Корни гностических космогонических и астрологических представлений




В настоящей статье под термином космология подразумевается совокупность представлений гностиков о небесной сфере, ее частях и элементах. Термин астрология описывает представления гностиков, согласно которым части и элементы небесной сферы обожествлялись и одухотворялись, им приписывалась способность влиять на ход событий и человеческую жизнь. В отечественной литературе подобная тематика практически не освещалась. Среди зарубежных работ, затрагивающих данную тематику, можно назвать труды Р. Ван-ден-Брука и З. Плеше1). В данной статье сделана попытка охарактеризовать гностическую астрологию как явление, проистекающее из особенностей гностической космогонии, но в то же время заключающее в себе египетскую, вавилонскую и греко-эллинистическую астрологические традиции.

Гностицизм — мистическое религиозно-философское течение в Египте, расцвет которого приходился на III—IV вв. Гностицизм, безусловно, вобрал в себя античную астрологическую традицию. Как указывает В. Бауэр2), христианство даже в III—IV вв. еще имело множество точек соприкосновения с гностицизмом. Поэтому весьма интересной представляется проблема существования астрологических представлений в гностической христианской литературе, которая была для церковных апологетов, несомненно, еретической. Гностики признавали за объектами небесной сферы решающую роль в организации структуры мироздания и влиянии этих объектов на человека и земную реальность. Несмотря на откровенно мистические спекуляции, в гностических астрологических представлениях слились как философско-мистическое понимание действительности, так и богатая астрономическая традиция эллинистического мира и Римской империи.

Источники, рассматриваемые в этой статье, включены в различные сборники коптских гностических произведений. Например, апокриф Иоанна входит в состав второго кодекса коптской гностической библиотеки Наг Хаммади, а также в виде краткой версии в качестве второго трактата коптского гностического кодекса РВ 8502. При рассмотрении гностической космологии и [4] астрологии необходимо обратиться к таким источникам, как трактат «Происхождение мира» NHC II.5 и «Евангелие от Иуды» Tch.3. Несмотря на то что эти тексты несомненно принадлежали к разным гностическим группам, в них нет явных различий между космологической и астрологической системами разных гностических групп. Прежде чем рассматривать собственно гностические астрологические представления, необходимо вкратце взглянуть на историю астрологической мысли в Северной Африке, Греции и Западной Азии.

Наиболее древней и авторитетной всегда считалась месопотамская астрологическая школа. Смысл существования для жителей Месопотамии всегда лежал вне человека и вне его творений — в неосязаемых силах, управляющих Вселенной. В космосе житель Месопотамии видел порядок, а не анархию, хотя, по его мнению, этим порядком управляло множество различных сил3).

Однако такие понятия, как «воля», «сила», были чужды месопотамскому мировоззрению. Астрологи Месопотамии, наблюдая небо, устанавливали знаки, предвещающие определенные события. Эти знаки посылали божества, и правильное их прочтение также зависело от благости божеств. Неблагоприятное предзнаменование не рассматривалось как приговор, как непререкаемая воля. Зла, предвещаемого затмением, например, можно было избежать, совершив определенные религиозные и магические действия.

Астрология стала интересовать греков сравнительно рано. Она привлекала уже Платона, но его отношение к ней, правда, определить сложно. По крайней мере, выступая против софистов, он делал акцент на то, что есть боги, обеспечивающие постоянный порядок и исполнение вселенских законов — небесные тела. Геродот в своей истории писал про египтян: «Каждый [из них] может предугадать заранее, какую судьбу, какую смерть и характер будет иметь родившийся в тот или иной день»4).

В эпоху эллинизма греки еще ближе познакомились с астрологией. Когда Александр завоевал Персидскую империю, связи между Вавилонией и греческой цивилизацией стали более тесными. Около 280 г. до н.э. месопотамский жрец Беросс, переселившийся на остров Кос и открывший там астрологическую школу, написал труд «История Вавилонии», систематизировав в нем свои знания по этой науке. Беросс перечисляет вавилонских царей начиная от потопа и приводит времена их царствований. Вполне возможно, что вавилоняне составляли гороскопы для некоторых из этих царей и вычисляли положения планет для моментов в прошлом. Птолемей использовал наблюдения своих греческих предшественников и сам производил наблюдения, а также широко использовал вавилонские записи о затмениях и планетные наблюдения. Греки и римляне заимствовали у вавилонян не только наблюдения и периоды, но и методы вычислений5).

Вероятно, именно таким образом астрологические представления стали распространяться в эллинистическом Египте. Дело в том, что египтян эпохи фараонов интересовала больше астрономия, причем использовалась она, как правило, в сакральных целях — они не стремились предсказывать по звездам будущее, а видели в них, например, путь, по которому в Древнем царстве [5] умерший царь отправлялся в загробное путешествие. Особенно это касалось так называемых «неразрушимых» околополярных звезд, видимых всегда6). Через них он в сопровождении бога Ра попадал на расположенные в западных пределах неба поля Иару — «поля тростника».

Надо отметить, что и в эллинистическом Египте астрология могла быть не особенно популярна, хотя это вполне может быть связано с тем, что, в отличие от римского времени, от эллинистического периода сохранилось мало таких источников, как частная переписка и гороскопы. Как упоминает И. Ф. Фихман, от эпохи эллинизма до нас дошло немного папирусов — почти все они погибли из-за высокой влажности почвы7).

Очевидно, астрологией интересовались в основном верхние слои египетского общества, александрийская «интеллигенция». Именно тогда появилось псевдоегипетское сочинение «Откровения Нехепсо и Петосириса», и даже просвещенный жрец Манефон, приближенный ко двору Птолемеев, обращался к астрологии. В частности, Иоанн Лидийский, ссылаясь на Манефона, упоминает, что затмение солнца воздействует на людей8), а также объясняет происхождение зодиака9).

Возможно, это связано с тем, что в то время среди основной массы грекоязычного населения Египта (именно его, как правило, и интересовала астрология) большей популярностью пользовались толкование сновидений и прямые обращения к божествам с просьбой дать то или иное предсказание. Так, например, тщательно записывал и пытался объяснить свои сны живший в мемфисском Серапеуме грек Птолемайос10).

Своего апогея астрология достигла в Египте уже в римский период. Вполне возможно, как показала И. С. Свенцицкая, это связано с царившим в то время (II—III вв. н. э.) социально-экономическим и политическим хаосом11). С одной стороны, это толкало людей на поиски всемогущего бога-спасителя, а с другой — заставляло их верить в магию и астрологию. Именно тогда большой популярностью стали пользоваться различные гороскопы и т. п. Они основывались на том же представлении о взаимодействии человека и макрокосма, связанном с концепцией Судьбы. Невзгоды заставили людей видеть в судьбе нечто неотвратимое, бороться с которым невозможно. Единственное, что в силах человека, — это узнать ее и смириться с ней. При этом вера в судьбу давала людям, жившим в рушащемся мире, возможно, ложное, но ощущение надежности и стабильности.

Подобных текстов, написанных на папирусе, было найдено довольно много. Лучше всего они представлены в папирусах из города Оксиринха12). Они [6] составлялись по определенной текстовой формуле-канону. В качестве примера можно привести следующий гороскоп13):

1. Γένεσις' Αρείου 1. Рождение Арея
2. "Ωπα Σκορπιψ 2. Гороскоп в Скорпионе
3. Έρμησ "Αρησ Αίγοκέ[ρψ' 3. Гермес (Меркурий) и Арес (Марс) в Козероге
4. Ζεύσ "Ηλισ Ύδρηχό[ψ 4. Зевс (Юпитер) и Гелиос (Солнце) в Водолее
5. Σελήνη Καρκίνψ 5. Селена (Луна) в Раке
6. Κρόνον Παρθένψ 6. Кронос (Сатурн) в Деве
7. Ά[φροδίτη] Τοξότη] 7. Афродита (Венера) в Стрельце

Еще один довольно интересный, но, к сожалению, плохо сохранившийся гороскоп относится уже к V в. н. э.14) В нем предсказывалось будущее человека, родившегося 7 июля 430 г. н. э., в 4 утра. Изначально он представлял собой таблицу в 16 колонок записей зодиакального положения Солнца, Луны и пяти планет — Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия.

В греческой мифологии характерная черта олимпийских богов заключалась в их всепроникающем контроле над действиями людей. В период эллинизма отношения между хтоническими богами и людьми стали более тесными, поскольку значение хтонических богов стало существенным за счет полисных культов. Люди все еще жили в центре космоса, но классическое представление о путешествии героя по миру, напрямую управляемому богами, было заменено представлением о бесцельных скитаниях по похожему на лабиринт земному пространству, в котором уже не было богов. Хтонические боги ушли из земного мира и теперь воссели на своих небесных тронах. Они были отделены от людей подлунным пространством15).

Таким образом, можно видеть, что в основе астрологии лежало перенесение имени и характера божества на то или иное небесное тело. Затем, пользуясь достижениями математики и опытом астрономических наблюдений, астролог соотносил время рождения человека с положением планет и делал из этого выводы о его будущем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: