ЛОР кабинет Страница 3 из 21




Лекция – Введение в оториноларингологию. Роль верхних дыхательных путей и уха в физиологии и патологии человека. Организация ЛОР помощи населению.

2. Лекция – Воспалительные заболевания носа и околоносовых пазух. Риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения.

3. Лекция – Воспалительные заболевания глотки. Аденоиды. Ангины и хронический тонзиллит.

4. Лекция –Воспалительные заболевания гортани.

5. Лекция – Острый и хронический гнойный средний отит. Отогенные внутричерепные осложнения.

6. Лекция –Неотложные состояния в оториноларингологии.

Источник: https://ruspromedic.ru/raznoe/materialy-dlja-vrachej/24277-sestrinskoe-delo-v-otorinolaringologii.html

ВВЕДЕНИЕ В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЮ - СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ

Оглавление

Сестринское дело в оториноларингологии

Введение в оториноларингологию

Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов

2 Заболевания носа и околоносовых синусов Заболевания носа и околоносовых синусов_

2 Заболевания глотки Заболевания глотки_

2 Заболевания гортани Заболевания гортани_

2 Заболевания уха Заболевания уха_

2 Ургентная оториноларингология Ургентная оториноларингология_

2 Ситуационные задачи Ответы к ситуационным задачам Симптоматология Доврачебная помощь Лекарственные средства и схемы лечения Современные физические технологии Заключение

ЛОР Страница 2 из 21

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Конкретные цели занятия: студент должен иметь представление об истории, современных достижениях оториноларингологии, определить место этой дисциплины в общей патологии, знать роль среднего медицинского работника при оказании плановой или срочной оториноларингологической помощи взрослым и детям.

Распределение рабочего времени. Лекция – 2 часа.

Краткое содержание.

Даётся определение оториноларингологии как фундаментальной медицинской специальности, изучающей морфологические и функциональные особенности верхних дыхательных путей (ВДП) и уха, а также патологию, смежных с ними областей. Определяется место этой специальности в общей медицинской патологии, а также социальная значимость анализаторов, расположенных в ЛОР органах, прежде всего слухового и вестибулярного.

Возможные сочетания патологических проявлений при ЛОР и других заболеваниях: I) патология ЛОР органов вызывает расстройства других органов и систем организма- 2) заболевания других органов и систем обусловливают патологические состояния уха и верхних дыхательных путей- 3) патологический процесс в ЛОР и других органах является признаками одного общего заболевания- 4) из 2-х и 3-х заболеваний одно является основным, а другие сопутствующими.

Организация оториноларингологической помощи в РФ: кабинеты (взрослые, детские) общего ЛОР приёма и специализированные (фониатрические, сурдологические и слухопротезирования)- ЛОР стационары (взрослые, детские, смешанные).

Весьма актуальным является определение задач и обязанностей медицинской сестры в обеспечении полноценной деятельности этих подразделений.

Изучение заболеваемости, проведенное в последние годы, показало, что до 16% всех обращений в лечебные учреждения вызваны болезнями уха, горла и носа. В структуре ЛОР патологии на первом месте стоят ангины, на втором отиты, далее следуют синуситы и другие болезни ВДП и уха. Ангины занимают одно из первых мест среди заболеваний с временной утратой трудоспособности и составляют 8–10 случаев на 100 работающих в год, а в некоторых отраслях производства этот показатель еще выше. Уровень заболеваемости населения ангинами в ряде регионов РФ колеблется в пределах 67–86 случаев на 1000 населения. У детей он выше. У больных хроническим гнойным средним отитом этот уровень составляет 3–10 на 1000. Среди причин летальности госпитализированных ЛОР больных первое место принадлежит риносинусогенными и отогенным внутричерепным осложнениям. Деятельность медицинской сестры направлена на оказание квалифицированной сестринской помощи пациентам и членам их семьи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, уход в период болезни и реабилитации.

Медицинская сестра должна знать:

•философию сестринского дела, понимать его сущность и социальную значимость-

•четко знать границы своих полномочий и своей ответственности-

•нравственно-этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде в сфере профессиональной деятельности-

•функции, правила и средства общения, методы обучения и консультирования взрослых-

•основные закономерности развития и жизнедеятельности человека в разные возрастные периоды, сущность физиологических и патологических процессов, происходящих в организме, их влияние на образ жизни-

•анатомофизиологические и психологические особенности, универсальные потребности человека в разные возрастные периоды-

•систему организации медицинской помощи и принципы бюджетно-страховой медицины в России-

•структуру медицинских учреждений, функциональные обязанности, принципы организации и оплаты труда медицинского персонала, сертификации, лицензирования и контроля качества медицинской помощи-

•основы здорового образа жизни, формы и методы санитарно-просветительной работы;

Медицинская сестра должна уметь:

•обеспечить высокий уровень профессионального общения-

•подготовить рабочее место, рационально организовать свой труд в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ)-

•планировать работу и анализировать показатели, свидетельствующие о результативности собственной деятельности-

•обеспечить безопасную среду для пациента и персонала-

•обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала (соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима)-

•выполнять стандартизированные сестринские технологии (профилактические, лечебные и диагностические манипуляции и мероприятия)-

•осуществлять все этапы сестринского процесса в период повседневной жизнедеятельности, болезни и реабилитации пациента-

•осуществлять сестринское консультирование и обучение пациента и/или его семьи-

•оказывать больным и пострадавшим неотложную доврачебную медицинскую помощь при травмах, отравлениях, острых состояниях и в очагах катастроф в соответствии с государственными стандартами-

•вести учет и анализ демографической и социальной структуры населения на участке, осуществлять медико-социальный патронаж-

•осуществлять пропаганду здорового образа жизни и вести санитарно-просветительскую работу-

•оформлять учетно-отчетную медицинскую документацию-

•координировать свою профессиональную и общественную деятельность с работой других сотрудников и коллективов в интересах пациента-

•соблюдать технику безопасности и меры по охране здоровья персонала-

•самостоятельно получать дополнительные профессиональные знания и умения.

Источник: https://ruspromedic.ru/raznoe/materialy-dlja-vrachej/24286-vvedenie-v-otorinolaringologiju-sestrinskoe-delo-v.html

Функциональные обязанности медицинской сестры оториноларингологического кабинета (отделения):

1. Подготовка к работе инструментария, медикаментов и документации.

2. Во время приёма больных осуществлять по указанию врача следующие диагностические манипуляции: а) исследование слуха шепотной и разговорной речью- б) ольфактометрию- в) измерение температуры тела- г) взятие мазка из носа, зева, наружного слухового прохода.

3. Активное участие в лечении больных: а) вливание капель в нос и ухо- б) смазывание слизистой оболочки носа и глотки- в) вдувание лекарственного порошка в ухо, полость носа- г) туалет ушей- д) введение в ухо турунд с лекарственными веществами- е) удаление серных пробок промыванием наружных слуховых проходов- ж) продувание ушей по Политцеру- з) массаж барабанных перепонок (с помощью пневматической воронки Зигле)- и) введение антибиотиков в верхнечелюстную (гайморову) пазуху методом перемещения- к) промывание лакун небных миндалин- л) наложение согревающего полуспиртового компресса.

4. По назначению врача выполнять перечисленные ниже процедуры: а) заполнение различной медицинской документации (направления на лечение, обследование, статистические талоны и др.)- б) выписывание листка нетрудоспособности- в) регистрация операций и заполнение операционного журнала- г) учёт диспансерных больных.

5. По окончании работы медсестра должна провести обработку инструментария, убрать медикаменты, привести в порядок медицинскую документацию.

Литература 1. Вознесенский Н. Л., Пальчун В. Т. Болезни уха, горла и носа. М.:Медицина. -1981. -272с. 2. Гриненко А. Я. Справочник операционной и перевязочной медсестры. СПб.:Синтез-Полиграф. -2000. -206с. 3. Мухина С. А., Тарановская И. И. Теоретические основы сестринского дела. -М.:Медицина. -1996. -182с. 4. Красикова А. Ф. Сестринское дело. -Самара.:Перспектива. -1998. -Т. 1-368с.

Источник: https://ruspromedic.ru/raznoe/materialy-dlja-vrachej/24286-vvedenie-v-otorinolaringologiju-sestrinskoe-delo-v.html

 

ЛОР кабинет Страница 3 из 21

Конкретные цели занятия:

знать об устройстве и оснащении ЛОР кабинета поликлиники и

общих принципах обследования оториноларингологических больных,

роль и участие медсестры в обследовании ЛОР больного и оформлении документации-

уметь пользоваться лобным рефлектором и произвести наружный осмотр и эндоскопию ЛОР органов,

исследовать функцию слухового и вестибулярного анализаторов, а также

подготовить ЛОР кабинет к работе и

стерилизовать смотровой ЛОР инструментарий.

Распределение рабочего времени. Практические занятия (доклинические часы) – 4 часа. Инструменты и учебные пособия к занятию. Инструменты: лобный рефлектор, настольная лампа, носовые зеркала (взрослые и детские), шпатели, носоглоточные и гортанные зеркала, ушные воронки, зонды и пинцеты, салфетки, спиртовки.

Таблицы (слайды): передняя риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, задняя риноскопия, барабанная перепонка, набор камертонов, кресло Барани, отокалориметр.

Муляжи: латеральная стенка носа, височная кость, медиальная стенка барабанной полости, скелет гортани, лабиринт. Краткое содержание.

Оториноларингологический кабинет является одним из структурных подразделений районной или городской поликлиники (взрослой или детской). Площадь его должна быть достаточной, учитывая многообразие оборудования: смотровой, эндоскопический и хирургический инструментарий, различную аппаратуру. В соответствии с современными требованиями ЛОР блок должен состоять из 3-х комнат, достаточно изолированных от уличного и производственного шума.

В одной из них проводят осмотр больных. Там располагается смотровой стол с набором инструментария, настольная лампа. В этой же комнате находятся столы для врача и медсестры, где оформляются медицинские документы, выписываются рецепты и т. д.

Вторая комната имеет двойное назначение: она служит для выполнения эндоскопических исследований, диафаноскопии, в ней могут проводиться криохирургические вмешательства. На отдельном столике находятся стерильные инструменты для трахеотомии, остановки кровотечения и т. д. Одна из этих комнат должна иметь длину не менее 6 метров в одном направлении, чтобы можно было исследовать слух у больных.

Третья комната – операционная должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к подобным залам. Освещенность смотрового и других кабинетов должна меняться. Поэтому окна оснащают приспособлениями для их затемнения, т. к. эндоскопические исследования и ЛОР операции производятся с использованием искусственного источника света.

ребования к кабинету отоларинголога, регламентированные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"». Стандарт оснащения кабинета отоларинголога и порядок оказания помощи населению по профилю «оториноларингология» регламентированы приказом Министерства Здравоохранения РФ от 12.10.2012 № 905Н.

Согласно Постановлению, располагать кабинет отоларинголога можно как в отдельном здании на территории жилой застройки, так и в жилых и общественных зданиях, при условии наличия отдельного входа и в случае, если мощность учреждения не будет превышать 100 посещений за одну смену. Площадь оториноларингологического кабинета должна быть не менее 18 м2, при высоте комнаты — 3 м, и длине — 6 м. Необходимо наличие процедурного и перевязочного кабинета с площадью для каждого не менее 18 м2 и высотой 3 м. Потребуется операционная, площадь которой должна быть не менее 14 м2 и послеоперационная общей площадью 8 м2. Так же, в распоряжении врача отоларинголога должен быть звукоизолированный кабинет для проведения аудиологических исследований, он займет площадь в 8 м2.

На этапе отделки помещения необходимо помнить, что хотя специальных ограничений по выбору материалов не предусмотрено, поверхность потолка, стен и пола должна быть гладкой, без щелей, и устойчивой к действию моющих средств. Напольное покрытие должно быть ровным, гладким, герметичным и устойчивым к дезинфекции.

 

Немаловажна роль медицинской сестры в подготовке помещения (кабинета, перевязочной, операционной) к приему больных, проведению осмотра и оказании помощи им. Для этого необходимо разъяснить учащимся некоторые основные правила таких технологических процессов, как мытье рук, надевание и снятие перчаток и халата, накрывание стерильного столика (инструментального и операционного).

Технология мытья рук

В связи с тем, что руки персонала очень часто являются переносчиком инфекции, очень важно уметь мыть руки и относиться к этому с должной ответственностью.

Микрофлора кожи рук состоит как из постоянных, так и временных микроорганизмов. Постоянные живут и размножаются на коже, а временные появляются только в результате загрязнения рук. В поверхностных слоях кожи находится около 90% постоянных микроорганизмов, остальные могут обитать в глубоких слоях кожи. Мытье рук простым мылом позволяет поднять микроорганизмы с поверхности кожи и затем смыть их проточной водой, удалив таким образом большую часть микробной флоры. Постоянные микроорганизмы из глубоких слоев кожи невозможно удалить простым мылом, поэтому требуется бактерицидное. Временные микроорганизмы, часто присутствующие на коже рук персонала, а также полученные от загрязненных или инфицированных пациентов, могут стать причиной внутрибольничных инфекций.

Различают гигиеническую и хирургическую обработку рук. Гигиеническая дезинфекция рук предусматривает удаление или уничтожение поверхностной патогенной или условно-патогенной микрофлоры с целью предупреждения распространения ее на окружающие объекты и обслуживаемых больных. Гигиеническую обработку рук обязан проводить весь персонал регулярно. Способ обработки выбирают в зависимости от выполняемой работы.

Обязательно следует мыть руки:

•перед выполнением любых процедур-

•перед оказанием помощи ослабленным пациентам и новорожденным-

•до и после соприкосновения с ранами-

•после ухода за пациентами с легко передающимися инфекциями-

•после любых манипуляций (даже если были надеты перчатки), когда был возможен контакт со слизистыми оболочками, кровью, другими биологическими жидкостями, с возможно загрязненными предметами ухода: (клизменные наконечники, катетеры, белье, судно и т. д.).

Рекомендуемая техника мытья рук:

•снять кольца, перстни и другие украшения, поскольку они затрудняют эффективное удаление микроорганизмов-

•под струёй теплой воды руки следует энергично намылить жидким мылом из настенных дозаторов или мылом индивидуальной расфасовки и тереть друг о друга не менее 10 секунд, после чего сполоснуть (если применяется кусковое мыло, следует пользоваться мыльницами с отверстиями, лучше настенными, которые позволяют мылу высыхать)-

•высушить руки бумажным полотенцем, которым затем закрыть кран. При отсутствии бумажных полотенец могут быть использованы куски чистой ткани размером 30х30 см для индивидуального пользования.

После каждого использования такие полотенца следует сбрасывать в специально предназначенные для них контейнеры. Поскольку обручальные кольца, перстни и потрескавшийся лак для ногтей затрудняют удаление микроорганизмов, персонал следует предостерегать от ношения украшений и использования лака для ногтей.

После гигиенического мытья производят обработку рук одним из способов, представленных в таблице 2.

Таблица 2 Способы обработки рук

Наименование препарата Способ обработки

ХЛОРГЕКСИДИН БИГЛЮКОНАТ Руки моют теплой водой с мылом в течение одной минуты, тщательно ополаскивают водой и вытирают насухо стерильной салфеткой. Затем производят обработку рук ватным тампоном, смоченным 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина в течение 2-3 минут.

АХД-2000, АХД-2000-СПЕЦИАЛЬ После предварительного мытья рук жидким мылом и протиранием сухой стерильной салфеткой или одноразовой бумажной салфеткой, нанести 5 мл средства и втирать в кожу кистей и предплечий до высыхания, уделяя особое внимание концам пальцев и ногтевым ложам. Через 2,5 минуты процедуру повторить. Руки высушить на воздухе.

ДЕГМИН Руки моют теплой водой с жидким мылом в течение 2–3 минут, высушивают стерильной салфеткой. Затем обрабатывают двумя тампонами по 3 минуты каждым, используя 1% раствор препарата по 25 мл на тампон. После обработки руки протирают стерильной салфеткой насухо.

ЙОДОПИРОН Руки моют теплой водой с жидким мылом в течение 1 минуты и вытирают стерильной салфеткой. Затем двукратно обрабатывают стерильными тампонами, смоченными 5–7 мл йодопирона. Применяют 0,1% раствор по активному йоду.

ОКТЕНИМАН ОКТЕНИДЕРМ Руки моют теплой водой с жидким мылом в течение 2 минут и вытирают стерильной салфеткой. Препарат наносят на сухие руки по 3 мл (от 3 до 6 раз) и втирают в течение 5 минут, поддерживая кожу во влажном состоянии.

МОНОПРОНТО Руки моют теплой водой с жидким мылом в течение 2 минут, высушивают стерильной салфеткой. На сухие руки наносят средство не менее 2 раз порциями по 5 мл и втирают его в кожу рук и предплечий, поддерживая их во влажном состоянии в течение 5 минут.

ПЕРВОМУР (РЕЦЕПТУРА С-4) Руки моют теплой водой с мылом в течение I минуты, тщательно ополаскивают водой до полного удаления мыла и вытирают насухо стерильной салфеткой. Затем в течение 1 минуты обрабатывают руки в тазике с рабочим раствором первомура и вытирают их стерильной салфеткой. В одном тазике с 3–5 литрами раствора могут провести обработку не менее 15 человек (для приготовления 5л раствора необходимо: 85,5 мл 30–33% раствор пергидроля, 34,5 мл муравьиной кислоты и 5 л воды)

ЛИЗАНИН Руки моют теплой водой с жидким мылом в течение 1 минуты, вытирают стерильной салфеткой. На сухие руки наносят 5 мл средства и втирают его в кожу в течение 2,5 минут, после этого снова наносят 5 мл средства на кисти рук и втирают его в кожу в течение 2,5 минут, поддерживая их во влажном состоянии в течение 5 минут.

ПЛИВАСЕПТ с ПАВ и без ПАВ После предварительного мытья рук жидким мылом и протирания сухой стерильной салфеткой или одноразовой бумажной салфеткой, нанести на сухие руки порциями по 5 мл водно-спиртового раствора средства (не менее 2 раз) и втирают его в течение 3 минут в кожу ладоней и предплечий, сохраняя кожу влажной. Время обработки 6 минут.

Технология надевания стерильного халата

После обработки рук сестра первой переходит в операционную, где с помощью операционной санитарки или другой сестры приступает к надеванию стерильного халата. Открыв крышку бикса, используя ножную педаль, проверяют вид индикатора. Взяв халат, осторожно разворачивают его, держа левой кистью за края ворота на вытянутой руке так, чтобы он не касался окружающих предметов и вашей одежды, надевают халат на вытянутую правую руку. Этой рукой берут за левый край ворота и надевают на левую руку, вытянув их вперед и вверх. Помощница завязывает тесемки на халате со стороны спины. Далее завяжите тесемки на рукавах, а также пояс, взяв его за свободные концы, не касаясь халата и рук. После этого медицинская сестра надевает стерильные перчатки.

 

 

Технология надевания и снятия стерильных перчаток Открыв крышку бикса, проверить химический контроль стерильности. Развернув упаковку с перчатками, взять ее за отворот левой рукой так, чтобы пальцы не касались внутренней поверхности перчатки. Сомкнуть пальцы правой руки и ввести ее в перчатку, при этом, разомкнув пальцы правой руки, натянуть перчатку на пальцы, не нарушая ее отворота. Завести под отворот левой перчатки II, III и IV пальцы правой руки, уже одетой в перчатку так, чтобы I палец правой руки был направлен в сторону I пальца на левой перчатке. Держать левую перчатку II, III, IV пальцами правой руки вертикально, сомкнув пальцы левой руки, ввести ее в перчатку. Расправить отворот вначале на левой перчатке, натянув ее на рукав, а затем на правой с помощью II и III пальца, подводя их под подвернутый край перчатки. При необходимости снятия перчаток, подхватить край правой перчатки II и III пальцами левой руки и подтянуть его слегка вверх, сделав отворот на перчатке, освободив руку и нижнюю треть предплечья от халата (не прикасаясь левой перчаткой к поверхности халата и предплечью), снять правую перчатку и оставить ее в левой руке. Взять приподнятый край левой перчатки I пальцем (с внутренней) и остальными – с наружной стороны, снять перчатку, вывернув ее наизнанку, с левой руки. Погрузить использованные перчатки в дезинфицирующий раствор.

Технология накрывания стерильных столов Когда медицинская сестра надела стерильные халат и перчатки, она может приступить к подготовке стерильного стола, а затем инструментального столика.

Технология накрывания большого стерильного стола Нажав ногой на педаль подставки, на которой помещен бикс, она открывает крышку бикса со стерильным бельем, проверяет контроль стерильности (индикаторную ленту, мочевину) и достает простыню, разворачивая ее так, чтобы она осталась четырехслойной, и накрывает ею передвижной столик. При помощи специальных стерильных крючков санитарка пли другая медицинская сестра достает и ставит на него сетку с инструментами, извлеченную из сухожарового шкафа. Далее сестра достает из бикса другие стерильные простыни и накрывает ими большой стол в 5–6 слоев, причем простыни должны не только покрывать стол полностью, но свисать за его края не менее чем на 30 см. Или же на стол кладется стерильная клеенка и на нее укладываются 3 слоя простыней. Затем операционная сестра раскладывает инструменты на большом инструментальном столе. При этом следует помнить, что инструменты на столе должны располагаться в строго определенном порядке. Следует всегда класть инструменты с запасом (дубли), на случай падения, загрязнения и других непредвиденных обстоятельств. Медсестра должна так рассчитать время, чтобы инструменты были разложены на большом столе за 20 минут до одевания хирургов.

Примерный порядок расположения инструментов на большом инструментальном столе. Обычно инструменты раскладывают в 3–4 ряда:

•в первый ряд кладут самые ходовые инструменты (скальпели, ножницы, кровоостанавливающие зажимы, иглодержатели, пинцеты и др.)-

•во второй ряд – те инструменты, которые специально нужны для данной операции-

• в третий – более редкие инструменты и дубликаты.

•В левом углу стола укладывают шовный материал, в правом – инструментарий, необходимый для местной анестезии (шприцы, иглы, мензурки, стерильные пробирки и т. д.). По окончании раскладки стол накрывают стерильной простыней в два слоя. Технология накрывания инструментального столика После того, как на большом столе сестра разложила инструменты на инструментальном столике, который предварительно накрывают стерильной простыней, сложенной вдвое: края простыни должны свисать далеко за края столика. На эту простыню кладут вторую, с таким расчетом, чтобы одной ее половиной можно было прикрыть инструменты. На инструментальный столик не следует класть много инструментов, так как это мешает в работе сестры и хирурга. Определенный порядок расположения инструментов на инструментальном столике крайне важен. Операционная сестра должна во время операции следить за порядком на столике, определяя 3 зоны для своей работы и 1 зону для работы хирурга, так как хирург нередко ее нарушает – кладет инструмент обратно на столик, не глядя.

Примерный порядок раскладывания инструментов следующий (считая от правого угла к левому):

•в первом ряду кладут 2 скальпеля, 2 хирургических пинцета, 2 анатомических пинцета, 1 ножницы Купера (изогнутые), 6 кровоостанавливающих зажимов с нарезкой, 6 кровоостанавливающих зажимов Кохера-

•во втором ряду: мензурка, шприцы и игла для местной анестезии, 2 крючка Фарабефа (при необходимости), 2 крючка (2–3х зубчатые), 1 зонд Кохера, 1 желобоватый зонд: костные инструменты.

•Острые инструменты следует класть на столике так, чтобы к хирургу они были обращены ручкой (для предупреждения случайной травмы пальцев хирурга). В правом углу 15 шариков (запас которых, операционная сестра по мере необходимости добавляет), 4–6 салфеток. Когда все разложено, столик прикрывают стерильным полотенцем, сверх которого кладут 2 сложенные простыни, 2 полотенца и 4 цапки для скрепления белья, ограничивающего операционное поле. Больные доставляются в операционную только после того, как столы накрыты. Один из важнейших разделов цикла – освоение приемов осмотра ЛОР органов, а также овладение методами функционального исследования слухового и вестибуляторного анализаторов.

Источник: https://ruspromedic.ru/raznoe/materialy-dlja-vrachej/24291-metodika-i-tehnika-jendoskopicheskih-issledovanij.html

Оглавление

Сестринское дело в оториноларингологии

Введение в оториноларингологию

методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов_2

Заболевания носа и околоносовых синусов

Заболевания глотки

Заболевания гортани

Заболевания уха

Ургентная оториноларингология

Ситуационные задачи

Ответы к ситуационным задачам

Симптоматология Доврачебная помощь Лекарственные средства и схемы лечения Современные физические технологии Заключение

Страница 4 из 21

I тест. Субъективные ощущения: Жалобы на головокружение. Характер головокружения (если есть жалобы) – ощущение вращения окружающих предметов, чувство проваливания и т. д. Наличие или отсутствие тошноты, рвоты, нарушения равновесия.

II тест. Исследование равновесия: Поза Ромберга: исследуемый стоит, носки и пятки сдвинуты, руки вытянуты вперед, раздвинуты руки и пальцы. Исследование проводят с закрытыми глазами. Исследующий стоит рядом с вытянутой рукой для подстраховки, т. к. больной может упасть. При нарушении вестибулярного анализатора больной отклоняется в сторону, противоположную нистагму. При изменении положения головы меняется направление падения. При заболевании мозжечка изменение положения головы не влияет на направление падения.

III тест. Исследование походки: а) Ходьба прямо – исследуемый идет вперед по прямой линии с закрытыми глазами в одну и другую стороны- б) Фланговая походка – исследуемый, стоя прямо с закрытыми глазами, отставляет одну ногу и приставляет к ней другую. Движение выполняется в обе стороны. При нарушении вестибулярной функции при движении прямо больной отклоняется в сторону, противоположную нистагму, фланговую походку выполняет в обе стороны. При заболевании мозжечка при ходьбе прямо будет отклонение в больную сторону, фланговая походка в больную сторону не выполнима.

IV тест. Указательная проба (пальце - пальцевая): Исследующий садится против больного, установив руку с вытянутым вперед указательным пальцем на уровне груди. Пациент делает то же самое. Затем больного просят попасть кончиком своего пальца в палец исследующего. Вначале пальце - пальцевая проба делается с открытыми глазами, затем с закрытыми. При нарушении функции лабиринта будет промахивание обеими руками в сторону, противоположную нистагму. При поражении мозжечка – промахивание одной рукой (на больной стороне), в больную сторону.

Вопросы для самоконтроля

1. Клиническая анатомия носа и околоносовых синусов: а) какие анатомические образования имеются на наружной стенке полости носа? б) перечислите носовые ходы- в) назовите клиническое значение зоны Киссельбахова сплетения- г) перечислите околоносовые синусы- д) где в полости носа расположены отверстия придаточных пазух носа?

2. а) Ук а ж и т е возможные пути проникновения инфекции из носа и околоносовых пазух в полость черепа. б) При заболевании какой придаточной пазухи в среднем носовом ходе скапливается много гноя и почему? в) Почему при пункции верхнечелюстной пазухи не рекомендуется нагнетать из шприца воздух?

3. Перечислите клинические образования ротоглотки

4. а) Назовите парные и непарные хрящи гортани. б) Назовите мышцы гортани, обеспечивающие ее дыхательную функцию, и чем они иннервируются. в) Какие мышцы играют роль в голосообразоваиии и их иннервация? г) Особенности строения гортани у детей. д) Клинические проявления двустороннего паралича возвратного нерва. е) Показания к прямой ларингоскопии.

5. Клиническая анатомия уха: а) Каково строение ушной раковины? б) Какие стенки имеет наружный слуховой проход, с чем они граничат? в) Какое строение имеет барабанная перепонка, на какие части и квадранты делится? г) Что относится к системе полостей среднего уха? д) Перечислите стенки барабанной полости. е) Что находится в барабанной полости?

6. Соберите инструменты для передней риноскопии и фарингоскопии.

7. Подготовьте рабочее место для отоскопии.

8. Отберите инструменты для отоскопии.

9. В каком отделе наружного слухового прохода может возникнуть фурункул и почему?

10. Как будете оттягивать при отоскопии ушную раковину у взрослых и почему?

11. Как будете оттягивать при отоскопии ушную раковину у новорожденных и почему?

12. а) На какие части делится орган слуха в физиологическом отношении. б) Каковы части звукопроводящего аппарата. в) Что такое воздушная проводимость? г) Что такое костная проводимость? д) Что относится к звуковоспринимающему аппарату? е) Какие существуют виды исследования слуха речью? ж) В чем заключается опыт Вебера? з) В чем заключается опыт Ринне? и) В чем заключается опыт Швабаха? к) Что такое аудиометрия?

13. а) Назовите основные теории слуха. б) Назовите основные клетки и элементы спирального органа- в) Какие волокна улитки резонируют на средние по частоте звуки и где они находятся? г) Какие волокна улитки резонируют на высокие по частоте звуки и где они находятся? д) В чем преимущество исследования слуха аудиометром перед камертоном?

14. Отделы вестибулярного анализатора.

15. Адекватный раздражитель для вестибуляторного анализатора.

16. Назовите группы рефлексов при раздражении вестибуляторного анализатора.

Эталоны ответов 1. а) На латеральной стенке носа находятся 3 носовые раковины, между которыми расположены 3 носовых хода, в них открываются устья околоносовых синусов. б) Верхний, средний, нижний, общий. в) Сосудистое сплетение (Киссельбахово) является наиболее частым источником носовых кровотечений. г) Верхнечелюстные (гайморовы), лобные, решетчатые, основная. д) В средний носовой ход открываются гайморовы, лобные синусы, передние и средние клетки решетчатого лабиринта- в верхний – задние клетки решетчатого лабиринта и основная пазуха. 2. а) По продолжению, лимфогенным и гематогенным путем, по раневому каналу при травме. б) Гной в среднем носовом ходе скапливается при воспалении верхнечелюстной пазухи, так как естественное отверстие пазухи открывается под средней носовой раковиной. в) При пункции верхнечелюстной пазухи игла может попасть в просвет кровеносного сосуда слизистой оболочки или кости. В этом случае нагнетание воздуха вызовет воздушную эмболию. 3. Мягкое небо с язычком и передними и задними дужками. Между дужками расположены небные миндалины- задняя стенка глотки. 4. а) Парные – черпаловидные, рожковидные, клиновидные. Непарные – перстневидный, щитовидный, надгортанный. б) Задняя черпалоперстневидная, возвратный нерв. в) Щиточерпаловидные, возвратный нерв. г) Рыхлый подслизистый слой, быстро отекает, при травме суживая голосовую щель. д) Асфиксия. е) При невозможности провести зеркальную ларингоскопию (в основном у детей младшего возраста), при верхней трахеобронхосконии, инородных телах трахеи, при интубации. 5. а) Уш н а я раковина образована хрящем, покрытым кожей, за исключением мочки, образованной дубликатурой кожи и комочком жира. б) Верхняя стенка наружного слухового прохода граничит со средней черепной ямкой- нижняя стенка - с околоушной железой- передняя стенка предлежит к суставу нижней челюсти- задняя стенка - к сосцевидному отростку. в) Барабанная перепонка разделена на натянутую и расслабленную части, в ней условно различают 4 квадранта: передневерхний, передненижний, задневерхний и задненижний. г) В систему полостей среднего уха включены: барабанная полость, антрум, система воздухоносных клеток сосцевидного отростка. д) Передняя стенка барабанной полости отделяет ее от внутренней сонной артерии- задняя - через вход в антрум соединена с клетками сосцевидного отростка- наружная представлена, в основном, барабанной перепонкой- нижняя граничит с луковицей внутренней яремной вены- верхняя отделяет среднюю черепную ямку- медиальная граничит с внутренним ухом. е) В барабанной полости находятся три слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), мышца, натягивающая барабанную перепонку и стремянная мышца. 6. Инструменты для передней риноскопии и фарингоскопии – носовое зеркало, штапель, зонд, ватодержатель, носовой пинцет, миндаликовый зонд. 7. Рабочее место изолируется от яркого освещения, рабочий стол устанавливается справа от больного- источник света устанавливается на уровне ушной раковины. 8. Инструменты для отоскопии - ушная воронка, зонд - ватодержатель, ушной пинцет. 9. В перепончато-хрящевом, где в коже имеются волосы. 10. У взрослого человека при отоскопии ушную раковину оттягивают кзади и кверху для того, чтобы выпрямить просвет наружного слухового прохода, имеющий изгиб под тупым углом между его перепончато-хрящевым и костным отделами. При этом в глубине наружного слухового прохода можно видеть барабанную перепонку. 11. У новорожденных при отоскопии ушную раковину нужно оттягивать кзади и книзу. При этом барабанная перепонка почти из горизонтального положения переводится в вертикальное и ее можно лучше осмотреть. 12. а) Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты. б) Система наружного, среднего уха, кости черепа, перилимфа, основная мембрана, вторичная барабанная перепонка. в) Проведение звука по следующим образованиями: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, овальное окно, перилимфа, круглое окно, основная мембрана. г) Проведение звука через кости черепа да капсулы лабиринта и перилимфы. д) Чувствительные нейроэпителиальные клетки Кортиева органа, проводящие пути, центральная часть анализатора в височной доле мозга. е) Количественное – при котором выясняют остроту слуха. Качественное – при котором определяют характер понижения слуха. Шепотная и разговорная речь. ж) В опыте Вебера камертон С-128 ставят на середину темени и спрашивают, каким ухом слышен камертон. Этот опыт исследования латерализации звука. з) В опыте Ринне сравнивают костную и воздушную проводимости, для чего камертон С-128 ставят на сосцевидный отросток, а затем подносят к наружному слуховому проходу. Результат бывает положите



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: