Найдите в социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
Установите соответствие между санкцией и видом, которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ВИД САНКЦИИ | |
А) штраф Б) аплодисменты В) грамота Г) выговор Д) бойкот | 1) формальные 2) неформальны |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) семья
2) племя
3) народность
4) община
5) государство
7.Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Разновидностью этноса является народность.
2) Появление наций предшествовало возникновению государства.
3) В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.
4) Различают этническое и гражданское понимание нации.
5) Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.
8.Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ | СФЕРА ОБЩЕСТВА | |
A) государство Б) наука B) рынок Г) школа Д) семья Е) армия | 1) политическая 2) духовный 3) экономический 4) социальная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Найдите в списке проявления хозяйственно-экономической функции семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) составление семейного бюджета
2) обработка огорода на дачном участке
3) организация семейного отдыха
4) содействие членам семьи в продвижении по службе
5) распределение домашнего труда
6) первичный социальный контроль
10.В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
11. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в стремлении человека изменить свое общественное положение.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
12.Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей.
13.Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.
2) Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.
3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.
4) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.
5) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.
14.Установите соответствие между примерами стратификация и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ | ТИП | |
A) смена места работы на ту же должность Б) переезд в другой город и последующее устройство на работу на ту же должность B) повышение по службе Г) повышение с должности учителя на должность директора школы Д) брак простой гражданки с президентом | 1) вертикальная 2) горизонтальная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
15.Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.
1) Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.
2) Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.
3) Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.
4) Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу.
5) Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.
16.Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Появлению семьи способствовало возникновение государства.
2) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.
3) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга.
4) Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития.
5) Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.
17.Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.
3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения де- виантного поведения.
4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
18.Установите соответствие между типом семьи и критерием ее выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫСЕМЬИ | ОСНОВАНИЯ | |
А) малодетные Б) многопоколенные В) партнерские Г) многодетные Д) патриархальные | 1) по количеству детей 2) по распределению обязанностей 3) по составу семьи |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
19.Выберите верные суждения о социальных ролях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная роль является динамической составляющей социального статуса.
2) Неприязненные отношения между соседями служат примером ролевого конфликта.
3) К типичным социальным ролям относится роль потребителя.
4) В ролевом репертуаре личности различают главные и второстепенные роли.
5) Выбор ролевого поведения определяется только внутренними установками личности.