Эпикур, Полибий и стоики проповедовали аполитичность, неучастие в общественных делах и главной целью государства ставили преодоление страха, обеспечение безопасности людей

Политическая мысль Древнего Рима

Политико-правовая теория Древнего Рима развивалась под влиянием уже существующей теории Древней Греции.

Суть римского права состояла в том, что частная собственность была объявлена священной и неприкосновенной. Частное право стало цивильным правом всего римского народа В ранний период оформления римского права большая роль в этом деле принадлежала юристу древности Гаю, составившему свои “ Институции”. В данном труде он подразделял римское право на три части: 1. Право частных лиц с точки зрения свободы, гражданства и положения в обществе. 2.Право с точки зрения человека – собственника той или иной вещи. 3. Процедура, тип действий, который осуществляется по отношению к людям-собственникам и вещам. Значение систематики Гая для римского права было очень велико, она составила структуру всего частного права. Впоследствии теория римского права была развита и усовершенствована Павлом Ульпианом и императором Юстинианом. К концу истории Древнего Рима, она состояла из следующих частей: римское право для начального обучения; дигесты – 38 отрывков из римских юристов; собрание императорских конституций.

Средние века в истории человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви.

Средневековье обычно ассоциируется с воцарением церкви, схоластики, подавлением каких бы то не было проявлений рационализма. Христианство из религии угнетенных превратилось в государственную то в ряду других причин привело к тому, что господствующим стало религиозное мировоззрение. Социальные, политические проблемы стали рассматриваться через призму религиозных догматов. В это время были реанимированы и приспособлены к потребностям господствующего мировоззрения не только философские и социально-политические взгляды Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей, но и идеи раннего христианства

Ренессанс В противовес средневековым схоластам представители гуманизма изучали не Бога с его ипостасями, а человека с его проблемами и его отношением с другими людьми, с государством и обществом. В этот период возникает гражданская концепция политики, а главное место в политических учениях занимают проблемы формирования централизованного государства и эффективной власти светского властителя.

В социально-политических науках активно разрабатывались два основных направления. Первое — теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного неравенства юридическим равенством, закрепления права частной собственности, защиты личности от религиозно-феодального произвола. Второе — политическая идеология низших слоев, предшественников рабочего класса, в основе которой лежали идеи утопического социализма1.

Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность, а не мудрость или счастье.

3 вопрос:

Томас Гоббс. Верховная власть и независимость светского государства — основные идеи его политического учения. Признавая только три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской власти является общественный договор. Государство — человеческое, а не божественное установление. В учении Т. Гоббса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная ("общественный договор") и консервативная ("приоритет монарха и обеспечение свободы")

Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конституционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал понятия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, стоящим на страже этой собственности. Необеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.

Жан-Жак Руссо. он считал, что гражданское состояние должно гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорно установленных свобод.

4 Вопрос:

Политическая теория марксизма представляет собой жестко детерминированную концепцию интерпретации мира политики. Она основана на материалистическом понимании истории, в соответствии с которым политика является вторичной, производной от экономики сферой общественной жизни. политика в марксизме не носит самостоятельного характера и зависит от развития базиса, являясь его отражением. Правда, в дальнейшем современные последователи марксизма, не отрицая важней шей роли базиса, пытались уточнить самостоятельное значение политики. государство в марксизме по своей природе является классовым и выступает инструментом принуждения и подавления одного класса другим. уничтожение антагонистических классов и ликвидация всех форм неравенства про изойдет в результате социалистической революции и установления диктатуры пролетариата. политическая теория марксизма обосновывает неизбежность отмирания государства вследствие победы социалистической революции, упразднения частной собственности, небывалого роста производства и изобилия благ, исчезновения классов

5вопрос:

власть — явление социальное, поскольку возникает в обществе. Общество без власти — это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения.

· Источник власти – это средства, используемые для воздействия на объект власти для достижения поставленных целей
Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

· Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

· Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия

Ресурс власти – потенциальный источник власти, то есть средство, которое используется для достижения задач, но еще не были использованы.

6 вопрос: Идеологии как политико-социальное мировоззрение являются специфическим феноменом, содержание которого составляет область ценностных суждений, имеющих силу веры. Исходным пунктом идеологии является идея, развивающаяся в определенной интеллектуальной среде, воздействующая на общественное сознание и порождающая массовые политические движения. Будучи политическим мировоззрением, идеология обладает способностью наделять смыслом действия индивидов, социальных групп в пределах актуальной для них системы ценностей и вызывать к жизни определенную практику.

Идеологии начали зарождаться только в XIV в., в эпоху Возрождения, когда возник первый общественный кризис в связи с развертыванием процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Религиозная картина мира постепенно уступала место рациональной системе представлений о нем.

7 вопрос: Либерализм представляет собой идейно-политическое течение, сыгравшее решающую роль в становлении и развитии демократических политических режимов. Либерализм – это идейно-политическое течение, сторонники которого отстаивают свободу человека от контроля за его деятельностью со стороны государственных и религиозных институтов.

Стержневой идеей либерализма, из которой вытекают все его остальные положения, является идея свободы человека (индивида), подразумевающая его право и возможность самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности, нести личную ответственность за результаты деятельности, свое благополучие и общественное положение. Принцип свободы трактуется либералами как возможно большая независимость от ограничений со стороны государства.

· мирный, выборный путь прихода к власти, добровольный уход в случае поражения на выборах;

· строгое ограничение объема и сфер деятельности государства;

· верховенство закона, его обязательность для всех граждан и государственных институтов

8 вопрос Фашизм (от итальянского fascio — фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные

9Вопрос: Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Подобное рождение консерватизма не помешало ему превратиться в достаточно стройную систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к современному миру. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как историческое наследие. ажнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала – это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только перед своими современниками, но и предками, и потомками.

Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с политическим реализмом. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий

10 вопрос Коммунизм (лат.) дословно означает общий. Это одно из крупнейших идеологических учений 19-20 в, оказавшее не меньшее влияние на ход мировой, особенно – российской истории, чем либерализм. В основе коммунистической идеологии лежит внешне очень простая и очевидная для трудящегося большинства идея – идея социального равенства и справедливости. Суть этой идеи: распоряжаться материальными благами должны те, кто их производит, т.е. трудящиеся, а не те, кто владеет средствами производства, т.е. собственники. Но для этого собственность на средства производства должна стать общественной, а не частной. Вслед за этим и государство станет выражать не частные, а общественные, народные интересы, т.е. станет подлинно (а не мнимо) демократическим – властью самого народа и тем самым отомрет за ненужностью. Его место займет общественное самоуправление, руководствующееся не формальным правом, не юридически обязывающими законами, а принципами новой, коммунистической морали и нравственности.

11 вопрос Социал-демократизм имеет коммунистические корни. Как и коммунизм:

· Осуждает капитализм, считая его социально несправедливым обществом. В программных документах социал-демократов записано: «Социализм стремится преодолеть капиталистическую систему экономическим строем, при котором интересы общества стоят выше интересов прибыли».

· Объявляет себя идеологией, защищающей интересы трудящихся классов.

· Провозглашает своей целью социализм. Полагает его единственно справедливым обществом, но называет, в отличие от марксистов-ленинцев (что принципиально важно) «демократическим ». Отсюда и название идеологии – «социал-демократическая».

Принципиальные отличия социал-демократической идеологии от коммунистической заключены в различном понимании способов перехода от капитализма к социализму, а также самого социализма.

Социал-демократы в отличие от коммунистов:

· Отрицают необходимость классовой борьбы, настаивая на социальной солидарности всех классов и слоев общества.

· Отвергают идею революции как способа насильственного изъятия трудящимися государственной власти и собственности у буржуазии, предпочитая ей реформы.

· Настаивают на эволюции, т.е. на постепенной трансформации капитализма в социализм посредством реформ через развитие и совершенствование демократии и всеобщего избирательного права. «Социалисты стремятся создать общество свободы демократическими средствами».

· Отрицают необходимость диктатуры пролетариата как политической свободы и демократии только для рабочих, трудящихся классов и настаивают на свободе и демократии для всех классов и социальных групп.

Таким образом, социал-демократизмполитическая идеология, провозгласившая своим идеалом демократический социализм, базовыми ценностями которого являются свобода, справедливость и солидарность, основанные на принципах политической, экономической, социальной и международной демократии. Демократический социализм – это «справедливое общество, в котором свободные люди сотрудничают в качестве равных».

12 вопрос: Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом. Для того чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния, принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. Например, Швеция, Норвегия, Бельгия более демократичны, чем многие республики, хотя по форме правления являются конституционными монархиями. В то же время Германия 1930-х гг. по форме правления была республикой, однако характер власти был диктаторский. В связи с этим появилась потребность в определении тех средств и методов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие «политический режим».

Типы Режимов

Демократический режим Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти.

Тоталитарный режим политический режим, основу которого составляет жесткая диктатура, характеризующаяся полным контролем государства за жизнью общества. Огосударствляется не только общественная, но, в значительной степени и частная жизнь граждан, власть стремится жестко регламентировать все стороны жизни людей.

Авторитарный режим это государственное устройство, основу которого составляет сильная личная власть. Важным отличительным признаком авторитаризма является его опора на традиции, обычаи, сложившиеся на том или ином обществе. Авторитарность правления обычно связывается со сложными, переломными моментами в истории страны

13 вопрос Государство является центральным интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует в себе и реализует властные полномочия, обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные процессы. Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Долгое время оно отождествлялось с обществом, его социальной организацией Функции государства — это основные направления его деятельности, которые объективно обусловлены потребностями общественной жизни.

Классификация функций государства

По сфере деятельности:

а) внутренние (в пределах государственной границы);

б) внешние (за пределами государственной границы).

По продолжительности:

а) постоянные;

б) временные.

По значимости:

а) основные;

б) неосновные.

Функции современного государства

Внутренние:

а) регулирование экономики;

б) сбор налогов;

в) сохранение и развитие культуры;

г) охрана прав и свобод граждан и обеспечение правопорядка;

д) социальное обеспечение;

е) охрана экологии;

ж) и другие.

Внешние:

а) национальная оборона и внешняя агрессия;

б) сотрудничество с другими странами.

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства. В ней прежде всего воплощается связь на­селения в политическое целое, т.е. те публично-властные от­ношения, которые позволяют рассматривать государство как объединение индивидов, одномасштабное обществу, основан­ном на обмене товарами и деятельностями. В форме государ­ства, далее, воплощается природа и организация публичной власти — системы учреждений, управляющих делами обще­ства. Наконец, в ней выражается внутреннее территориаль­ное деление государства.

Итак, форма государства — это его устройство, выра­жающееся в характере политических взаимоотношений меж­ду людьми, между людьми и государством, между государ­ством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государ­ственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территори­ального устройства).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: