Изучение нового материала.




ЛЕКЦИЯ 12.

Философия Возрождения и Нового времени

(Философия XIX в.: утилитаризм, марксизм, трансцендентализм).

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о философии позитивизма и эволюционизма».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Философия XIX в.: утилитаризм, марксизм, трансцендентализм.

2.3. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Дайте определение позитивизма.

3.2. Опишите суть позитивизма.

3.3. Дайте определение эволюционизма.

3.4. Назовите причины распространения эволюционизма в науке 19 в.

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы рассмотрим некоторые виды философии, которые появились в 19 в. Под запись. «Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Иеремия Бентам, основоположник утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Он видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит смысл этических норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отдельных лиц. Бентам сводил проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и страданий, которые могут повлечь за собой различные действия.

Трансцендентализм – направление философии, изучающее то, что лежит за пределами опыта, то, что невозможно познать, учитывая опыт. Впервые этот термин был использован И. Кантом, который относил к трансцендентальным категориям пространство и время как априорные (предшествующие опыту и независимые от него) познавательные формы, организующие эмпирическое познание. К главным задачам кантовской трансцендентальной философии относится выявление возможности и границ познания, разграничение сферы знания и верования, классификация познавательных способностей человека, выявление структуры опыта, прояснение механизма образования всеобщего и необходимого знания, обоснование объективного знания, достоверности математики и чистого естествознания. Все это определяет содержимое особого познавательного пространства, которое создает сам человек в процессе познания мира.

Марксизм – экономическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине 19 в. Включает также диалектический материализм и исторический материализм. Возникновению способствовало крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни, нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.) и кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу). Появился только после появления рабочих как отдельного класса.

На всех этапах развития общества происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Капиталист самостоятельно определяет, сколько платить рабочим, без учета их реальных нужд и потребностей.

Выход из данного положения – в установлении новых, социалистических (а впоследствии коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

- будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

- будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

- частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

- произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению».

4.2. Самостоятельная работа на уроке. Запишите в тетради подзаголовок «Исторический и диалектический материализм», перейдите по ссылке https://studfilosed.ru/konspekt-lektsij-po-filosofii/223-filosofiya-marksizma.html, прочитайте текст и выпишите в тетрадь основные параметры исторического и диалектического материализма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: