В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ




ИМЯ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

ОснованиеПсковаприписываетсявеликой киевской княгине Ольге, хотя одновременное их упоминание в летописи это и опровергает: «В лето 6411 Игорь приведе себе жену от Плескова именем Ольгу». Однако древнейший источник подтверждает, что родина княгини Ольги – Псковская земля… А Житие святой равноапостольной княгини уточняет место её рождения – «весь Выбутская близ града Пскова», некоторые же источники ещё более конкретны: деревня Волжино/Ольжино/Ольгино (ныне Волженец) с древним колодцем-родником … А народные предания связывают с её именем сразу несколько географических точек в окрестностях Выбут.

Я не буду повторять того, что известно всем, - пользуясь исследованием Натана Феликсовича Левина, постараюсь проследить, как на протяжении веков потомками сохранялась память о нашей самой знаменитой землячке…

Сегодня, 23 июля, – День освобождения Пскова от немецко-фашистких захватчиков… И, думаю, многие из нас лишь недавно осознали, что эта дата неслучайна: Ольга всегда была защитницей и покровительницей своей родины…

На реке Великой, разделённой у Выбут небольшим островком, существовали (и сейчас мы знаем эти места) Ольгины ворота (правый рукав), Ольгины слуды – левый рукав (слуды – подводные камни в мелкой протоке), Ольгин ключ, Ольгин камень… Православных псковичей мало интересовала история основания города – они верили Житию Святой Ольги, рассказам в нём о встрече на Великой, возле Выбут, князя Игоря с красавицей- перевозчицей, её замужестве в Киев, мести за гибель мужа и крещении в Царьграде самим Константином. Житие же повествует о посещении Ольгой своей родины – этот рассказ о явлении Ольге трёх солнечных лучей на противоположном высоком мысу вам известен. И строительство по повелению Ольги на этом холме города и первого в тогдашней Киевской Руси храма Живоначальной Троицы… Археологами и историками доказано, что деревянные стены Детинца были заменены каменными в Х веке, и построен деревянный Троицкий собор – возможно, к этому «приложила руку» княгиня Ольга… Во всяком случае, с тех пор благодарные псковитяне стали считать Ольгу своей небесной покровительницей и прославлять её имя в веках… На берегу Великой, где явились княгине 3 солнечных луча, ею был поставлен дубовый крест, позже перенесённый в Троицкий собор, а вместо него псковичи поставили часовню и нарекли её в честь Святой Равноапостольной княгини. Вы знаете, что эта часовня была окончательно разобрана в 60-е годы ХХ столетия (я её помню!), - новая Ольгинская часовня поставлена уже в начале ХХI века… Думаю, судьба Ольгина креста вам тоже известна: в 1609 г. при пожаре он сгорел, но в 1623 году возобновлён – сейчас его можно видеть в Троицком соборе. В построенном в 1699 г. Троицком соборе, нижнем его храме, был устроен придел в честь святой равноапостольной Ольги, но после пожара 1770 г. его вынуждены были заложить – для устойчивости Троицкого собора. А престол Ольги перенесли в новый (тёплый) Благовещенский собор, судьба которого печальна: он был взорван в 1930-е г. Ольге же посвятили один из приделов 2-го этажа Троицкого собора.

Чуть позже я вернусь в Выбуты, а сейчас о самом почитаемом для Ольги Российской времени на её родине – это век губернского Пскова. 11 июля 1844 г. – в Ольгин день (Ольга скончалась 11 июля 969 г.) в городе под покровительством великой княгини Ольги Николаевны (дочери Николая I) открылся первый детский приют её имени. Находился он на правой стороне Сергиевской улицы, между Ивановской (Гоголя) и Стенной (Свердлова). Этот приют стал первой общественной благотворительной организацией, в нём воспитывалось около 100 девочек-сирот. А Александр Сергеевич Князев (1814-1897), инспектор Духовной семинарии, краевед, предложил ежегодно 11 июля проводить крестный ход от Троицкого собора в Выбуты. Благословение было получено – и 1-й крестный ход отправился от Троицкого собора 10 июля 1862 года: по плавучему мосту он перешёл Великую, у Ольгинской часовни архиепископ Феогност отслужил молебен, затем верующие отправились в Выбуты, остались там на ночь, а наутро 11 июля, после торжественного молебна, отправились в обратный путь…

В мае 1883 г. местное Пароходство спустило на волу Великой свой 1-й пароход «Ольга»… И в 1883 г. Псковское Археологическое общество отметило 1000-летие со дня рождения своей знаменитой землячки. Городская Дума в это же время, по предложению городского Головы Петра Петровича Калашникова, решила основать бесплатную начальную школу для девочек… Ольгинскую женскую школу (для 60 девочек) открыли 7 ноября 1883 г. на Завеличье, недалеко от Ольгинской часовни и храма Успения с Пароменья. Позже (конец ХIХ в.) для школы арендовали часть дома Отто Граудума на углу Новгородской и Казанской улиц (дом сохранился – сейчас это д. №22 по ул. Карла Маркса, на углу ул. Красных Партизан).

В 1901 г. здесь уже училось 115 девочек. Попечительницей школы была Мария Ивановна Агапова, дочь известного краеведа Ивана Ивановича Василёва и жена городского Головы А.А. Агапова, содержательница частной женской гимназии. В 1904 г. М.И. Агапова предложила увеличить срок обучения в Ольгинской школе, а в 1908 г. её преобразовали в прогимназию. Позже для Ольгинской прогимназии было спроектировано собственное здание, но осуществить этот план помешала Мировая война, так что в доме Граудума прогимназия продолжала существовать; в 1917 г. она стала гимназией.

Вернёмся на короткое время в Выбуты. 11 июля 1883 г. на заседании Археологического общества на устройство придела к Ильинской церкви в честь Святой Равноапостольной княгини было собрано 832 рубля. Денег оказалось мало, и архиепископ Гермоген предложил на эти деньги возвести около Ольгина камня часовню. Она и была вскоре построена по проекту архитектора Александра Николаевича Векшинского – освятили её в день Святого Равноапостольного князя Владимира 15 июля 1888 года, в 900-летнюю годовщину крещения Руси. Судьба Ольгинской часовни тоже известна: её взорвали (вместе с Ольгиным камнем) в 1930-е годы…

В 1884 г. в Выбутах была открыта начальная народная школа, а 11 июля 1888 г. Уездное Земское собрание решило построить для неё отдельное здание… А Городская Дума в эти юбилейные дни Продольную улицу, ведущую в Выбуты, переименовала в Княже-Владимирскую (в 1923 г. она стала носить имя писателя Максима Горького); пересекающая её Богадельницкая получила наименование Ольгинской (с 1923 г. – Красноармейская); набережная с Ольгинской часовней – Ольгинской набережной, с того же 1923 г. - Красноармейской. И лишь в 1992 г., исключительно стараниями Натана Феликсовича Левина, Ольгинской набережной было возвращено её историческое название. В 1980-х годах я, как и Н.Ф. Левин, состояла в Комиссии по наименованию и переименованию улиц (при Горисполкоме), и ещё в 80-е годы Натан Феликсович предлагал вернуть набережной её первозданное имя…

3 ноября 1895 г. в семье Николая II родилась дочь Ольга. Спустя неделю Святейший Синод предложил в честь рождения августейшей дочери учредить «в Выбутском погосте близ города Пскова, на родине святой княгини Ольги, женскую второклассную приходскую, с церковью, школу». Сначала эта школа была открыта в селе Каратыгине, в приспособленной избе, а за 1899-1901 гг. для Выбутского Ольгинского женского училища было построено 2-этажное здание. К 1970 году местность обезлюдела, школу закрыли и в скором времени здание погибло…

В 1907 г. Михаил Меньшиков, московский журналист, уроженец Новоржевского уезда, призвал общественность отметить 950-летие крещения Ольги установкой ей памятника в Пскове. Было создано Всероссийское общество святой равноапостольной княгини, главной его целью стало увековечение памяти Ольги. 27 октября 1907 г. император разрешил подписку на сооружение Ольгинского храма в Выбутах – к 1914 г. собрали только 30 тысяч рублей, однако строительство его началось и 11 июля 1914 г. состоялась торжественная его закладка, на которой присутствовали не только высокие столичные гости, но и греческая королева Ольга Константиновна. И, несмотря на ход войны, основные работы были завершены - храм был подведён под крышу..

А теперь слушайте внимательно… В ноябре 2013 г. я поехала в Ригу (жила там самые тревожные годы, с августа 1990 по ноябрь 1996-го) с определённой целью: для Алексея Евгеньевича Климова (США, сын автора мозаичной иконы «Троица», что над Троицкими воротами Псковского Кремля) сфотографировать мозаику Иоанна Предтечи на часовне-усыпальнице Иоанна Поммера, первого латышского православного священника, зверски убитого в 1934 году, а для Натана Феликсовича Левина – место упокоения Василия Сергеевича Князева, старшего брата краеведа А.С. Князева. Для Алексея Ивановича Фёдорова (Струги Красные) попытаться узнать судьбу автора песни «Поручик Голицын»… Были, естественно, в Риге и другие дела. Русские кладбища – Покровское и Ивановское – я посещала и во время рижской своей эпопеи…

У Татьяны Дмитриевны Фейгмане, директора Института русского культурного наследия Латвии и редактора сайта «Русские Латвии», пытаюсь уточнить номер трамвая, идущего до Покровского кладбища, а она предлагает встретиться со Светланой Видякиной: лучше её Покровского кладбища никто не знает. Пытаюсь сопротивляться: совсем нет времени – я сама легко найду то, что меня интересует… Однако Татьяна Дмитриевна набирает номер и после нескольких фраз передаёт мне мобильник. Светлана Александровна просит повторить имя – называю… Говорит, что недавно вернулась из Пушкинского Заповедника, в библиотеке читала интересную подборку в «Псковском летописце» (№8), сделала выписки…

К моим «плановым адресам» мы никак не можем пройти мимо мест упокоения псковичей – Светлана Александровна подробно рассказывает историю захоронений, вновь пропуская через себя судьбу каждого, а у меня складывается впечатление, что в этом городе мёртвых «живут» одни мои земляки…

Вернувшись в Москву в конце ноября, в Читальном зале библиотеки Дома Русского Зарубежья им. А. Солженицына из книги «Покровское кладбище. Слава и забвение» (Рига, 2004. Составители С. Видякина и С. Ковальчук)[1], вспоминая рассказ Светланы Александровны, выписываю необходимые комментарии к своим фотографиям.

В книге - и история собора Покрова Пресвятой Богородицы, и этого старейшего православного кладбища Риги, сохранившегося частично и расположенного, по странному совпадению, на улице Предков (так переводится с латышского «Сенчу»)…

История храма самым тесным образом связана с Псковом и псковичами… В 1777 году недалеко от современного собора стояла деревянная Покровская часовня, церковь построена (тоже деревянной) в 1779 году. По Указу Псковской Духовной консистории (Рига входила в Псковскую епархию) для её внутреннего убранства были использованы алтарь, иконостас и иконы полевой церкви уехавшего из Риги Псковского Пехотного полка. 4 декабря 1779 года Псковская Духовная консистория передала в Рижское Духовное правление антиминс – и с этого времени стали совершать богослужения. Церковь не сгорела в пожаре 1812 года… В апреле 1845 года церковь была передана первому Рижскому латышскому православному приходу, т. к. в это время много латышей переходило в Православие. В 1850 г. из Рижского викариатства Псковской епархии была образована Рижская епархия.

В декабре 1875 года деревянная Покровская церковь сгорела – каменная, построенная на пожертвования рижан, освящена 9 сентября 1879 года. Здесь встречали чудотворную псково-печерскую икону Божией Матери «Умиление». В Покровском соборе служили многие выходцы из Псковской губернии… Я нарушу хронологию и из большого числа псковичей выберу сначала ВАСИЛЬКОВА Капитона Симеоновича (1824-1895). Протоиерей Покровской церкви. Родился в селе Опоки Порховского уезда Псковской губернии, первоначальное образование получил в Порховском Духовном училище, а завершил в Псковской семинарии. Когда он учился в семинарии, умер его отец. Капитон – старший в семье (ещё 1 брат и 3 сестры), потому за ним закрепили место отца – священника Благовещенской церкви родного села. По переходе на службу в Рижскую епархию он удостаивается благословения Святейшего Синода «за отличную службу в Псковской епархии». В 1858 г. он – 2-й священник Покровской церкви, а с 1860 г. и до конца жизни – её настоятель. Составлял проповеди. Последнее КРУПНОЕ ДЕЛО о. Капитона – устройство каменного кладбищенского храма вместо сгоревшего в 1875 г. деревянного. За свои заслуги, кроме епархиальных и синодальных наград, в разное время пожалован орденами Св. Анны 3-й и 2-й степеней и Св. Владимира 4-й ст. В 1880 г. ему разрешено носить золотой наперсный крест с драгоценными украшениями, поднесённый прихожанами Покровской церкви.

КНЯЗЕВ Василий Сергеевич (1817 – 1903) – сын диакона Псковской епархии, среднее образование получил в Псковской Духовной семинарии, высшее – в Петербургской Духовной академии в 1843 году. Спустя 3 года ему присвоена степень магистра богословия – он определён в Псковскую Духовную семинарию профессором церковно-библейской истории, канонического права и церковной археологии. В 1849 году В.С. Князев был назначен настоятелем Порховского собора и ректором Духовного училища. Но на его выдающиеся способности обратил внимание архиепископ Рижский Платон, управлявший в то время Псковской епархией, - и в 1852 году Василий Князев был призван в настоятели Кафедрального (Рождества Христова) собора Риги и утверждён членом Рижской Духовной консистории. Кроме того, с этого времени В.С. Князев исполняет различные общественные должности, являясь и цензором «Рижских Епархиальных Ведомостей», и наблюдателем за преподаванием Закона Божия в казённых и частных учебных заведениях. В.С. Князев удостоен всех духовных наград, до палицы включительно, и орденскими знаками отличия – до Святой Анны 1-й степени (1895 г.): золотым наперсным крестом с драгоценными украшениями из кабинета Его Императорского Величества (1884 г.); бронзовым крестом на Владимирской ленте и бронзовой медалью на Аннинской ленте, установленные в память войны 1853-1856 годов.

 

А теперь имя, связанное со строительством Ольгинской церкви в Выбутах. ПОНОМАРЁВ Григорий Иванович (1871 – 1952) родился в семье псаломщика погоста Щемерицы Лавровской волости. В 1893 г. закончил Псковскую Духовную семинарию со званием студента, однако за неимением средств поступить в Духовную академию не смог. 18 января 1894 г. рукоположен во диакона (9 января сочетался браком с Феодосией Гривоноговой) и назначен в Смолинский приход, одновременно работал в приходской школе. Скорее всего, речь идёт о погосте Смолино[2] в посёлке Палкино и храме Николая Чудотворца. В августе 1897 года рукоположен во иерея и назначен в Выбутский приход, где его трудами перед революцией на родине княгини Ольги был выстроен и подведён под крышу храм Святой Ольги. В 1920 году эвакуировался в Эстонию, затем переехал в Латвию. Служил в Лудзенском уезде, Старой Слободе и селе Ново-Троицком (Линава), с января 1933 года – настоятелем рижского Покровского собора. Помимо церковного служения, преподавал в школе Закон Божий, а с 6 апреля 1935 г. по 12 августа 1935-го являлся членом Синода Латвийской Православной Церкви; с 15 июня 1943-го по 1 декабря 1949-го – духовник Рижскоградского благочиния. Имел награды: набедренник (1899), скуфью (1902), камилавку (1906), наперсный крест (1911), возведён в сан протоиерея (4.01.1923), палицу (14.07.1925), крест с украшениями (30.01.1933), митру (27.10.1942). Григорий Иванович Пономарёв скончался 8 марта 1952 г., упокоился рядом с храмом, в котором прослужил почти 20 лет.

И – к слову – на Покровском кладбище последний приют обрела Мария Ивановна Агапова, дочь Ивана Ивановича Василёва (Агаповы выехали в Ригу в 1919 г.) – к сожалению, место это пока вновь обрести не удалось, несмотря на существующую со дня похорон фотографию у Татьяны Дмитриевны Фейгмане (я знакомила её в 2015 г. с Натаном Феликсовичем Левиным, во время Шестых Псковских Международных краеведческих чтений, которые проходили на базе Паломнического центра Свято-Успенского монастыря). На сайте «Русские Латвии» страничка посвящена Марии Ивановне Агаповой.

Не только священники, уроженцы Псковской губернии, нашли свой последний приют на Покровском кладбище: в братской могиле воинов Первой мировой – офицеры 11 Псковского Пехотного полка; буквально на каждом шагу – псковские купцы, дворяне…

Не знаю, пскович ли полковник Ливонской дивизии Северо-Западной армии Дыдоров Климент Иванович, но на его намогильной плите высечены слова первого Псковского князя Всеволода-Гавриила «Чести моей никому

не отдам».

В 2003 г. в Пскове открыт наконец памятник (даже 2) княгине Ольге – скульпторов Клыкова и Церетели. В 2018 г. имя княгини Ольги присвоено аэропорту в Пскове – участники Восьмых Краеведческих чтений, проходивших в октябре 2018 г. на базе Естественно-географического факультета ПсковГУ, свои голоса отдали за её имя. В прошлом году создан Фонд Святой Равноапостольной княгини Ольги. И с начала 1990-х уже официально День города и День памяти княгини Ольги отмечаются совместно торжественно.

 


[1] Покровское кладбище. Слава и забвение. Составители С. Видякина, С. Ковальчук. Рига, 2004. Кроме того, в докладе использована информация сайта «Русские Латвии».

[2] Святыни и древности Псковского уезда. По дореволюционным источникам (Составитель и автор вступительной статьи Н.Ф. Левин). Псков, Дом Печати. 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: