Последовательность выполнения наброска




Наброски фигуры человека

 

Задание: выполнить 2 наброска фигуры человека с натуры в двух позах: стоя и сидя. Каждый на листе А4. Материал: пр. кар. НВ - 6В

Прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить, что такое набросок.

Само слово говорит за себя. Набросать, то есть нарисовать что-то очень быстро. Набросок – это неполное, обобщённое изображение. В обобщённом изображении сложная форма решается передачей только её основных, типических и характерных признаков без мелкой деталировки.

В. Серов Портрет балерины Карсавиной
Все выдающиеся художники делали огромное количество набросков и зарисовок. В них отражается весь опыт мастера, склад характера, мысли и чувства. (Наброски Репина, Серова, Федотова и др.).


Наброски - это лучший способ учиться рисовать. Они развивают наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное.

 

И. Репин


Каркас фигуры. Пропорции

На первом уроке по наброскам в третьей четверти, мы с вами говорили о том, что каркас фигуры человека – это скелет. Рассматривали его основные кости и суставы.

Именно скелет выполняет функцию прочного костного каркаса, который держит всю массу тела человека (мышцы, внутренние органы), и во многом определяет внешнюю форму человеческой фигуры. Особенностью скелета человека, отличающей его от жёсткой основы предметов и от гибкого каркаса растений, является его подвижность.

Зная скелет и изобразив его схему в виде линий, можно легко передать любое положение фигуры, позу, поворот и даже движение. Но пользуясь схемой нужно помнить, что она не может передать живого человека, индивидуальное и характерное в нём. Это индивидуальное и характерное могут отразить, прежде всего, пропорции.

Вспомним основные пропорции взрослого человека (мужчины). Высота головы составляет 1/7,5 - 8, ширина плеч приблизительно 1/4, а ширина таза 1/5 общей высоты фигуры. Длина ног составляет половину всей высоты фигуры, колени помещаются на половине высоты ноги, пальцы опущенной руки доходят до середины бедра, локти находятся примерно на уровне талии. Длина стопы равна высоте головы, длина кисти – высоте лицевой части. Если человек высокий или низкий, то эти пропорции изменятся (у высокого мужчины высота головы укладывается в высоту фигуры более восьми раз и ноги будут длиннее).

Пропорции человека сильно меняются с возрастом.

Последовательность выполнения наброска

Рассматривая наброски художников, мы видим, как быстро они сделаны. Иногда одной линией, несколькими штрихами, без предварительного построения и разметки схвачено и передано самое главное: пропорции, движение, характер. Но за всей этой простотой и легкостью стоит огромный опыт, знания, мастерство художника. Чтобы добиться такого результата, нужно делать наброски постоянно, каждый день.

Такого опыта и мастерства мы не имеем. Поэтому используем вспомогательную схему, которая задаёт основные пропорции и направления движения.

1.Набросок стоящей фигуры

Попросите родных вам попозировать. Начать лучше со стоящей фигуры. Одну руку (или обе) можно поставить на пояс. Ноги чуть расставить (чтобы не по стойке смирно). На первом этапе – карандаш НВ, В.

Прежде всего, нужно провести вертикаль, задающую высоту фигуры. Она не должна быть маленькой. Высота наброска - почти во всю высоту листа. На этой вертикали мы откладываем основные пропорциональные части фигуры: голова, линия тазобедренного сустава, плечевого сустава и колен. Затем можно отметить также ширину плеч и таза. После этого находят основные направления, образующие обобщенный силуэт фигуры.

Нужно помнить, что набросок надо начинать не отдельно с головы, к которой пририсовываются шея, плечи, руки и т. д., а с определения сразу всей массы фигуры и только после этого находятся детали. То есть основной принцип работы – от общего к частному. Нужно охватить всю фигуру целиком, посмотреть, какую форму от плеч до стоп напоминает силуэт. В нашем случае, когда натурщик стоит с опорой на обе ноги, этот силуэт напоминает прямоугольник. Находим направления от плеча к бедру, от бедра –к пятке, по внешней кромке ног и по внутренней, направления рук.

Наброски первого класса
Постепенно образуется как-бы плоская схематическая обобщённая фигура. Всё это выполняется очень легко средним карандашом НВ. После этого можно взять мягкий карандаш и живой точной выразительной линией прорисовать фигуру более подробно, уточняя формы всех её частей, передавая одежду, складки на сгибах подчёркивающие движения. Очень важно обратить внимание на выразительность наброска. Можно ещё раз рассмотреть наброски художников: как движется и живёт в них линия, постоянно меняется, какая она точная и лаконичная. В наброске можно передать и основные тени, и даже тон отдельных частей. Контрастные линии и пятна помогают выделить первый план, а лёгкие уходят в глубину.

2. Набросок сидящей фигуры

Второй набросок выполняется с сидящей модели. Лучше, чтобы каждая рука лежала немного по-разному. Также и ноги: одна - выставлена чуть вперёд, другая – назад. Выберите ракурс в три четверти. (Не фронтально и не ровно сбоку).

Начинать работу нужно также с определения больших пропорциональных частей и основных направлений движения туловища, ног, рук. Эти направления здесь будут намного более разнообразными, чем в стоящей фигуре.

В сидящей фигуре три основных направления – туловище (вертикальные направления), бедро (горизонтальные) и голень (снова вертикальные). Эти три части примерно равны по высоте. Но горизонтально расположенная часть ног – бедро, сокращается в перспективе и становится меньше двух других.

Найдя основные пропорции, направления, лёгкий плоский силуэт, начинайте детализацию.

Хорошо рисовать чем-то очень мягким, что легко движется по листу, даёт возможность делать очень разнообразные линии: лёгкие и насыщенные. Но здесь главная опасность – обводка, очень жирная и одинаковая. Этого ни в коем случае не делайте. Мягким карандашом нужно рисовать, а не обводить. И не давите на карандаш. Если видите, что получается грубо, рисуйте всё средними карандашами НВ, В, 2В.

Ребята, если вы будете делать не два, а много набросков, и каждый день, то тогда появиться результат и профессиональный рост! Чего я вам и желаю!

Главное не бойтесь, рисуйте смело, выразительно, не мельчите. Если не получится, то всегда можно сделать ещё набросок. Сколько нужно, столько и делайте!

 

Рассмотрите ещё наброски художников

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: