Практические примеры арт-терапевтических технологий




Арттерапия - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Вокалотерапия - частный случай - лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.

Библиотерапия (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях.

Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры..

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

В последнее время выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое - катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

1.

2. В чем заключается гуманистический потенциал артпедагогики в физической культуре? Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является артпедагогика. Артпедагогика – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, художественно- творческую, изобразительную, театрализовано-игровую). Сущность артпедагогики состоит в воспитании, развитии детей средствами искусства. Как известно, ее поле деятельности - проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности. Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сущность артпедагогики состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у ребенка художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Здесь стоит заметить, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в артпедагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики. Надо сказать, что на современном этапе развития артпедагогика наиболее полно реализует себя в двух сферах человеческой деятельности: в науке и практике, причем обе они взаимосвязаны. Характерной особенностью артпедагогики является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим потенциалом. В ней очень тесно переплетаются художественное развитие и эстетическое воспитание. При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика - как в учебной деятельности, так и вне ее. Артпедагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели - помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире. Однако у артпедагогики есть и свои, только ей одной присущие цели - например, формирование этического и эстетического «иммунитета» личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Он особенно важен в современном мире, где мы и наши дети так часто встречаемся с образцами безвкусицы и бездуховности. «Этический иммунитет» - это цельное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в окружающей среде и адекватную реакцию на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, организацию духовных ресурсов для преодоления материальных и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности. Артпедагогика имеет общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне сформировавшейся на сегодня области педагогической деятельности. Они таковы: 1. Использование искусства и его средств (в совокупности с содержанием какого-либо учебного предмета) в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися; 2. Интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий; 3. Отдание приоритета воспитанию в классической последовательности «обучение-воспитание-развитие личности». Современное образование находится на переломном этапе развития. Оно является зеркалом общества и поэтому находится в постоянном поиске путей и технологий способных активизировать помощь педагогу в достижении образовательной цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать. Задачи и функции артпедагогики значительно отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что целью является не обучение ребенка рисованию, а развитие способности к самовыражению, самопознанию, к приобретению коммуникативных навыков. Артпедагогика помогает развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроение, работать в коллективе. Данное педагогическое направление решает различные образовательные программы, облегчает процесс обучения и ребенку и педагогу, позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника; помогает наладить отношения между педагогами и воспитанниками; создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы; содействует адаптации личности в социуме. Содержание артпедагогического занятия формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы, то есть занятие обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния содержания занятия на духовную сферу воспитанника. В артпедагогике цели воспитания и развития преобладают над дидактическими целями. Взаимодействия педагога и обучающегося в процессе творческой деятельности значительно усиливает эффективность эмоционально-личностного развития ребенка, способствует процессу самопознания, самосовершенствования, самораскрытия, саморазвития и самореализации. Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях каждое занятие по возможности должно быть наполнено артпедагогическими методами и приемами соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. В этих условиях профессиональной деятельности от педагога требуется иная, нестандартная психологическая готовность к работе с детьми. Сегодня в системе образования нужен педагог, он должен максимально внимательно отнестись к довольно новому направлению в сфере образования – артпедагогике. Это не дополнительное образование, это технология, которая создает наиболее благоприятные условия для саморазвития, самостановления человека. Кроме того, к очевидным достоинствам артпедагогики следует отнести то, что ее грамотное и систематическое использование повышает возможности поиска новых творческих путей в педагогике в целом и в коррекционной педагогике в частности. Все это способствует лучшему освоению детьми и взрослыми наук и искусств, а также - духовному и нравственному развитию, которое так актуально на сегодняшний день



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: