Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников




БИЛЕТ №10

Платежи за загрязнение уплачиваются по двум ставкам. По одной ставке оплачиваются выбросы в пределах установленного норматива, а по другой, повышенной, предприятие платит за превышение выбросов над нормативом.

Обычно ставка платежа за сверхнормативные выбросы в 5 раз превышает базовую. Региональные экологические комитеты могут корректировать базовую ставку, приводя ее в соответствие с региональными особенностями.

Региональные комитеты охраны природы устанавливают для каждого предприятия допустимый уровень выбросов. Он фиксируется в лицензии на природопользование. Затем подписывается договор на природопользование между предприятием-загрязнителем и региональным экологическим комитетом.

Система платежей за загрязнение окружающей среды предусматривает:

· выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе выбросы из стационарных и нестационарных источников загрязнения;

· сбросы в поверхностные водоемы;

· размещение отходов.

Основанием для введения таких платежей является Постановление Правительства РФ № 13 от 09.05.92 г. Оно определило ставки платежей за каждый из контролируемых загрязнителей. Для выбросов в атмосферу были установлены платежи для 211 загрязняющих веществ, а для сбросов в поверхностные водные источники для 92. Эти ставки, установленные для каждого загрязняющего вещества, считаются базовыми.

В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой особый вид косвенного налогообложения. При этом, облагаемой величиной является масса выбросов или сбросов, а также размещаемых отходов.

Базовые нормативы платы за загрязнения и размещение отходов, которые устанавливает государство, должны корректироваться на поправочные коэффициенты. Эти поправки к базовым нормативам платы отражают различия в экологических условиях, которые складываются в отдельных местностях.

Коэффициенты экологических факторов могу повышаться:

· для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районов Крайнего Севера, территорий национальных парков, а также на территориях, включенных в международные конвенции, - в два раза;

· для природопользователей осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, - на 20%.

Дифференцированные ставки платы за загрязнения по конкретным территориям определяются умножением базовых нормативов на соответствующие поправочные коэффициенты σ.

Согласно Постановлению Правительства РФ №632 1992г. устанавливаются два вида базовых нормативов оплаты: платежи за выбросы в пределах установленных предельных нормативов и платежи в пределах установленных временно-согласованных нормативов выбросов и сбросов.

В соответствии с таким порядком определения платы за загрязнение окружающей среды размеры платежей за выбросы (сбросы) от стационарных источников определяются следующим образом:

где S – размер платежей за выброс или сброс вредных веществ от стационарных источников, руб;

σ – коэффициент, учитывающий экологические факторы в регионе для атмосферы или водных источников;

mi – фактическая масса выбросов (сбросов) i-вредного вещества, m/год;

qi – предельно допустимый норматив выброса или сброса (ПДВ или ПДС), т/год;

li – временно согласованный норматив выброса или сброса (ВСВ или ВСС) i–вредного вещества, т/год;

ni – базовая ставка платы за выбросы или сбросы в пределах ПДВ или ПДС, руб./т;

n' i - базовая ставка платы за выбросы или сбросы в пределах ВСВ или ВСС, руб./т.

Базовые ставки платежей за выбросы и сбросы должны постоянно корректироваться и успевать за темпами инфляции в стране. Платежи за выбросы или сбросы в пределах установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а платежи за превышение установленных нормативов – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Начисление платежей за выбросы или сбросы от стационарных источников производится в соответствии с данными о фактических выбросах по видам загрязнений для каждого предприятия. Указанная информация содержится в годовых формах статистической отчетности 2-ТП (водхоз) и 2ТП (воздух), по которым отчитываются природопользователи. Эти две формы отчетности, а также балансы отходов составляют основу экологического мониторинга в России.

В этом случае важное значение для эффективности введенной системы платежей за загрязнение окружающей среды имеет правильное определение облагаемой величины выбросов или сбросов. Для стационарных источников необходимо обеспечить достаточную точность оценки фактической массы загрязнений.

На предприятиях в большинстве случаев отсутствует учет фактических выбросов или сбросов по данным инструментальных замеров. В результате расчетные значения выбросов загрязнений отличаются от фактических.

Для решения этой проблемы соответствующими органами должны проводиться моментные наблюдения. Для этого в случайный момент времени производятся инструментальные замеры выбросов или сбросов и на их основе расчетным путем определяется фактическая масса загрязнений по вредным веществам. Если расчетные значения больше отчетных величин, то не учтенная в отчетности масса выбросов должна приравниваться к несанкционированному выбросу и облагаться по штрафным ставкам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: