Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Коми кыв»
(уровень начального общего образования)
Срок реализации – 1 год
Классы: 1
Составлена на основе примерной программы авт. Е В. Вязовой, А. В. Сизовой, С. Н. Терентьевой. Сыктывкар: ООО «Анбур», 2016
Программу составили: - Титенкова А.Ю., Мокиева М. П.
с.Выльгорт, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочному курсу «Коми язык» составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями от 31.12.2015г №1576), Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15), примерной программы по коми языку авторов Е. Н. Вязова, А. В. Сизова, С. Н. Терентьева.
Цель курса: формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять общение с носителями коми языка в устной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.
В процессе изучения коми языка как неродного в 1классе решаются следующие задачи:
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей;
развитие общеучебных умений (умение работать с учебником, умение работать в группе и в паре);
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике коми языка;
формирование умения общаться на коми языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр с использованием коми языка;
ознакомление с национальной культурой коми народа;
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям коми языка;
воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами коми языка.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
В предмете «Коми язык как неродной» можно выделить следующие содержательные линии:
Коммуникативная-умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении
языковые средства и навыки пользования ими;
социокультурная осведомленность.
Основной содержательной линией из трёх перечисленных являются коммуникативные умения. В процессе изучения коми языка как неродного в начальной школе обучающиеся знакомятся с некоторыми литературными персонажами детских произведений коми писателей; сюжетами популярных коми сказок, небольших произведений детского фольклора; элементарными формами речевого и неречевого поведения.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана на 1 год обучения: в 1 классе – 1 час в неделю как внеурочные занятия
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении коми языка как неродного в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе обучения (любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших); вырабатывается дружелюбное и толерантное отношение к носителям коми языка и других национальных языков.
Результаты изучения предмета
Личностные результаты
Личностными результатами изучения коми языка как неродного в начальной школе являются:
общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе коми, как основного средства общения между людьми;
представление о коми языке как средстве выражения мыслей, чувств и эмоций;
приобщение к культурным ценностям коми народа через произведения детского фольклора.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрации, таблицы, схемы), использовать знаково-символические средства представления информации;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации;
использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений
Коммуникативные
использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, правильно оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учётом ситуаций общения;
точно выражать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
слушать собеседника и вести диалог, соблюдая правила речевого этикета;
определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения коми языка как неродного в начальной школе являются:
Коммуникативная компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорение
вести элементарный диалог: диалог этикетного характера, диалог-расспрос;
описывать предмет, картинку;
воспроизводить наизусть небольшие произведения коми писателей и произведения детского фольклора;
рассказывать о себе, своей семье, любимом животном, друге, школе, погоде.
Аудирование
понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух содержание аутентичных небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), понимать просьбы и указания, связанные с учебными и игровыми ситуациями на уроке.
отвечать на вопросы по содержанию текста.
Языковая компетенция
адекватно произносить и различать на слух звуки коми языка; соблюдать нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать особенности интонации основных типов предложений; соблюдать интонацию при произношении
распознавать и употреблять в речи изученные в пределах тематики начальной школы лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), соблюдая лексические нормы;
пользоваться языковой догадкой при аудировании текстов;