Лица участвующие в деле: понятие, признаки, состав, права и обязанности.




Суд как обязательный субъект административно-процессуальных правоотношений: права и обязанности суда, состав суда, рассматривающего дело в различных инстанциях, единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, мировые судьи.

Как и в гражданском судопроизводстве, всех субъектов административного судопроизводства подразделяют:

1) Суд

2) Лица, участвующие в деле

3) Лица, содействующие осуществлению правосудия.

КАС, в след за АПК, использует термин «Иные участники судебного процесса» относящийся к лицам содействующим осуществлению правосудия. Таким образом, КАС не относит представителей к числу лиц, участвующих в деле, в то время как в ГПК РФ вообще умалчивается о месте представителей в системе субъектов гражданского судопроизводства и просто выделил нормы о представителях в гл.5 ГПК РФ.

Суд как обязательный участник административного судопроизводства.

Административно процессуальные отношения это общественные отношения, складывающиеся между судом, рассматривающим и разрешающим административное дело, и лицами, участвующими в деле, а так же иными участниками административного судопроизводства.

Как и в любом судопроизводстве, процессуальные отношения вне суда не возникают!!!

Профессор Васьковский Е.В. изображал судопроизводство в виде системы элементов отношений, в котором обязательным субъектом является суд.

Суд-истец + Суд-Ответчик + Суд- свидетель.

Поэтому любые правоотношения, складывающиеся вне и помимо суда, процессуального значения не имеют!!!!

В гражданском, арбитражном, а так же в административном судопроизводстве закреплен принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел судами.

В административном судопроизводстве рассмотрение дел коллегиально подлежат:

1) Административные дела об оспаривании нормативных актов президента РФ и правительства РФ.

2) Административные дела о расформировании избирательной комиссии.

3) Административные дела об оспариваемом решении или уклонения принятия решения ЦИК РФ о результатах выборов президента РФ, депутатов государственной думы и о результатах референдума (рассматривается верховным судом).

4) Административные дела, рассматриваемые дисциплинарной коллегией Верх. Суда РФ (по жалобам о лишении статуса судьи)

5) Административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмторение.

6) Административные дела, решение о коллегиальном рассмотрении которых принято председателем суда на основании мотивированного определения судьи.

Таким образом, те дела, которые указаны в ч.2 ст.29 КАС РФ рассматриваются коллегиально, все остальные категории дел рассматриваются единолично.

 

Коллегиальное рассмотрение дел в первой инстанции в административном судопроизводстве осуществляется в составе 3-ех судей, один из которых председательствующим.

 

В отличие от арбитражного процесса, в котором коллегиальный состав может быть сформирован, в том числе с участием арбитражных заседателей.

 

В судах апелляционной, кассационной, надзорной инстанций рассмотрение коллегиально (исключение апелляция на решение мировыми судьями, которые рассматривают единолично судьями районных судов). При коллегиальном рассмотрении дела, все вопросы разрешаются голосованием, никто из судей не вправе отказаться от голосования, председательствующий в судебном заседании голосует последним.

В случае если судья не согласен с мнением большинства, он обязан подписать судебный акт, но может изложить в письменной форме свое особое мнение.

Особое мнение приобщается к материалам дела и не подлежит опубликованию.

Как и в любом судопроизводстве, судья должен быть независимым и беспристратным.

 

Ст. 31 КАС говорит о случаях отвода судьи:

1. Судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если он:

1) участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве судьи и в соответствии с требованиями настоящего Кодекса его повторное участие в рассмотрении административного дела является недопустимым;

2) участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, специалиста, переводчика или свидетеля;

3) является членом семьи, родственником или родственником супруга кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

4) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе административного дела.

 

2. Судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если имеются иные, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.

3. Административное дело о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок не может рассматриваться судьей, если он ранее принимал участие в рассмотрении дела, в связи с которым возникли основания для предъявления таких требований.

4. В состав суда, рассматривающего административное дело, не могут входить лица, которые состоят в родстве между собой, являются членами одной семьи, родственниками или супруги которых являются родственниками.

Таким образом, перечень оснований для отвода судьи не закрыт.

 

При наличии основании, указанных выше, судье, а так же нескольким судьям, входящим в состав суда может быть заявлен отвод.

Отвод должен быть мотивирован и заявлен ДО рассмотрения дела по существу. Если отвод заявлен в ходе рассмотрения дела по существу, заявитель должен обосновать, что обстоятельства, являющиеся основанием к отводу стали известны ему после начала рассмотрения дела по существу. В случае заявления отвода, суд должен заслушать мнения лиц участвующих в деле, а так же мнение судьи, если он желает его огласить.

Отвод, заявленный судье, рассматривающий дело единолично, разрешается этим же судьей. Отвод, заявленный одному судье при коллегиальном рассмотрении дела, разрешается судьями, входящими в данный состав суда, путем голосования, в отсутствие отводимого, при равном кол-ве голосов, судья считается отведенным. Отвод, заявленный нескольким судьям, или всему составу суда, решается простым большинством голосов. КАС отдельно не упоминает об этом, но решение вопроса должно быть совершено в совещательной комнате и решение вынесено в виде отдельного документа. Если определение препятствует движению дела, то оно должно быть вынесено в совещательной комнате и в виде отдельного документа. КАС как и в ГПК и АПК требует что бы при наличии указанных оснований судья заявил о самоотводе. Согласно ст.35 КАС Самоотвод, заявленный судьей, прокурором, секретарем судебного заседания, экспертом, специалистом или переводчиком, или заявленный им отвод разрешается в совещательной комнате. По результатам рассмотрения вопроса о самоотводе или об отводе выносится мотивированное определение.

В случае удовлетворения ходатайства об отводе, производится замена судьи или коллегии судей. Отвод может быть заявлен прокурору, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту или переводчику, разрешается составом суда, рассматривающим административное дело.

Лица участвующие в деле: понятие, признаки, состав, права и обязанности.

Согласно ст.37 КАС лицами, участвующими в деле являются:

1) Стороны: административный истец и административный ответчик

2) Прокурор

3) Заинтересованные лица

4) Органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц, или неопределенного круга лиц.

Стороны – предполагаемые субъекты предполагаемых публично – правовых отношений рассматриваемых судом.

Под административным истцом надо понимать как лицо, обратившееся в суд в защиту своих прав, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурора, органа публичной власти, должностным лицом.

Как и в гражданском и арбитражном процессах истец всегда то лицо, в чьих интересах начат процесс. Если административное дело возбуждается прокурором, органом государственной власти или должностным лицом в защиту неопределенного круга лиц, либо в защиту интересов субъекта РФ, то административным истцом будет выступать прокурор или должностное лицо.

Административными истцами могут быть граждане РФ, иностранные граждане, органы государственной власти и должностные лица.

Административный ответчик – это лицо к которому предъявлен административное исковое требование, ими могут быть органы государственной власти, иные государственные и муниципальные служащие, в некоторых случаях административным ответчиком могут быть граждане (например по делам о взыскании налогов, сборов и иных обязательных платежей).

Прокурор: участие прокурора в административном деле регулируется ст.39 КАС РФ. Он вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав граждан, в случае если они по состоянию здоровья, возраста, недееспособны, и по другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. Так же прокурор обращается в суд в защиту интересов РФ, субъектов РФ, неопределенного круга лиц.

Обращение в соответствующие суды, осуществляются прокурорами по определенному статусу (верх. Суд – генеральный прокурор и т д).

Прокурор возбуждающий административное дело, пользуется всеми правами.

Если прокурор в судебном заседании отказался от иска, поданного в пользу защиты неопределенного круга лиц, рассмотрение дела по существу продолжается. Если прокурор отказался от иска, подданного в защиту граждан, то суд выясняет позицию граждан, в случае отказа граждан от иска производство по делу прекращается, а прокурор выбывает из процесса. Административное судопроизводство знает и 2-ую форму участия прокурора в деле, с целью дачи заключения в деле. Эта форма реализуется, если на участие прокурора прямо указывает ФЗ.

Кроме прокурора, правом обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, наделены соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, уполномоченный по правам человека РФ и субъекта РФ, общественные объединения и граждане согласно ст.40 КАС РФ.

В административном судопроизводстве в число лиц участвующих в деле относятся так называемые заинтересованные лица, которые понимаются как лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Эти лица могут вступить в дело в суде 1-ой инстанции, в любой момент до принятия окончательного судебного акта. Они вступают в дело либо по собственной инициативе, либо по ходатайству сторон или по инициативе суда. Эти лица пользуются всеми правами.

По своему статусу в административном судопроизводстве заинтересованные лица очень схожи с 3-ими лицами в Гражданском и Арбитражном процессах (ст.47 КАС).

Иные участники судебного процесса:

Особняком в этой группе субъектов расположен представитель в административном судопроизводстве. КАС предъявляет особое требование к судебным представителям:

- наличие высшего юридич.образования.

Удостоверяя свои полномочия наряду с доверенностью, адвокатским ордером, удостоверяющего свои полномочия предоставляет документ, о высшем юридическом образовании. В административном судопроизводстве граждане вправе вести дело лично или через представителя. Личное участие не препятствует иметь представителя. КАС предусматривает ряд дел, в котором обязательно участие адвоката.

 

К иным участникам судебного процесса относятся лица содействующие правосудию в т.ч. Эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания.

Как и в гражданском и в арбитражном процессе все права и обязанности лиц участвующих в деле целесообразно разделить на общие (применяемым всем без исключения лицам участвующим в деле), или специальные, распорядительные (принадлежат только истцу и только ответчику как сторонам матер. Права)

Общ. права закреплены в ст.45 КАС РФ:

1. Лица, участвующие в деле, имеют право:

1) знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии;

2) заявлять отводы;

3) представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств;

4) задавать вопросы другим участникам судебного процесса;

5) заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования;

6) давать объяснения суду в устной и письменной форме;

7) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;

8) возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

9) знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа;

10) знакомиться с особым мнением судьи по административному делу;

11) обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов;

12) пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными настоящим Кодексом.

2. Административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.06.2016 N 220-ФЗ.

4. Лица, участвующие в деле, вправе получать с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" копии судебных актов, выполненных в форме электронных документов, извещения, вызовы и иные документы (их копии) в электронном виде, за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 5 ст. 45 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ).

5. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, обязаны вести дела в суде с участием представителей, которые отвечают требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса. Если административные дела в суде ведутся с участием представителей, лица, участвующие в деле, могут определить права, которые представители осуществляют исключительно с их согласия. Через своих представителей лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы другим участникам судебного процесса, давать необходимые пояснения, высказывать мнения и совершать иные процессуальные действия. При необходимости суд вправе привлекать к участию в осуществлении процессуальных прав непосредственно лиц, участвующих в деле.

6. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

7. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом.

8. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с настоящим Кодексом.

9. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом.

Специальные права закреплены в ст.46 КАС РФ:

1. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

2. Административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

3. Административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

4. Стороны вправе заключить соглашение о примирении в порядке, предусмотренном статьей 137 настоящего Кодекса.

5. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

6. Суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц.

7. В случаях, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, суд рассматривает административное дело по существу.

19.Процессуальное соучастие в административном судопроизводстве: понятие, виды, основания процессуального соучастия, права и обязанности соучастников.

Согласно ст.41 КАС РФ

1. Административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам (процессуальное соучастие).

2. Процессуальное соучастие допускается, если:

1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков;

2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание;

3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.

3. Каждый из административных истцов или административных ответчиков по отношению к другой стороне выступает в судебном процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение административного дела одному или нескольким из соучастников (административных соистцов или административных соответчиков).

4. Административные соистцы могут вступить в административное дело до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу.

5. В случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

6. О вступлении в административное дело административного соистца (административных соистцов) или об отказе в этом, о привлечении к участию в административном деле административного соответчика (административных соответчиков) или об отказе в этом судом выносится мотивированное определение. В случае отказа лица вступить в административное дело в качестве административного соистца оно может самостоятельно подать в суд административное исковое заявление, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

7. После вступления в административное дело административных соистцов и после привлечения к участию в административном деле административных соответчиков подготовка административного дела к судебному разбирательству и разбирательство административного дела производятся с самого начала, за исключением случая ведения этого дела через единого представителя или через уполномоченное лицо, действующих от имени всех административных истцов или всех административных ответчиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: