Деятельность по реализации проекта




Что такое проект?

Проект - это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов.

Известно, что многие руководители школ испытывают сложности в распознавании проектов, программ, концепций. Развести эти понятия Вам поможет следующая таблица.

 

Проект ограничен во времени, территории, в рамках темы и в используемых человеческих, финансовых и других ресурсах. Проект - это то, что обязательно будет реализовано.

Попробуем проиллюстрировать проектную ситуацию:

 

Как видно, потребность в проекте возникает, когда существующая ситуация (1) не удовлетворяет, её надо изменить, поэтому проект предусматривает точное описание желаемого будущего (2) и жестко фиксирует последовательность шагов по его достижению.

Таким образом, проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

 

Какова может быть структура проекта?

· Название проекта,

· Постановка проблемы,

· Целевое назначение проекта,

· Задачи проекта,

· Участники (характеристика наставников и студентов конкретно, кто?)

· Общий замысел,

· Деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации),

· Ресурсное обеспечение,

· Ожидаемый результат (компетенции студентов или других категорий наставляемых)

· Календарный план

 

Что может быть содержанием каждого раздела описания проекта?

Дадим характеристику каждого пункта.

Название проекта – должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

 

Постановка проблемы (актуальность проекта) – актуальность проекта определяется значимостью проекта, решению которой призван способствовать, ваш проект. Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штапмы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию, как основной способ решения проблемы.

С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это — последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.

Раздел «актуальность проекта» можно считать качественно прописанным, если он:

- описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;

- ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;

- проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;

- исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;

- масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;

- проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;

- проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

- нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересно для чтения и кратко;

- четко определен способ решения проблемы.

 

Цель проекта

Это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель возникает при выявлении проблемы и определяет образ желаемого результата. При постановке цели вы внедряетесь в область ценностей и ценностных отношений. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:

- достижимость в рамках этого проекта;

- безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;

- предусматривание итогового результата проекта;

- соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

Определение цели — важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

 

Задачи проекта

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.

Задача – это шаг, приближающий нас к достижению цели. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий, наконец «успех, счастье, удача».

Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ, specific, measurable, area-specific, realistis, time-bound: конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени).

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:

- описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;

- цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;

- из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;

- по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;

- цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;

- постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;

- язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

 

Общий замысел проекта

Общий замысел проекта отражает его сущность, основную идею проекта. В формулировке общего замысла представляется новизна пути разрешения проблемы. От того, как сформулирован общий замысел, зависят планирование деятельности по реализации проекта и выбор адекватных форм и механизмов его реализации.

Формулировка общего замысла должна быть лаконичной и четкой, и отражать ведущую идею, на которую опираются разработчики проекта.

 

Деятельность по реализации проекта

Основной компонент проектирования — выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Если содержание представляет из себя монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Другими словами, нельзя действовать по принципу «вали все в кучу, потом разберемся».

Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов — частей. В качестве элементов структуры исполь­зуются: блоки, направления, ступени, модули. Для небольших проектов такого деления можно и не делать (если проект сам по себе состоит из одного модуля или направления).

Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала представить в виде схемы, так как это позволяет легче представить «что», «где», «в какой последовательности» будет проводиться при реализации проекта. Составление схем дело не обязательное, но полезное.

Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:

- полная ясность, в каких направлениях будет работать проект;

- четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;

- доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;

- из раздела понятно как, с кем, когда и где будет проходить реализовываться проект;

- естественность логической цепочки: проблема – цель – задача – метод;

- нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и пр. отягощения текста.

 

Ресурсное обеспечение

Основное внимание при определении ресурсного обеспечения следует уделить вопросам:

- сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта и на какие

цели?

- какие средства и материально-техническая база есть в наличии?

Если вы ищите социальных партнеров для финансирования, то необходимо:

- знать требования к бюджету, формы смет и отчетностей организации, которая выступает спонсором;

- закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту;

- чтобы запрашиваемые средства находились в разумных пределах.

 

Календарный план

Календарный план является самой важной частью реализации проекта. При планировании мероприятий по реализации социально-педагогического проекта желательно ориентироваться на следующие принципы:

Принцип содержательности. Формы работы соответствуют содержанию проекта, решению его целей и задач.

Принцип времени. Рациональное и логичное, последовательное распределение мероприятий. Нельзя «сшить лоскутное одеяло» из набора непоследовательных действий, всему свое время. Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых этапов или отдельных проектов.

Принцип ресурсов — человеческие и материальные ресурсы, которые можно не использовать из-за большого ущерба для достижения цели, не следует использовать. Проект рассчитан на достижение максимального результата при минимальных ресурсных затратах.

Принцип места — проект ориентирован на место проведения, соответственно отбирается и каждая форма работы по проекту, нельзя ориенти­роваться на единый стандарт.

Принцип последействия — поскольку всякое дело имеет как позитивные, так и негативные последствия, надо анализировать результаты и стремиться к уменьшению до минимума негативного и развертывания до максимума позитивного последействия.

Принцип коррекции — нет незыблемых планов, лучше вовремя внести корректировки, чем получить отрицательный результат.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям, др. Все виды работ увязыва­ются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.

Важно, чтобы план включал разумно ограниченный, содержательно соответствующий целям, набор мероприятий, действий.

Все мероприятия могут быть выполнены качественно и в срок с привлечением достаточного количества ресурсов.

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: