Проблемы развития и перспективы отечественной социологии.




Тема 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

План

Классический этап в развитии социологии (ХIХ – начало ХХ вв.).

Школы и направления западной социологии ХХ в.

Проблемы развития и перспективы отечественной социологии.

1. Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия “социология”. Поэтому всё, что происходило до О.Конта, считается предысторией социологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.

Первый шаг в создании новой науки об обществе сделал О.Конт (1798–1857). Историческая и научная роль О.Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией. Именно это стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии. Однако О.Конт не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Настоящее признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Для этого потребовалось почти сто лет. Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии – это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов. Свой вклад в создание новой науки внесли многие учёные. Их социологические концепции иногда дополняли друг друга, а иногда были и диаметрально противоположны.

О.Конта можно рассматривать как одного из представителей эволюционно-органического направления в социологии. Социальная эволюция в школах органического направления рассматривается как продолжение или составная часть биологической эволюции.

Взгляды Конта развивал английский философ и социологи Герберт Спенсер (1820–1903). Основные труды: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864–1867), «Основания психологии» (1870–1872), «Основания социологии» (1876–1896) в трех томах, «Социология как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879–1893). Концепция Г.Спенсера основана на идеях эволюционизма. Основной закон социального развития по Спенсеру – закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название “ социального дарвинизма ”.

Г.Спенсер уделил значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки. Социология, по Спенсеру, возможна уже потому, что общество – часть природы и подчиняется закону “естественной причинности”. Задача социологии, по Спенсеру, – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты.

В центре социологической концепции Г.Спенсера – теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Г.Спенсер выделял несколько типов институтов: домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые (обычаи, этикет и т.д.), политические (государство, армия, суд и т.д.), церковные (церковь), профессиональные и промышленные. Концепция социальных институтов воспроизводила образ общества по аналогии с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).

Общество, по Спенсеру, – организм, развивающийся по естественным, биологическим законам. Социальные и биологические организмы, по его мнению, имеют общие системные принципы: 1) общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т. е. увеличиваются численность населения и материальные ресурсы; 2) рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества; 3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией (разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества; 4) дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества; 5) сохранение функций и структур обеспечивает стабильность, если этот порядок нарушается, то начинается регресс. Однако эта аналогия не является полной, так как существуют и отличительные черты социального организма: 1) элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией, чем элементы биологического организма; 2) общество отличает наличие символической коммуникации; 3) общество не имеет единого органа, способного мыслить и чувствовать; 4) наличие пространственной мобильности элементов структуры общества; 5) в обществе целое существует ради частей, тогда как части биологического организма существуют для целого.

Огромное влияние на обществоведение ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895). Наиболее важные в социологическом плане работы К. Маркса: «Нищета философии» (1847), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «К критике политической экономии» (1859), «Гражданская война во Франции» (1871) и др. Основные труды Ф. Энгельса: «Крестьянская война в Германии» (1849), «Анти-Дюринг» (1877–1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и др. Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Согласно марксизму, процесс перемен в обществе представляется как противоборство между непримиримыми силами. К.Маркс рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. С него начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

Источник перемен, по Марксу, находится в самом обществе, прежде всего, в противоречиях экономической системы. К.Маркс и Ф.Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. Однако политические пристрастия родоначальников марксизма привели к недооценке многих аспектов классовых отношений и сведению их только к непримиримой борьбе.

В конце ХIХ в. органическая концепция общества, согласно которой социальные явления объяснялись исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются более сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива). Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии.

Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841–1913) – американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации; Франклин Гиддингс (1855–1931) – американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете; Уильям Мак-Дугалл (1871–1938) – социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке; Габриэль Тард (1843–1904) – французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс; Гюстав Лебон (1841–1931) – французский социальный психолог, антрополог и археолог.

Л.Уорд развивал идею о том, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания, считал, что общественные силы есть силы психические и потому социология должна иметь психический базис. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Социальная эволюция, по мнению Л. Уорда, обусловлена психологическими силами и имеет активный характер.

По мнению Ф.Гиддингса, социология – это наука, изучающая психические явления в их более высокой сложности и противодействии. Его центральная теоретическая идея выражалась понятием “себеподобного сознания” (“сознания рода”, “родового сознания”), под которым подразумевалось чувство тождества, испытываемое одними людьми по отношению к другим. Ф. Гиддингс рассматривал общество как физико-психический организм, как результат сознательных усилий и бессознательной эволюции.

У.Мак-Дугалл полагал, что основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, которые он определял как наследственно определённые каналы разрядки нервной энергии. Во многом примитивизируя социальные процессы и явления, учёный сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов.

Г.Тард считал, что основу общественного развития и всех социальных процессов составляют межиндивидуальные отношения людей, познание которых и является основной задачей социологии. Он психологизировал социологию и ориентировался на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. Особое внимание Г.Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Основных социальных процесса, по его мнению, три: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). При этом “универсальными” социологическими и психологическими законами, согласно общесоциологической теории Г.Тарда, являются “ законы подражания ”. Он занимался изучением психологии толпы, общественного мнения, феноменов веры и страха.

Главным направлением в социологии и психологии Г.Лебона можно считать его исследования в области психологии народов и масс. Г.Лебон полагал, что каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого происходят его чувства, мысли, учреждения, верования, искусства. Важное место в работах учёного занимали проблемы “толпы” и “расы”. По его мнению, толпа обладает разрушительной силой, потому, что в толпе индивиды становятся безответственными, нетерпимыми, они подчиняются закону «духовного единства».

Против натурализма и психологизма в социологии выступил французский учёный Эмиль Дюркгейм ( 1858–1917). Автор более 200 работ по социологии, основными из которых являются: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Э. Дюркгейм доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Учёный стремился к автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе. Он был против психологического направления в социологии и считал, что социальное явление можно объяснить только при помощи другого социального явления. Общество Э. Дюркгейм трактовал как надындивидуальное бытие, существование и закономерности развития которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием ». Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах – идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием. Социальные факты следует изучать как вещи. Их главными признаками являются его независимое, объективное существование и его принудительный характер (способность оказывать на индивида внешнее давление).

Центральной в творчестве Э. Дюркгейма была идея социальной солидарности. Он стремился найти ответ на вопрос, какие связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей общественное целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, под которым он понимал профессиональную специализацию. Разделение труда обуславливает обмен продуктами труда, обмен деятельностью, денежный обмен. В условиях увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Он различал органическую, (свободную, естественную) и механическую, (принудительную) солидарности.

К классикам социологии следует отнести и итальянского учёного Вильфредо Парето (1848–1923). Основная его работа — «Трактат всеобщей социологии» (1916). Он стремился положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе и разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надёжность и обоснованность. В. Парето придерживался позитивистской концепции науки об обществе и полагал, что социология является интезом различных специальных общественных дисциплин – права, политэкономии, политической истории, истории религий и др.

В. Парето предложил логико-экспериментальный метод исследования. Социология должна стать такой же точной наукой, как физика, химия и астрономия, пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдать логические правила при ереходе от наблюдений к обобщениям. Он считал, что полезность теории определяется результатами её применения. Если результаты будут полезны для общества, то полезна и теория.

Поступки людей в социальном развитии, по мнению В. Парето, делятся на логические (целесообразные) и нелогические (неосознанные). Движущей силой общественного развития являются нелогические поступки, в основе которых лежат инстинкты, желания, интересы и др. Комплекс, состоящий из основ эмоций, чувств, страстей, который имеет врожденный, естественный характер он назвал «остатками». Выделив шесть основных классов «остатков», Парето пытался объяснить всё многообразие человеческого поведения. Однако у человека есть потребность в логической мотивации, поэтому свои нелогические мотивы и действия человек прикрывает логическими, которые объясняют и маскируют их. Эти элементы (убеждения, теории, верования) Парето назвал «деривациями», «производными» от чувств. Он описал четыре класса «производных». Комбинациями выделенных классов остатков и производных, по мысли учёного, можно определить любой феномен и социальный процесс.

Одной из центральных идей В. Парето было рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии остоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Стремясь найти источник движения системы, В. Парето переходил на позиции биологизма и психологизма и искал источник социальной жизни в психических склонностях и предрасположенностях людей. Из основополагающей роли чувственных сфер человеческой психики он выводил свои теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Теория элит стала наиболее значительной частью паретовской социологической системы и послужила отправным пунктом для многочисленных исследований механизмов власти с самых различных теоретических позиций.

Важную роль в становлении и развитии классической социологии сыграла так называемая формальная социология. К ней относились Вильгельм Дильтей (1833–1911), Георг Зиммель (1858–1918), Фердинанд Тённис (1855–1936) и Леопольд фон Визе (1876–1969). Формальная школа в социологии представляла собой антипозитивистское направление, которое в противовес естественнонаучному «объяснению » культурно-исторической реальности предложила «понимание » исторических явлений в обществе. По мнению этих исследователей, социология должна была занимать промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и науки о природе, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и ричинному объяснению социальных явлений. В то же время она не должна избегать и приёмов метода понимания. Например, по Дильтею, «понимание» основывается на изучении и постижении мотивов человеческой деятельности, обусловившей то или иное событие. Задача «понимания» в том, чтобы ощутить себя в «идеальной одновременности» с людьми давно ушедших эпох, пережить возможности их бытия как свои собственные и тем самым обнаружить нереализованные потенции собственного бытия.

Огромный вклад в развитие классической социологии внёс немецкий учёный, экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864–1920). Основные взгляды Вебера изложены в работах: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «О категориях понимающей социологии» (1913), «Хозяйственная этика мировой религии» (1919), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (1921). Для его творчества характерны глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. М. Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические школы.

Основу социологической теории М. Вебера составляет концепция социального действия. По его мнению, социальным является только такое действие, осуществляемое индивидом, которое осмыслено и направлено на других людей. Он выделил четыре типа социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Целерациональное действие характеризуется осознанием чёткой цели и средств её достижения, а также учётом возможной реакции других людей. Ценностно-рациональное – основывается на сознательной вере в какую либо ценность определённого поведения. Аффективное действие определяется через аффекты, чувства и эмоции. Традиционное действие основывается на привычке.

М. Вебер считал, что наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление. По Веберу, социология должна быть «понимающей», т.е. дать интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия, понять их и объяснить. Учёный предложил подход, с помощью которого можно объяснить социальное действие. Для этого необходимо понять значение, которое придаёт действующее лицо (актор) осуществляемому им акту.

Важной составляющей теории социального действия была веберовская концепция идеальных типов. Идеальный тип – это «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции» («ремесло», «капитализм», «церковь», «хозяйство»), т.е. идеальная (созданная в воображении человека) модель того, что отвечает интересам человека в современной ему эпохе. Исходя из того, что идеальные типы характеризуют сущность оптимальных общественных состояний, они выступают в качестве своеобразных критериев, позволяющих вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, а порой и противоречит действительному положению вещей, он, по мнению Вебера, в той или иной степени несёт в себе черты утопии.

Учёный разделял исторический и социологический идеальный тип (генетический и чистый). Учение об идеальных типах может служить как методологической установкой социального познания, так и способом решения практических проблем.

В работах М. Вебера затрагивались различные аспекты жизнедеятельности общества. Учёный занимался исследованиями в области социологии власти и социологии права, социологии религии и социологии хозяйственной жизни. Идеи М. Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки. Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

К классикам мировой социологии, несомненно, следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889–1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии. Основные работы: «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Общество, культура и личность» (1947) и др. П.А. Сорокина обычно называют русско-американским социологом. Начало его научной карьеры приходится ещё на дореволюционные годы. В 1919 г. П.А. Сорокину удалось организовать первую в России социологическую кафедру, а в 1920 г. он становится профессором по кафедре социологии. Однако уже в 1922 г. П.А. Сорокин вынужден был покинуть родину, а в 1923 г. по приглашению ряда американских социологов он навсегда уезжает в США.

Предметом социологии, с точки зрения П. А. Сорокина, должна стать общественная жизнь и её процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. У П. А. Сорокина речь идёт о “психо-рефлекторном” взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов – простейшее социальное явление (“социальная клеточка”), из которого образуются более сложные общественные явления.

П. А. Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология включает в себя социальную аналитику, которая изучает структуру социального явления и его основные формы, социальную механику (социальную физиологию), изучающую процессы взаимодействия людей (их поведение), и социальную генетику, задача которой изучать развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Практическая социология – это прикладная дисциплина, опирающаяся на законы, формулируемые теоретической социологией.

Центральным понятием системы П. А. Сорокина является “ ценность ”. Ценности он делил на классы: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина), эстетического удовлетворения (Красота), социальной адаптации и морали (Добро) и конституирующая все остальные ценности в единое целое (Польза). Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырёх универсальных категорий.

Значительный вклад внёс П. А. Сорокин в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности. Она гласит, что общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. П. А. Сорокин выделял три формы социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. В этой связи учёный считал, что социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя социальные перемещения не только индивидов или групп, но и социальных объектов (ценностей), всего того, что создано или видоизменено человеком.

 

2. В течение ХХ в. западная социология претерпела значительную эволюцию и в настоящее время представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Наиболее значимыми социологическими концепциями ХХ в. являются эмпирическая социология, социометрия (микросоциология), структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, концепция социального обмена, теория символического интеракционизма, феноменологическая социология.

Становление эмпирической школы в социологии было связано с попытками преодоления избыточного теоретизирования, характерного для социологии ХIХ в., а также с необходимостью решения практических задач по управлению общественными процессами. В рамках эмпирической социологии оформились два основных течения – академическое и прикладное. Задача первого – создание систем научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социология города, социология труда, социология средств массовой коммуникации), которые используются как методологическая основа конкретных социологических исследований. Задача второго – организация таких исследований, направленных на решение чётко определённых практических задач.

С 1920 по 1950 г. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы Роберт Э. Парк (1864–1944), Эрнст Берджесс (1886–1966), Уильям А. Томас (1863–1947), Албион В. Смолл (1854–1926).

Первой заявкой на лидерство чикагской школы в области эмпирической социологии стала работа У. Томаса и Ф. Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1918–1920). Исследование было необычно для того времени – социологи использовали документы, переписку, автобиографии отдельных лиц, анкеты, широко применяли количественные методы оценки явлений, но не делали никаких рекомендаций или теоретических обобщений по изучаемым фактам.

Роберт Э. Парк известен как один из основателей разработки качественных методов в американской социологии и автор социально-экологической теории. Он обосновал актуальность построения особой дисциплины – социальной экологии – отрасли знания, обращённой к исследованию общества в естественной среде. В работе «Город» доказано, что социальная экология позволяет выявить весь спектр факторов, оказывающих влияние на становление и развитие городского организма, а также позволяет рассматривать город как органическую целостность, обладающую своеобразной структурой. Социальную экологию в первую очередь интересует значение позиции во времени и пространстве. Изменения пространственных отношений влекут за собой и изменения физической среды, что, в свою очередь, приводит к ряду социальных и политических проблем. Основной метод исследования – монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

Типичным примером эмпирической социологии могут служить доктрина “ человеческих отношений ” и её современные модификации. Она развивалась в рамках американской индустриальной социологии, одним из основателей которой является американский социолог Элтон Мэйо (1880–1949). Социология, согласно Мэйо, должна практически содействовать установлению “мира в промышленности”. Он выдвинул идею благоприятного социально-психологического климата с целью осуществления сотрудничества рабочих и предпринимателей. Теория базируется на Хоторнском эксперименте, ставшем классическим в социологии.

Во второй половине ХХ в. эмпирическая социология развивается как в США, так и в Западной Европе. Круг интересов представителей эмпирической школы достаточно разнообразен, однако для американской и западноевропейской эмпирической социологии остаются важными и требуют решения проблема теоретико-методологического обоснования социологических исследований и проблема связи и соотношения объёмов академического и прикладного направлений.

В 1930-е гг. в русле психологической традиции в социологии возникает социометрия, или микросоциология. Под социометрией принято понимать теоретическое и прикладное направление социологии, изучающее социопсихологические взаимоотношения в малых группах. Возникновение социометрии связывается с использованием специфических приёмов изучения группового поведения людей, разработанных учеником З. Фрейда – психиатром и социологом Джекобом Морено (1892–1974).

Важным моментом теоретических построений Д. Морено было положение о том, что через раскрытие социально-психологических механизмов и психических структур сообществ социометрия получает возможность установления социального контроля над поведением личностей и социальных групп. Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).

В последующие годы комплекс социометрических идей и методов приобрёл широкую популярность. Внедрение количественных методов в социологию позволило осуществлять исследования с невиданной ранее точностью, сопоставимой с исследованиями в области естественных наук. Одним из наиболее существенных последствий создания социометрии стал рост интереса к возможностям социальных исследований разнообразных проблем человеческого существования с использованием количественных методов и современной компьютерной техники.

Одним из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли является структурно-функциональная теория. Основоположниками её принято считать американских социологов Толкотта Парсонса (1902–1979) и Роберта Кинга Мертона (1910–2003). Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Такими элементами могут быть индивиды, группы, общности и т.д., внутри которых и между которыми устанавливаются структурные связи. Характер этих функциональных связей и отношений позволял построить более или менее полную картину общества.

Ключом к концепции Т. Парсонса является категория равновесия. Условиями выживания социальной системы (условиями равновесия общества в целом или отдельного индивида) являются адаптация (приспособление к окружающей среде), целеполагание (формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения), интеграция (поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений), латентность (обеспечение внутренней стабильности, самотождественности системы). На уровне общества эти функции осуществляют экономика (адаптация), политика (целеполагание), право и культура (интеграция), семья, школа, церковь и т.д. (латентность). Согласно Т. Парсонсу, общество связывают общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Р. Мертон, развивая теорию Т. Парсонса, сосредоточил внимание на теоретических и эмпирических возможностях функционального подхода к более тонкому объяснению социальных и социально-психологических явлений. Р. Мертон отмечал, что положение о полном функциональном единстве общества зачастую противоречит фактам. В одном и том же обществе социальные обычаи или чувства могут быть функциональными для одних групп и дисфункциональными для других. Р.Мертон предлагал реально учитывать совокупности социальных единиц, для которых данное социальное или культурное явление оказывается функциональным.

В конце 1950-х – середине 1960-х гг. развернулась критика функционального подхода. Она была направлена, прежде всего, против его ориентированности на стабильность, равновесие и интегрированное состояние общества, необходимости дать адекватное описание и анализ конфликтных ситуаций. Как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение структурно-функционального анализа возникла современная теория социального конфликта.

Основными аргументами против тезиса Т. Парсонса о стабильности как атрибуте общества выступали следующие: 1) распределением средств в жизни занимается группа людей. Она противостоит всему обществу, поэтому конфликт неизбежен; 2) политическая власть защищает существующий экономический порядок распределения общественного продукта. Она тоже противостоит обществу, поэтому конфликт между нею и народными массами объективно обусловлен; 3) во всяком обществе действует исходная цепочка: деньги – власть – ценности – ритуал. Всюду налицо столкновение интересов противоположных социальных групп, следовательно, конфликты порождаются всей системой общественных отношений; 4) в любом обществе имеет место принуждение одних людей другими, потому что лишь одни владеют средствами производства. Таким образом, социальный конфликт – это продукт экономических отношений.

Теорию социального конфликта развивали американские социологи Чарлз Райт Миллс (1916–1962) и Льюис Козер (1913–1967), немецкий социолог Ральф Дарендорф (1929–1970). Они видели в конфликте не дисфункцию социальной системы, а естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. Ч.Р. Миллс полагал, что именно конфликт, а не согласие лежит в основе развития. Постоянное состояние нестабильности в обществе обусловлено борьбой между различными социальными группами, а высшим проявлением конфликта является борьба за власть.

По мнению Л. Козера, конфликт является важнейшим элементом социального взаимодействия и любое общество, хотя бы потенциально, содержит конфликты. Основными функциями социального конфликта можно назвать интеграцию социальной структуры, сохранение солидарности внутри групп, укрепление межчеловеческих отношений, управление социальными изменениями. Согласно Р. Дарендорфу, основной причиной конфликта является социальное неравенство, неравенство ролей. Острота конфликта зависит от возможностей для социальной мобильности. Чем более затруднена социальная мобильность, тем выше потенциал социальной напряжённости и меньше вероятность конструктивного регулирования конфликта.

Теория социального обмена, создателями которой принято считать американских социологов Джорджа Хоманса (1910–1989) и Питера Блау (1918–2002), представляет собой синтез социологии с философией и психологией бихевиоризма. По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, поэтому возможно только психологическое объяснение эмпирических закономерностей. Центральной категорией социологии Д. Хоманса стала категория социального действия. Социальное действие при этом понимается как процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

Для объяснения социального действия Д. Хоманс выдвинул пять основных гипотез. Гипотеза успеха: действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению, а если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится. Гипотеза стимула: действие разворачивается в конкретной ситуации, характеристики которой называются с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: