Новейшее время (125 лет: от 1840 г. до 1960 г.)




Каменный век

Олдувай (1 000 000 лет: от 1 600 000 до 600 000 г. до н.э.)

Homo Habilis развил галечную культуру - создал конвейер для передачи навыков. Расколотую гальку практически не использовали, но коллективное занятие свободного времени обеспечили.

Шелль (380 000 лет: от 600 000 до 220 000 г. до н.э.)

Первые рубила и превращение коллективных ритмических выкриков в речь.

Ашель (140 000 лет: от 220 000 до 80 000 г. до н.э.)

Homo Sapiens создал язык и овладел огнем.

Мустье (51 000 лет: от 80 000 до 29 000 г. до н.э.)

Первые религии.

Мезолит (20 000 лет: от 29 000 до 9 000 г. до н.э.)

Изобретение гончарного ремесла и появление бронзы.

Неолит (7 000 лет: от 9000 до 2000 г. до н.э.)

Вытеснение охотников, появление скотоводов и земледельцев. Железо.

Первые государства и письменность.

Древность (2500 лет: от 2000 г. до н.э. до 500 г. н.э.)

В эту эпоху мы воспринимали мир через ощущения: понять мир значило ощутить его: мир составляли четыре элемента(1): вода, земля, огонь, воздух (конечно, это не понятия: это образы). Природа есть космос - порядок, военный строй. Образом знания становятся скульптура и храм, пифагорейская мистика музыкальных интервалов.

Развитие человека имеет следствием появление рабства.

Индивидуальное мышление появляется в результате полисного кризиса, оно пришло на смену племенному мышлению.

Культурный герой - Прометей.

Специализированный человек имеет статус раба, находится вне "общей культуры".

Иудаизм и мусульманство, наложив запрет на изображения, оставили нам в наследство изощренный дискурс мышления и уважение к тексту.

Античность оставила нам в наследство культуру интеллектуального насилия. Интеллектуальное насилие имеет целью принудительно заменить в сознании оппонента (противника) его позицию своей позицией, используя в качестве оружия аргументацию. Примеры: беседы Сократа и научные дискуссии.

Средние века (1000 лет: от 500 г. до 1500 г.)

В эту эпоху мы стали воспринимать мир через рассуждения, перенося на мир свой опыт рассуждений из сферы права: мир подчинен законам. Наше дело - сформулировать эти законы, используя понятия и логику. Образом знания становится юриспруденция. Прояснение веры через разум положило начало эпохе атеизма.

Культурный герой - Христос.

Схоластика оставила нам в наследство культуру текста (И этот текст разделен на рубрики и абзацы по схоластической технологии).

Оформилась мусульманская цивилизация.

Новое время (340 лет: от 1500 г. до 1840 г.)

На смену групповому догматическому мышлению пришло индивидуальное критическое мышление. Аналитический подход оттеснил восприятие целостности, даже в искусстве наступила математизация. Разум стал отделяться от морали, возник парадокс одиночества (человека и человечества). Человек освобождается от догм, от религии, от власти авторитетов. Царицей познания становится математика.

В эту эпоху самосознания мы стали воспринимать мир через призму знания - организованной иллюзии того, что "на самом деле" является непостижимым хаосом. Человек стал видеть природу как нечто внешнее. В искусстве родился пейзаж, вытесняя природу из человеческой души. Внутренняя жизнь души стала предметом пристального внимания - Шекспир, Сервантес.

Человек соорудил вторую природу и обрел второе мышление. Наука стала внучкой бога. В науке воцаряется инженерный подход в форме механистических моделей.

Культурный герой - ученый (из интеллигенции выделяется когнитариат).

Специализированный человек имеет статус настоящего человека. Общая культура не столь престижна, как в доброе старое время. Университеты стали выпускать не людей, а специалистов.

Новейшее время (125 лет: от 1840 г. до 1960 г.)

Аксиоматическая форма мышления в конце XIX века становилась ведущей в математике и физике, получила поддержку в философии как новая форма научного мышления. В тридцатых годах ХХ века обнаруженная неполнота аксиоматических систем положила конец надеждам на создание "аксиоматического рая".

Одновременно (и как дочерняя форма) окончательно оформилась убежденность в том, что свойства любого объекта могут быть выведены из свойств составляющих его (как систему) элементов. Эту форму (редукционизм) к середине века вытеснил системный подход: достаточно сложная система имеет свойства, принципиально не выводимые из свойств элементов. К исследованию сложных систем были привлечены компьютерные модели, объединившие вербальные и "формульные" средства описания систем.

"Концепция объективной реальности растворяется в математике, которая теперь уже описывает не поведение элементарных частиц, но наше знание об этом поведении".

Новейшее время оставляет нам в наследство аппаратную и концептуальную математизацию и культуру математического текста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: