НА ВЕРУЮЩИХ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ «ДЖИХАД» В ИСЛАМЕ




С. Ш. Абдуллаева

РЕЛИГИОЗНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ВЕРУЮЩИХ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ «ДЖИХАД» В ИСЛАМЕ

Статья рассматривает религиозно-психологическое воздействие на верующих через неоднозначные религиозные понятия, а также влияние на них сект и неофициальных религиозных движений, развитие которых тесно связано с политическими процессами. Основное внимание автор акцентирует на том, что секты и неофициальные религиозные движения представляют общественную опасность. Они практикуют скрытое психологическое насилие над личностью путем применения методов воздействия на сознание человека, что в итоге приводит к разрушению настоящей личности людей. Также в статье автор представляет самые распространённые секты и радикальные религиозные движения в исламе, анализ действия которых позволяет понять, как происходит процесс манипулирования сознанием и поведением людей.

Ключевые слова: религия, вера, конфессия, джихад, священная война, политика, религиозно-психологическое воздействие, секта, радикальное религиозное движение, общественная опасность, понятие, управление, сознание, мышление, поведение.

С древних времен и по сей день политика всегда очень тесно переплеталась с религией, поскольку последняя вобрала в себя тысячелетний опыт влияния на психику человека. Для многих людей религия – это не просто личная вера, а целый социальный институт, который способен мобилизовать и координировать действия верующих людей.

Исторически сложилось так, что в религиозных сообществах заметное место занимает духовенство, призванное нести многостороннее образование своей пастве, что соответственно требует подготовленного духовного деятеля, способного грамотно разъяснить сложные понятия своей традиции, избегая всех моментов, которые могут способствовать конфликтам между приверженцами разных конфессий. Современные СМИ часто используют определенные религиозные понятия, такие, к примеру, как «джихад», «газават» и т.п., которые несут в себе потенциал сильного психологического воздействия на верующих. В свою очередь, действия верующих будут зависеть от того, насколько правильно интерпретируется ими то или иное религиозное понятие.

В исламе существует термин «джихад», который часто ошибочно интерпретируется как «священная война». В современном мире едва ли найдется человек, который не слышал бы о джихаде – понятии, которое входит в перечень неоднозначных религиозных терминов, нуждающихся в верной передаче его истинного смысла. Академический ресурс «Национальный корпус русского языка» показывает, что именно это слово стало наиболее часто встречаться в текстах конца ХХ века, начиная с 1990 г. и достигая пика в наши дни. Именно слово «джихад» сегодня может служить примером своего рода рычага давления на верующих людей, как с положительной, так и с отрицательной стороны, которые определяются особенностями его трактовки.

Слово «الجهاد‎» («джихад») с арабского языка имеет прямое значение «усилие» или «усердие» на пути Всевышнего, предполагающие борьбу «неверностью» в себе и других на этом пути [12, с. 66]. Для мусульман религия – это абсолютная покорность на пути Аллаха, условия которой они черпают из Корана и Сунны. Соответственно «джихад» в правильном понимании источников и официальной религии для верующего мусульманина – усердие над самим собой, форма борьбы − индивидуальной или коллективной − за принципы веры. Стать архитектором и построить мечеть, преодолеть свои пороки и соорудить дамбу в интересах исламской уммы (общества) – все это формы джихада. В таком значении джихад – это бескорыстно исполняемый общественный долг [2, c. 33]. Понятие военного джихада как «священной войны с неверными» является второстепенным, тогда как основным является джихад против зла собственной души [1, c. 60]. Поэтому на современном этапе развития общества, когда во всем мире существует много общественных и политических противоречий, очень важно, чтобы понятие «джихад» трактовалось мусульманскими духовными деятелями и наставниками в том истинном значении, в котором оно представлено в Коране.

Халиф Умар ибн ал-Хаттаб[1], посетив фронт против византийских войск, провозгласил, что война есть малый джихад, а большой джихад призван создать общество справедливости и равенства среди тех, кто уже принес Аллаху клятву повиновения [2, c. 33].

К сожалению, на протяжении тысячелетий, с древнейших времен и до современности, войны были «спутниками» человечества. Самые первые письменные памятники почти полностью посвящены войнам и завоеваниям. Немаловажную роль в этом историческом факте сыграли мировые религии, частью учений которых стали концепции «священной войны», несущие в себе психологию оправдания совершения зла в отношении иноверцев. Сегодня проблема односторонней трактовки смысла исламского термина «джихад» как «войны с иноверцами» в первую очередь наносит вред самим мусульманам. Неправильно трактуемый термин мусульмане и верующие других конфессий считают основанием для отнесения всего ислама к категории воинственных религий. Религиозная неграмотность многих верующих дает возможность манипулировать ими с помощью разного рода вербально-психологических воздействий таких терминов как «джихад». Некоторые религиозные деятели и руководители маргинальных сект, преследуя политические и иные цели, используют религию как средство духовно-психологического влияния.

Религиозно-психологическое воздействие на людей может оказываться разными путями. Это появление нелегальных религиозных школ, в которых верующих наставляют на «особый путь», ведущий к тяжелым последствиям не только для них самих, но и для окружающих. Сегодня это может быть и интернет, отсутствие контроля за которым ведет к распространению текстов экстремистского содержания или специально изданных религиозных книг, брошюр и т.д. Так происходит процесс манипулирования сознанием и поведением людей. Милитаристская религиозная идеология, используя термины и понятия официально признанных религий, искажает их смысл, тем самым кардинально меняет мировоззрение людей, приводя их под воздействием и психологическим давлением религиозных наставников-фанатиков к радикальному исламу. История последних десятилетий знает немало примеров совершения террористических актов исламскими религиозными сектами, члены которых полностью находятся под влиянием религиозно-психологического воздействия со стороны духовных лидеров подобных организаций.

Сектой принято называть религиозное течение (общину), отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее [3]. В русском языке утвердилось бытовое понимание секты как маргинального или девиантного сообщества, часто опасного для окружающих. Помимо официально признанных направлений ислама – суннизма и шиизма − на всем протяжении развития этой религии возникали многочисленные мусульманские школы и секты. Некоторые из них исчезали практически сразу после возникновения, а другие либо оставляли яркий след в истории, либо существуют до сих пор [4]. Образование сектантства в исламе началось практически с самого начала его появления. Сам пророк Мухаммад говорил, что его община в будущем разделиться на семьдесят три партии (секты, толка, направления), и только одна из них будет иметь истинно божественную природу: «Моя община разделится на семьдесят три партии. Все, кроме одной, окажутся в Аду…». Сахабы (сподвижники пророка Мухаммада) спросили: «А какая партия спасется?» Посланник Аллаха ответил: «Те, кто следует за мной и моими сахабами» [9]. Возникали такие толки и как следствие изменений ислама в ответ на развитие общественно-политических условий. Указанные изменения отражаются в догматике, обрядности, религиозном быту, а самое главное в религиозной психологии.

В историческом исламе насчитывается немалое количество как официальных течений, так и неофициальных сект, наиболее известными из них являются: исмаилизм – шиитская секта − возникла в VII в., ее основателем был Исмаил – старший сын шестого имама Джафара, который был устранен от наследования своим отцом, но нашел себе сторонников в числе радикальных противников суннизма и немусульманских религий. Место расположения исмаилизма – Передняя Азия и Сирия. По своему устройству эта секта напоминала военную организацию с четкой иерархией и жесткой внутренней дисциплиной. Иерархичность исмаилистской организации проявлялась и в наличии различных ступеней посвящения, до которых допускались не все члены организации, а лишь наиболее проверенные. На самых высоких ступенях исмаилитам внушалась уверенность в том, что содержащаяся в Коране истина не сводится к его буквальному смыслу, а выражается с помощью аллегорий. Исмаилизм не являлся единым течением, от него отделись ассаси́ны (секта наемных убийц) и друзы (более умеренное крыло течения, потомки друзов до сих пор проживают в Сирии). Несмотря на значительное влияние, которое имела эта секта в XI – XII вв., период ее расцвета был кратковременным. Окончательное уничтожение исмаилитов как централизованного течения произошло в 1273 г., когда монголами была разрушена резиденция верховного имама [4].

Ваххабизм – основателем этого наиболее радикального из ныне существующих мусульманских течений стал Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб, впервые выступивший с проповедями перед аравийскими кочевниками в 1730 г. Основным требованием его учения стало возвращение к исламу периода праведных халифов, что автоматически упраздняло распространившийся в позднем исламе культ святых, а также монашеские ордены. Главной особенностью ваххабитской пропаганды явился ее радикальный характер: выступая как против других религий, так и против официального ислама, приверженцы этого учения требовали развязывания священной войны, т. е. неверной интерпретации джихада [4]. Опираясь на текст Корана, ваххабиты преднамеренно искажали официальный ислам, продвигая свое неофициальное течение благодаря религиозно-психологической пропаганде, рассматривающей крайнюю важность ведения священной войны.

Ассаси́ны – основателем ордена ассасинов был Хасан ибн Сабах. Агрессивная секта низаритской ветви исмаилитов в свое время получила название «ассасины» как европеизированный вариант персидского слова «хашишин» (в пер. с араб. − «употребляющие гашиш» либо «травоеды»).
В расцвете своего могущества эта военизированная организация держала в страхе и трепете весь цивилизованный мир того времени. Слово «ассасин» вошло во многие западноевропейские языки и стало синонимом «убийцы», «наемного убийцы», «политического убийцы», «безжалостного злодея», «преступника», а зачастую и «террориста».

Для усиления веры членов своей секты Хасан ибн Сабах подвергал усиленному психологическому воздействию. Он был выдающимся мастером фальсификации. Так, по преданию, в замке, в одной из комнат находилось помещение, в полу которого был оборудован колодец. Один из юношей становился в него так, что над полом была видна только его голова. На шею ему надевали блюдо, состоящее из двух половинок. В этом случае создавалось впечатление лежащей на блюде отрубленной головы. Для большей достоверности и эффекта в блюдо подливали кровь. В зал приглашали молодых адептов и демонстрировали им «отсеченную голову». Неожиданно из темноты появлялся сам Горный Старец, т. е. Хасан ибн Сабах и начинал совершать над «отсеченной головой» магические жесты и произносить на непонятном, потустороннем языке таинственные заклинания. После этого «мертвая голова» открывала глаза и начинала говорить − присутствующие были в шоке. Ибн Саббах и остальные задавали вопросы относительно рая, на которые «отсеченная голова» давала более чем оптимистические ответы. Потом этого юношу убивали, а голову выставляли на обозрение. Убеждение, что лишь смерть на службе Хасану открывает дорогу в рай, ширилось в народе, и недостатка в желающих служить Горному Старцу не было. Известно, что у Горного Старца было несколько двойников. На глазах у толпы хашашинов двойник, под воздействием наркотического зелья, совершал показательное самосожжение. Таким способом он якобы возносился на небеса. Каково же было удивление и неописуемое восхищение хашашинов, когда на следующий день Горный Старец представал перед ними невредимым.

В ордене ассасинов молодые люди не находили решения проблем социальной несправедливости, зато Горный Старец гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни, постоянно внушал своим адептам, что они могут попасть в райские сады, минуя чистилище, лишь при одном условии: приняв смерть по его непосредственному приказу, не переставал повторять изречение в духе пророка Мухаммеда: «Рай покоится в тени сабель». Таким образом, хашашины не только не боялись смерти, но страстно ее желали, ассоциируя ее с долгожданным раем.

В Европе предводителей хашашинов в суеверном страхе называли «горными шейхами», зачастую даже не подозревая, кто именно сейчас занимает пост Верховного Владыки. Почти сразу после образования ордена, Хасан I смог внушить всем правителям, что от его гнева невозможно укрыться, а осуществление «акта божьего возмездия» − это лишь вопрос времени [5].

Джамаат Таблиг − аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 г. в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом [6].

В соответствии с политической обстановкой настоящего времени ислам также испытывает сильное религиозно-психологическое давление со стороны целого ряда влиятельных политических центров, ведущих войну за обладание «черным золотом» − нефтью. С таких позиций в СМИ конструируется образ ислама как воинствующей и агрессивной религии. Ислам исторически возник и распространил свое влияние на географических территориях, богатый нефтью, что часто порождало политическое давление на эти страны, в ответ на которое появлялись радикальные движения, готовые на совершение террористических актов и военных действий. Радикальные исламистские движения используют «психологическую промывку мозгов», особенно среди молодежи, выявляя и привлекая религиозных фанатиков с неустойчивой психикой и сознанием, поддающимся пропаганде. Самые влиятельные из них:

«Аль-Каида» (с араб. «основа», «фундамент», «принцип») − одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабитского направления ислама.

«Братья-мусульмане» − международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 г. Хасаном аль-Банна в Египте.

Талибан − исламистское движение, зародившееся в Афганистане среди учеников исламских религиозных школ в 1994 г.

«Хезболла» (с араб. «партия Аллаха») − военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия, действующая в Ливане и Сирии.

«Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) − головная организация части ближневосточных повстанческих групп исламского толка, созданная 15 октября 2006 г.

Кавказский эмират (Имарат Кавказ) − сепаратистско-террористическое радикально-исламистское движение, охватывающее Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию, Татарстан и Урал, а также вооружённые отряды, действующие в этих республиках. Кавказский эмират был провозглашён 7 октября 2007 г. президентом непризнанной Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) Доку Умаровым.

«Боко харам» − радикальная исламистская секта в Нигерии. Известна с 2002 г. Внесена Советом Безопасности ООН в список террористических организаций в мае 2014 г.

Хамас (аббревиатура от «Исламского движения сопротивления») — палестинское исламистское движение и политическая партия, правящая в секторе Газа с июля 2007 г.

Анализируя частично перечисленные религиозные радикальные движения, можно сделать вывод, что в основном цели их организации похожи – это борьба против стран «западного мира» и их сторонников в исламских странах, свержение светских режимов в исламских странах и создание «исламского халифата» − мирового исламского государства [7].

Религия всегда занимала важное место в жизни человека. Основоположник психологии религии Уильям Джемс отмечал, что под религией следует «подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает Божеством» [13]. Французский социолог Э. Дюркгейм утверждал, что религия охватывает то, «что выходит за пределы нашего знания» [8], поэтому с помощью веры можно влиять на психологическое восприятие человеком окружающего мира, поскольку именно так каждая личность утверждается в мироздании.

В сложной и противоречивой сфере религиозного сознания особое место занимает сектантство и религиозные радикальные движения, которые образовались под руководством лидера. Возникновение и развитие, сектантства тесно связано с политическими процессами, разворачивающимися в мире, начиная со средних веков и по настоящее время. Сотни различных религиозных организаций, действующих сегодня в современном обществе, образуют некий континуум, в котором официальные религии находятся на одном полюсе, а секты, на другом [8].

Секты и некоторые неофициальные религиозные движения могут представлять собой общественную опасность. Они практикуют скрытое психологическое насилие над личностью путем применения методов воздействия на сознание своих членов, тотального контроля над их поведением и жизнью. Деятельность многих сект и неофициальных религиозных движений связана с нарушением уголовного и иного законодательств [10].

Погружая людей в жестоко регулируемую, оказывающую сильное давление социальную среду, религиозные секты стремятся полностью овладеть их душами, превращая человека в управляемую и контролируемую марионетку, которая не замечает контроля и стремится к нему, а когда теряет, то впадает в депрессию. В итоге происходит разрушение настоящей личности человека и замена ее новой личностью [11].

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным понятиям и организациям, друг к другу, государству, обществу, поэтому очень важно на современном этапе развития мирового сообщества понимать, какие группы стремятся оказывать на сограждан религиозно-психологическое воздействие, применяемое духовными лидерами, порой преднамеренно трактующими определенные религиозные термины и понятия с целью разжигания религиозной нетерпимости, вражды и противостояния между верующими разных религиозных конфессий.

 

Литература

1. Магомерзоев М. Ислам. М.: Эксмо, 2010. С. 60.

2. Уинтл Д. История ислама. М.: АСТ Астрель, 2007. С. 33.

3. Толковый словарь Ожегова С. И. // Энциклопедии и словари [Электронный ресурс]. URL: https://enc-dic.com/ozhegov/Sekta-31652.html (дата обращения: 15.02.2016).

4. Исламские течения // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Исламские_течения (дата обращения: 25.02.2016).

5. Тайная доктрина [Электронный ресурс]. URL: https://tdoctrina.ru/2013/02/ 06/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2/ (дата обращения: 03.03.2016).

6. Джамаат Таблиг // Академик. Словари и энциклопедии: [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/894059 (дата обращения: 15.03.2016).

7. Аргументы и факты. Аль-Каида, Хамас, Талибан: 8 крупнейших исламистских группировок мира [Электронный ресурс]. URL: https://www.aif.ru/dontknows/file/alkaida_hamas_taliban_8_krupneyshih_islamistskih_gruppirovok_mira (дата обращения: 10.03.2016).

8. Абрамян Г. П. Проблемы сектантства в молодежной среде [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/78/284/97179.php (дата обращения: 01.03.2016).

9. Якупов М. Проблема сектанства в исламе // Islamdag.ru: [сайт]. URL: https://islamdag.ru/node/41581 (дата обращения: 12.03.2016).

10. Василенко М. М. Сектантство и история его развития [Электронный ресурс]. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=853 (дата обращения: 15.03.2016).

11. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Behter/_ Vnush_index.php (дата обращения: 15.03.2016).

12. Энциклопедический словарь. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 315 с.

13. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.,1993. С. 33 − 34.

S. Sh. Abdullaeva



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: