Достижение поставленной цели Программы будет обеспечено по следующим направлениям:
1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе нулевой терпимости к радикальным проявлениям и иммунитета к радикальной идеологии, будет достигаться путем:
1) повышения качества проводимых информационно-разъяснительных мероприятий за счет:
внедрения в деятельность субъектов информационно-разъяснительной работы всех уровней эффективных форм и методов формирования у казахстанских граждан антитеррористического сознания и иммунитета к радикальной идеологии;
повышения профессиональных компетенций работников субъектов информационно-разъяснительной работы в технологиях информационного воздействия;
укомплектования субъектов информационно-разъяснительной работы специалистами-теологами;
формирования и развития единой электронной базы контрпропагандистских и методических материалов, используемых в информационно-разъяснительной работе, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии, нулевой терпимости к радикальным проявлениям в сфере религиозных отношений, а также дерадикализацию;
оценки проводимой профилактической работы с отражением конкретных достижений в вопросах улучшения религиозной обстановки;
2) организации с незарегистрированными религиозными группами и общинами информационно-разъяснительной работы, в том числе с привлечением религиозных объединений, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии и недопустимость разжигания религиозной вражды или розни;
3) размещения государственного социального заказа по вопросам противодействия терроризму и религиозному экстремизму, предусматривающего проведение публичных мероприятий (круглые столы, семинары), научно-прикладных, аналитических, социологических исследований, экспертных исследований продукции средств массовой информации и иных информационных материалов, а также подготовку информационных материалов (топиков, буклетов, роликов);
4) проведения мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся организаций среднего, технического и профессионального, высшего образования, в том числе с привлечением неправительственного сектора;
5) ведения информационно-разъяснительной работы посредством Интернета и социальных сетей, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии, нулевой терпимости к радикальным проявлениям в сфере религиозных отношений и дерадикализацию, в том числе путем:
разъяснения опасности терроризма и экстремистских идей, направленных на разжигание религиозной вражды или розни, разоблачения форм, методов и приемов пропаганды идеологии терроризма и экстремизма;
привлечения неправительственных организаций посредством государственного социального заказа, а также религиозных объединений;
распространения информационно-разъяснительных и контрпропагандистских материалов в новостных порталах и социальных сетях, в том числе через популярных блогеров и лидеров общественного мнения;
использования методов визуализации информационно-разъяснительных и контрпропагандистских материалов для молодежи (ролики, видеоматериалы), игровых элементов и интерактивных методик;
организации сопровождения аккаунтов в социальных сетях и размещения на видеохостингах выступлений представителей государственных органов, научно-экспертного сообщества и религиозных объединений по антиэкстремистской тематике;
6) формирования навыков проведения информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работы у студентов, окончивших обучение по специальностям "Журналистика", "История", "Политология" и "Социология";
7) выработки рекомендаций для совершенствования профилактики религиозного экстремизма и терроризма, в том числе с использованием сети Интернет, по результатам социологических исследований по вопросам:
оценки государственной политики в религиозной сфере населением Казахстана;
отражения в общественном сознании угрозы экстремизма, а также степени эффективности контрпропаганды идеологии религиозного экстремизма и терроризма;
8) обеспечения функционирования единой республиканской "Горячей линии – 114" по оказанию населению консультативной помощи в сфере религиозных отношений, центра социальной реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от радикальной идеологии, а также создания в регионах его представительств для работы с осужденными лицами и их близким окружением;
9) совершенствования деятельности подразделений по организации теологической реабилитационной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы и организации с осужденными лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-разъяснительной, в том числе с привлечением религиозных объединений, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии;
10) предотвращения проникновения экстремистской и террористической идеологии в правоохранительные и специальные государственные органы, а также в среду военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, в том числе путем:
пресечения религиозной деятельности и распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного характера на территориях правоохранительных и специальных государственных органов, а также воинских частей и в жилых зонах военных городков;
выявления и пресечения деятельности экстремистов и террористов по вовлечению в свою деятельность сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов, а также военнослужащих;
усиления воспитательной и идеологической работы, направленной на предупреждение распространения среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных и специальных государственных органов идей религиозного экстремизма и терроризма.
2. Снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан будет достигаться путем:
1) совершенствования технических средств и мер для выявления и нейтрализации фактов пропаганды терроризма и религиозного экстремизма в сети Интернет;
2) обеспечения постоянного мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления материалов, содержащих пропаганду идей экстремизма и терроризма, и принятия в установленном законом порядке мер судебного и внесудебного (по предписаниям уполномоченных органов) запрета по их распространению;
3) проведения работы по ограждению казахстанских граждан в период их нахождения за рубежом от пропагандистской деятельности приверженцев радикальных взглядов;
4) формирования общественного мнения о небезопасности и бесперспективности обучения в зарубежных теологических заведениях на неофициальной основе;
5) обеспечения пограничного контроля, а также выявления и пресечения каналов (маршрутов) и способов проникновения религиозных экстремистов и террористов на территорию Республики Казахстан либо ввоза запрещенных материалов на территорию страны, в том числе с использованием каналов незаконной миграции и поддельных документов;
6) укрепления инфраструктуры на участках Государственной границы, а также укомплектования техническими средствами пограничного контроля;
7) интегрирования санкционных списков СБ ООН по лицам, причастным к терроризму, в национальную базу данных в целях предотвращения въезда или транзитного перемещения иностранных боевиков-террористов через территорию Республики Казахстан;
8) разработки и принятия на площадке ООН Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма;
9) присоединения Республики Казахстан к конвенции о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации и протоколам ООН по вопросам безопасности воздушных судов, а также Протоколу 2005 года к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.
3. Повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе посредством совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов, будет достигаться путем:
1) повышения уровня профессиональной квалификации кадрового состава субъектов противодействия религиозному экстремизму и терроризму на ведомственных курсах, в учреждениях и учебных центрах зарубежных стран;
2) внедрения в программы обучения и повышения квалификации сотрудников оперативных и следственных подразделений высших учебных заведений органов внутренних дел учебных программ по вопросам выявления, пресечения и расследования преступлений террористического характера;
3) выработки мер по увеличению штатной численности подразделений органов внутренних дел, задействованных в противодействии экстремизму и терроризму;
4) развития кинологической службы в части подготовки инспекторов-кинологов и служебно-розыскных собак по обнаружению взрывчатых веществ и оружия, в том числе путем организации и проведения на базе кинологического центра Министерства внутренних дел Республики Казахстан курсов подготовки и переподготовки специалистов-кинологов и служебных собак органов внутренних дел и Национальной гвардии Республики Казахстан;
5) формирования криминалистических учетов осужденных лиц (дактилоскопический, геномный и фотоучеты);
6) оснащения современным вооружением, специальной техникой и оборудованием, в том числе путем обеспечения материально-технического оснащения подразделений Комитета национальной безопасности, Службы государственной охраны, Национальной гвардии и Министерства внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющих противодействие экстремизму и терроризму;
7) укрепления материально-технического оснащения и инфраструктуры отделов участковых инспекторов полиции;
8) повышения уровня взаимодействия уполномоченных, правоохранительных и специальных государственных органов при выявлении и пресечении фактов финансирования экстремистской и террористической деятельности;
9) совершенствования отдельных механизмов обеспечения общественного порядка за счет обеспечения охвата территорий населенных пунктов системами видеонаблюдения и их интеграции с системой центров оперативного управления органов внутренних дел;
10) организации и проведения целевых оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
4. Совершенствование системы реагирования на акты экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий будет достигаться путем:
1) обеспечения посредством проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок и экспериментов готовности сил и средств подразделений специальных государственных и правоохранительных органов к проведению антитеррористической операции, минимизации и (или) ликвидации последствий акта терроризма;
2) совершенствования механизмов взаимодействия и управления силами, привлекаемыми к подготовке и проведению антитеррористической операции;
3) обеспечения технической реализации незамедлительного оповещения населения, непрерывности работы экстренных служб в кризисных ситуациях;
4) повышения эффективности работы в рамках минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений акта терроризма;
5) оснащения подразделений государственных органов, задействованных в минимизации и (или) ликвидации последствий акта (актов) терроризма, материально-техническими средствами;
6) укрепления системы безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее – объекты УТО), в том числе путем:
разработки методического пособия для сотрудников органов внутренних дел по вопросам организации деятельности по обеспечению мер антитеррористической защищенности объектов УТО;
организации работы по технической укрепленности объектов УТО, подведомственных государственным органам, в соответствии с требованиями к их антитеррористической защищенности, а также проведению контроля состояния их антитеррористической защищенности;
осуществления анализа практики привлечения к административной ответственности собственников, владельцев и руководителей объектов УТО, а также субъектов охранной деятельности, обеспечивающих их охрану;
проведения контроля и надзора за состоянием антитеррористической защищенности ядерных установок и ядерных материалов, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения;
проведения разъяснительной работы с руководителями (собственниками, владельцами) и персоналом объектов УТО, а также субъектами охранной деятельности по вопросам обеспечения антитеррористической защиты этих объектов;
7) усиления безопасности военных объектов и государственных учреждений, в том числе путем:
инженерного оборудования и обеспечения техническими средствами охраны мест хранения оружия и боеприпасов;
обеспечения средствами индивидуальной защиты дежурных служб, нарядов и караулов воинских частей;
8) проведения в организациях образования с учащимися и преподавателями учебных и практических занятий по выработке антитеррористического поведения и действий при совершенном акте терроризма;
9) развития технологии профайлинга для повышения уровня безопасности населения в местах массового скопления;
10) разъяснения среди населения законодательного положения о материальном поощрении граждан, сообщивших в специальные государственные и правоохранительные органы информацию, которая поможет предотвратить или пресечь акт терроризма.
Необходимые ресурсы
Предполагаемые финансовые затраты, связанные с принятием и реализацией Государственной программы.
Государственная программа рассчитана на пять лет и потребует выделения финансовых средств.
№ п/п | Источник финансирования | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Всего |
1. | Республиканский бюджет (млн.тенге) | 52 306,6 | 49 939,0 | 37 340,5 | 34 930,7 | 34 844,5 | 209 361,3 |
2. | Местный бюджет (млн.тенге) | 23 984,7 | 14 736,8 | 11 636,0 | 6 097,6 | 4 332,4 | 60 787,5 |
ИТОГО: | 76 291,3 | 64 675,8 | 48 976,5 | 41 028,3 | 39 176,9 | 270 148,8 |
Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий период.
Приложение к Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 - 2022 годы |
План
мероприятий по реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 - 2022 годы
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Форма завершения | Сроки исполнения | Ответственные за исполнение | В том числе по годам | Источник финансирования | Код бюджетной программы | |||||
2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Всего | ||||||||
Цель Программы: обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма | |||||||||||||
1. | Целевой индикатор - снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни (к уровню 2017 года) | % | * | * | КНБ (по согласованию), МВД, МДРГО, МИК, МОН, МИО | * | * | * | |||||
1. | Задача: совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям | ||||||||||||
Показатели результатов: | |||||||||||||
1. | Охват религиозных групп и общин информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии | % | * | * | МИО, МДРГ, МИК, МВД, КНБ (по согласованию) | * | * | * | |||||
2. | Охват осужденных лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии и дерадикализацию | % | * | * | МВД, МИО, МДРГО | * | * | * | |||||
3. | Степень укомплектованности информационно-разъяснительных групп специалистами-теологами | % | * | * | МИО, МДРГО | * | * | * | |||||
Мероприятия: | |||||||||||||
Разработка рекомендаций по внедрению в деятельность субъектов информационно-разъяснительной работы всех уровней эффективных форм и методов формирования у казахстанских граждан антитеррористического сознания и иммунитета к радикальной идеологии | рекомендации по внедрению новых форм и методов | ежегодно *** | МДРГО, МИО | не требуется | * | * | |||||||
Повышение профессиональных компетенций работников субъектов информационно-разъяснительной работы в технологиях информационного воздействия | человек | обучение на курсах повышения квалификации в Академии КНБ | ежегодно *** | МИО, КНБ (по согласованию) | * | * | |||||||
Анализ проводимой профилактической работы с отражением конкретных достижений в вопросах улучшения религиозной обстановки и разработка Рекомендации по повышению эффективности профилактики распространения религиозного экстремизма | рекомендации | ежегодно *** | МДРГО | не требуется | * | * | |||||||
Организация с незарегистрированными религиозными группами и общинами информационно-разъяснительной работы, в том числе с привлечением религиозных объединений, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии и недопустимость разжигания религиозной вражды или розни | млн.тенге | информация в КНБ | постоянно*** | МИО,МДРГО | 25,3 | 25,3 | 25,3 | 25,3** | 25,3** | 126,5** | РБ | ||
МИО | в пределах предусмотренных средств | * | * | ||||||||||
МДРГО | 25,3 | 25,3 | 25,3 | 25,3** | 25,3** | 126,5** | РБ | ||||||
Формирование и развитие единой базы контрпропагандистских и методических материалов, используемых в информационно-разъяснительной работе, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии, нулевой терпимости к радикальным проявлениям в сфере религиозных отношений, а также дерадикализацию | информация в КНБ | постоянно*** | МДРГО, МИК | не требуется | * | * | |||||||
Обеспечение функционирования единой республиканской "Горячей линии - 114" по оказанию населению качественной консультативной помощи в сфере религиозных отношений | млн.тенге | консультация граждан | постоянно*** | МДРГО, МИО | 15,8 | 15,8 | 15,8 | 15,8** | 15,8** | 79,0** | РБ | ||
Реализация государственного социального заказа по вопросам противодействия терроризму и религиозному экстремизму, предусматривающего проведение публичных мероприятий (круглые столы, семинары), научно-прикладных, аналитических, социологических исследований, экспертных исследований продукции средств массовой информации и иных информационных материалов, а также подготовка информационных материалов (топиков, буклетов, роликов) | млн.тенге | информация в КНБ | ежегодно *** | ГП (по согласова-нию) | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0** | 20,0** | 100,0** | РБ | ||
Проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся организаций среднего, технического и профессионального, высшего образования, в том числе с привлечением неправительственного сектора | информация в КНБ | постоянно*** | МИО, МДРГО, МОН | не требуется | * | * | |||||||
Популяризация интернет-портала "Каzislam.kz" среди находящихся в духовном (религиозном) поиске категорий пользователей сети Интернет | млн.тенге | информация о количестве посещений сайта | ежегодно *** | МДРГО,МИК | 42,1 | 42,5 | 42,5 | 42,5** | 42,5** | 212,1** | РБ | ||
Ведение информационно-разъяснительной работы посредством Интернета и социальных сетей, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии, нулевой терпимости к радикальным проявлениям в сфере религиозных отношений и дерадикализацию, в том числе путем: 1) разъяснения опасности терроризма и экстремистских идей, направленных на разжигание религиозной вражды или розни, разоблачения форм, методов и приемов пропаганды идеологии терроризма и экстремизма; 2) привлечения неправительственных организаций посредством государственного социального заказа, а также религиозных объединений; 3) распространения информационно-разъяснительных и контрпропагандистских материалов в новостных порталах и социальных сетях, в том числе через популярных блогеров и лидеров общественного мнения; 4) использования методов визуализации информационно-разъяснительных и контрпропагандистских материалов для молодежи (ролики, видеоматериалы), игровых элементов и интерактивных методик | млн.тенге | информация в КНБ | постоянно*** | МДРГО, МИК, МИО | 29,2 | 29,2 | 29,2 | 29,2** | 29,2** | 146,0** | РБ | ||
Организация и проведение социологических исследований по вопросам: 1) оценки государственной политики в религиозной сфере населением Казахстана, 2) отражения в общественном сознании угрозы экстремизма, а также степени эффективности контрпропаганды идеологии религиозного экстремизма и терроризма, а также практическое использование результатов исследований при выработке рекомендаций для совершенствования проводимой в этом направлении работы, в том числе с использованием сети Интернет | млн.тенге | социологические исследования, рекомендации по повышению эффективности профилактики распростра-нения религиозного экстремизма | ежегодно *** | МДРГО | 11,7 из них: 1) 6,3 2) 5,4 | 11,7 из них: 1) 6,3 2) 5,4 | 11,7 из них: 1) 6,3 2) 5,4 | 11,7 из них: 1) 6,3 2) 5,4** | 11,7 из них: 1) 6,3 2) 5,4** | 58,5 из них: 1) 31,5 2) 27,0** | РБ | ||
Включение темы по освещению религиозных вопросов и проводимой антитеррористической политики государства в типовые учебные программы дисциплин по специальности "Журналистика" | информация в КНБ | 2018 г., к 10 июля | МОН | не требуется | * | * | |||||||
Включение темы, обеспечивающей формирование навыков проведения информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работы в типовые учебные программы дисциплин в рамках специальностей "Журналистика", "История", "Политология" и "Социология" | информация в КНБ | 2018 г., к 10 июля | МОН | не требуется | * | * | |||||||
Создание условий для подготовки специалистов-теологов в отечественных теологических учебных заведениях либо в теологических учебных заведениях за рубежом, рекомендуемых Министерством по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан | единица | подготовка специалистов | ежегодно *** | МИО, МОН, МДРГО | * | * | |||||||
Акмолинская область | |||||||||||||
Актюбинская область | |||||||||||||
Алматинская область | |||||||||||||
Атырауская область | |||||||||||||
Восточно-Казахстанская область | |||||||||||||
Западно-Казахстанская область | |||||||||||||
Жамбылская область | |||||||||||||
Костанайская область | |||||||||||||
Кызылординская область | |||||||||||||
Карагандинская область | |||||||||||||
Мангистауская область | |||||||||||||
Павлодарская область | |||||||||||||
Северо-Казахстанская область | |||||||||||||
Южно-Казахстанская область | |||||||||||||
г. Алматы | |||||||||||||
г. Астана | |||||||||||||
Привлечение специалистов-теологов к работе субъектов информационно-разъяснительной работы | единица | укомплекто-вание субъектов информационно-разъяснительной работы специалистами теологами | ежегодно *** | МИО, МОН, МДРГО | * | * | |||||||
Акмолинская область | |||||||||||||
Актюбинская область | |||||||||||||
Алматинская область | |||||||||||||
Атырауская область | |||||||||||||
Восточно-Казахстанская область | |||||||||||||
Западно-Казахстанская область | |||||||||||||
Жамбылская область | |||||||||||||
Костанайская область | |||||||||||||
Кызылординская область | |||||||||||||
Карагандинская область | |||||||||||||
Мангистауская область | |||||||||||||
Павлодарская область | |||||||||||||
Северо-Казахстанская область | |||||||||||||
Южно-Казахстанская область | |||||||||||||
г. Алматы | |||||||||||||
г. Астана | |||||||||||||
Организация сопровождения аккаунтов в социальных сетях и размещение на видеохостингах информации, выступлений представителей государственных органов, научно-экспертного сообщества и религиозных объединений по антиэкстремистской тематике | информационные материалы | постоянно*** | МДРГО, МИК, МИО | не требуется | * | * | |||||||
Обеспечение функционирования центра социальной реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от радикальной идеологии, и создание в регионах его представительств для работы с осужденными лицами и их близким окружением | млн.тенге | оказание консультативной и реабилитационной помощи лицам, пострадавших от радикальной идеологии | постоянно*** | МДРГО, МИО | 95,7 | 95,7 | 95,7 | 95,7** | 95,7** | 487,5** | РБ | ||
Организация с осужденными лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, информационно-разъяснительной работы, в том числе с привлечением религиозных объединений, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии | информация в КНБ | постоянно*** | МВД, МДРГО, КНБ (по согласованию) МИО | не требуется | * | * | |||||||
Совершенствование деятельности подразделений по организации теологической реабилитационной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы | приказ МВД | ежегодно *** | МВД | не требуется | * | * | |||||||
Секретно | |||||||||||||
Секретно | |||||||||||||
Секретно | |||||||||||||
Секретно | |||||||||||||
Секретно | |||||||||||||
Секретно | |||||||||||||
Секретно | |||||||||||||
Задача: снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан | |||||||||||||
Показатели результатов: | |||||||||||||
1. | Уровень эффективности пресечения распространения на территории Республики Казахстан информационных материалов, в содержании которых соответствующими экспертными исследованиями установлены признаки пропаганды и (или) оправдания экстремизма и терроризма | % | * | * | МИК, ГП (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию), МДРГО | * | * | * | |||||
2. | Доля численности лиц, обучающихся в зарубежных теологических учебных заведениях на неофициальной основе (к уровню 2017 года) | % | * | * | КНБ (по согласованию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МДРГО, МИД | * | * | * | |||||
3. | Уровень обеспечения пресечения въезда (возвращения) в Республику Казахстан лиц, утративших гражданство Республики Казахстан вследствие участия в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства | % | * | * | КНБ (по согласованию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МИД, МВД | * | * | * | |||||
Мероприятия: | |||||||||||||
Обеспечение постоянного мониторинга средств массовой информации, интернет-ресурсов, в том числе социальных сетей, на предмет выявления материалов, содержащих пропаганду идей экстремизма и терроризма, и принятие в установленном законом порядке мер судебного и внесудебного (по предписаниям уполномоченных органов) запрета по их распространению | Результаты мониторинга | постоянно*** | МИК КНБ (по согласованию), ГП (по согласованию), МДРГО, МВД | не требуется | * | * | |||||||
Оснащение подразделений органов внутренних дел оборудованием, позволяющим организовать работу по выявлению и пресечению фактов распространения в сети Интернет противоправной информации, в т.ч. экстремистской направленности, а также лиц, занимающихся их распространением | млн. тенге | акт выполненных работ, информация в КНБ | 2021г. к 10 июля 2022 г. к 10 января и 10 и<
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |