Культ пит в нартском эпосе




Появление ронга, пива («бæгæны») и æлутон Нартовский эпос связывает с именем главной героини эпоса – Сатаной. В одном из сказаний Нартского эпоса говорится, как появилось пиво. «Опустилась птичка на хмелевую лозу, сорвала она зелёную шишечку хмеля и три зёрнышка выклевала из неё. Весело вспорхнула, и полетела туда, где сушился на солнце сладкий солод. Клюнула она зёрнышко сладкого солода, – и свалилась пташка на землю. Хочет вспорхнуть, а крылья точно подрезаны. Увидел её тут нарт Урызмаг, поднял с земли и принёс домой своей жене Сатане, она бережно взяла птичку в руки и положила её на кучу пшеничных зёрен. И птичка скоро очнулась, вспорхнула, защебетала и улетела.

Рассказал Урызмаг Сатане всё, что на глазах у него приключилось с птичкой. А об остальном мудрая Сатана сама догадалась. Смолола она солода, сварила его, процедила варево и положила в него крепкую закваску из хмеля. Зашипело, заискрилось варево и покрылось белой пеной. Пили нарты, и дивились нартытакому напитку. Из чего варится пиво? Из солода ячменного, из солода пшеничного, а закваску возьми с хмеля, что вьётся по орешнику».

Эпос приписывает Сатане изобретение ещё одного напитка – æлутон. Как гласит сказание «Сатана сушила солод и увидела, как одна птичка села на ветку хмеля, поклевала семена хмеля, затем слетела и поклевала зерна солода и не смогла взлететь, поскакала, покачиваясь в разные стороны. Сатана сообразила, что с ней случилось. Нарвала она хмеля и сварила его с солодом. Получился прекрасный напиток – бæгæны. Домочадцы попробовали и опьянели. Затем она заставила зарезать барана, очистила его и целиком вместе с курдюком сварила его в пиве. Получился удивительный напиток – алутон, черный, густой и бодрящий».

Изготовление пива Сатаной отразился и в устном народном творчестве осетин.

В эпосе приготовить вкусное пиво было под силу только Сатане, не все нарты были умелыми пивоварами. Однажды Сырдон, справляя поминки по своим покойникам, «собрал с избытком всё, что нужно было для поминок: напитки и кушанья. Над очагом поставил котёл и заварил пиво. Но, чтобы сварить пиво, Сырдон положил в котёл вместо двадцати мер солода одну меру, и пиво не получилось».

Пиво было настоящим божественным напитком у нартов. Для иллюстрации процитируем отрывок из известного сказания «Чем небожители одарили Сослана»: «В светлых чертогах Сафа накрыты столы, небожители сидят за столами, пьют из турьих рогов сладкое чёрное пиво, а молодой нарт Сослан прислуживает им… Большой турий рог поднял за здоровье Сослана повелитель громов Уацилла. И Сослан, по обычаю нартов, поблагодарил его… Тут небесный кузнец Курдалагон поднял турий рог за здоровье Сослана. И сам Сафа, хозяин небес, обратился к нему и попросил у него подарка для Сослана… Поблагодарил его (Курдалагона) Сослан и сказал:

– О, Курдалагон, небесный кузнец, каждую весну будем мы варить сладкое пиво и на пашнях своих будем прославлять твоё имя!».

Следует отметить, что приготовлением пива занимались не только эпические нарты, но и сами осетины. Они всегда рассматривали процесс его приготовления как «святое дело», магическое действо, которое должно было обеспечить успех праздника или ритуального обряда.

Во время приготовления пива осетины исполняли ритуальные песни, это видимо, было связано с тем, чтобы задобрить святых задолго до начала обрядов и празднеств.

Ещё один любимый хмельной напиток нартов – ронг. Его появление в первую очередь связано с появлением мёда. Судя по сказаниям, первыми мёд в дупле дерева обнаружили нартовские женщины. Сатана приготовила из него напиток. Когда нартовские богатыри вернулись из похода, она поднесла старшим три почетных бокала. Напиток всем очень понравился.

В сказании «Как Сатана стала женой Урызмага» есть некоторое упоминание о том, как готовился ронг. Урузмаг, отправляясь в поездку, поручил своей первой жене Эльде приготовить к его возвращению ронг. «Ронг, чудесный нартский напиток, стала готовить Эльда к возвращению мужа. Сварила она ронг, но когда она влила туда закваску – что тут делать?! – не бродит ронг. Не знала Эльда, что это Сатана мудростью небесной и земным колдовством не дала ему забродить. Встревожилась Эльда и побежала к Сатане. Сатана согласилась ей помочь с тем условием, что проведёт с Урызмагом ночь. Тогда Сатана заквасила новую закваску и ронг начал бродить» [7].

 

О чудесном брожении ронга есть ещё одно упоминание в «Сказании о Сатане и девушке из рода Бората». Здесь девушка рассказывает сон, в котором она заквасила кадки с ронгом, но они у неё не бродили. Тогда она пошла к родным в нижний квартал и привезла оттуда закваску. Подмешала она этой закваски и ронг начал бродить. Следовательно, во время приготовления ронга важным моментом было брожение, а для брожения была необходима «специальная закваска» [2].

 

Согласно Нартскому эпосу, ронг был хмельной и приятный на вкус. В одном из сказаний гостящий у нартов сын Хиза обращается к Сослану: «Самым крепким из ваших напитков наполните мне турий рог!» И тот приносит ему ронг [4].

 

Наряду с пивом и æлутон, ронг считался лучшим хмельным напитком нартов при поклонении святым местам и молельням. В сказании «Как Батрадз спас Урузмага» имеется упоминание о священной горе, куда нарты ходили молиться с пирогами и кувшином ронга [3].

 

Менее популярным напитком у нартов была арака. Как отмечает В.И. Абаев, «На протяжении нескольких сотен прочитанных и услышанных нартовских сказаний не встречал ни одного намёка на араку» [2]. И далее: «Безошибочный такт певцов подсказывал им, что приписать нартам употребление такого банального напитка значило бы снизить и опошлить Нартовский мир, овеянный ореолом сказочной героики»

Что касается вина, то, несмотря на то, что оно является древним напитком осетин, восходящим к скифской эпохе, не упоминается в осетинских Нартских сказаниях. Причину этого Б.А. Калоев объясняет следующим образом: «Предки осетин, поселившись в центральной части Северного Кавказа, где климатические условия были менее благоприятны для разведения винограда, перестали заниматься виноградарством и виноделием. В то же время слово «сæн» сохранилось в форме «сана» в адыгском Нартском эпосе, а вино здесь является наиболее популярным напитком нартов. Возможно, всё это объясняется этническими связями ираноязычных предков осетин с их соседями – адыгскими племенами, с которыми они находились в тесном контакте с глубокой древности»

Между тем отсутствие вина в осетинских Нартских сказаниях ещё не говорит о том, что нарты не имели в своём быту этого напитка. Возможно, им было известно его изготовление и употребление, но они не ставили его на один уровень с ронгом, алутоном и пивом. Тем более что в сказании «Урызмаг и Харан-Хуаг» имеются упоминания о винограднике. «У моего отца, – говорит Урызмаг, – были хорошие виноградники, а вот взгляни туда – Харан-Хуаг превратил их в заросли кустарника, а весь наш скот в кучу камней»

Судя по осетинским сказаниям, напитки нартов хранились в кладовых Сатаны в большом количестве. В сказании «Безымянный сын Урызмага» сказано: «И повела Сатана Урызмага по своим кладовым. Одна кладовая полна пирогами, в другой – от земли до потолка высятся груды вяленого мяса, в третьей – хранятся напитки… Щедрая хозяйка Сатана ухаживает за гостями, от яств столы гнутся, напитки рекой льются. Урызмаг один за другим произносит тосты»

Перечисленные выше напитки, особенно ронг и бæгæны-æлутон предпочитались нартами во время приёма гостя и празднеств. Как повествует сказание «Ацамаз и красавица Агунда», «Младшие подносили гостям рога, наполненные ронгом, и расставляли по столам большие двуухие кувшины, в которых пенилось чёрное пиво-æлутон… Обильнее воды лились напитки – крепкий ронг и чёрное пиво-æлутон».

Пиво и другие напитки служили также мерилом чести и достоинства мужчины. Чтобы определить человеческие достоинства Батрадза, «нарты посадили его так, чтобы ни до одного кушанья и напитка не смог он дотянутся. Всю неделю сидел на пиру Батрадз, и ни кусочка еды и ни глотка ронга не попало в рот его, но пел он веселее всех и плясал лучше всех».Батрадз был смелым, выносливым, мужественным и отважным в бою, противником насилия и несправедливости, защищал нартов и всегда побеждал врагов Приведённый сюжет из эпоса также свидетельствует о том, что нарты были воздержаны в питье спиртного. Не теряли чувство стыда, были отважны и разумны, избегали пьянства и сквернословия. Всё это нашло отражение также в жизни и культуре осетин.

Важно упомянуть и чашу «Уацамонга», которой больше всего дорожали нарты. Она обладала чудесными свойствами. Когда нарты пили из неё, хмельной напиток – ронг, пиво и æлутон, то содержание её никогда не иссякало, она вновь наполнялась сама по себе, а при правдивом рассказе о подвигах героев поднималась к устам храбрецаВажно отметить, что хмельные напитки украшали и разнообразили повседневный быт и ритуально-обрядовую жизнь как эпических нартов, так и их этнических преемников – осетин.

Культ пит на Кавказе

В системе питания горцев выделяли 2 осн типа:

1. Домашние трапезы

2. Общественные трапезы

Домашние делились на 2 подтипа: гостевая и повседневная. Домашние-это ежедневные обыденные трапезы членов семьи (завтрак, обед, ужин). Повседневная трапеза стремилась вобрать в себя максимум возможного набора продуктов. Гостевая- трапеза устраиваемая семьей в честь небольшого числа званных или неожиданно прибывших гостей. Гость, как говорится у горцев, «имеет в моем доме свою долю и вносит в дом изобилие» Блюда, предназначенные для гостевой трапезы отличались более высоким качеством приготовления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: