ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ




ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНАМ

Блок

1. Фонологические условия реализации артикуляции гласных и согласных фонем в речи.

2. Артикуляционный аспект звуков речи.

3. Акустический аспект звуков речи.

4. Логопедия: предмет, объект, цели и задачи логопедии. Структура логопедии.

5. Цель и задачи логопедии.

6. Внутрисистемные связи логопедии с другими науками.

7. Межсистемные связи логопедии с другими науками.

8. Понятие гуманизма, деонтологии в логопедии.

9. Актуальные проблемы логопедии.

10. Естественнонаучная и психофизиологическая основы логопедии. Анатомо-физиологические механизмы речи.

11. Принципы и методы логопедии как науки.

12. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

13. Исторический аспект проблемы этиологии речевых нарушений. Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи.

14. Внешние и внутренние причины в возникновении речевых нарушений, их взаимодействие. Причины биологические и социально-психологические, органические и функциональные, центральные и периферические.

15. Критические периоды в развитии речевой функции.

16. Понятие о полиэтиологии речевых нарушений. Понятие о «факторе риска» в речевом развитии ребенка.

17. Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы
к классификации речевых нарушений. Педагогические, психологические, лингвистические и клинические критерии систематизации нарушений речи.

18. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения речи, выделяемые в психолого-педагогической классификации. Спорные и нерешенные вопросы классификации речевых нарушений.

19. Общие принципы обследования лиц с нарушениями речи. Методы обследования (организационные, эмпирические, статистические, интерпретационные). Схема логопедического обследования.

20. Общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия. Основные формы логопедического воздействия. Методы логопедического воздействия.

21. Артикуляторные и акустические характеристики гласных.

22. Общие признаки классификации согласных звуков. Система согласных: по способу и месту образования, по участию шума, голоса, носового резонатора.

23. Дислалия: сущность, механизм, причины, симптоматика, распространенность, классификация, аспекты изучения.

24. Виды дислалии в зависимости от различных критериев анализа ее структуры.

25. Уровни нарушенного звукопроизношения, международные термины обозначения отдельных групп звуков.

26. Функциональная дислалия: причины, структура дефекта, симптоматика.

27. Механическая дислалия: причины, структура дефекта, симптоматика.

28. Методика логопедического обследования лиц с дислалией, вопросы дифференциальной диагностики.

29. Методика логопедического воздействия при дислалии.

30. Этапы логопедического воздействия при дислалии и их содержание.

31. Недостатки произношения сонорных звуков, приемы их устранения.

32. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков, приемы их устранения.

33. Недостатки произношения средне- и заднеязычных звуков, приемы их устранения.

34. Недостатки произношения твердых и мягких согласных звуков, приемы их устранения.

35. Недостатки произношения звонких и глухих согласных звуков, приемы их устранения.

36. Ринолалия: сущность, механизм, причины, симптоматика, распространенность, классификация, аспекты изучения.

37. Характеристика открытой (механической) ринолалии.

38. Влияние врожденных расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.

39. Категории детей с несращениями верхней губы и неба по состоянию психического развития.

40. Характеристика закрытой и смешанной ринолалии.

41. Методика логопедического обследования лиц с ринолалией, вопросы дифференциальной диагностики.

42. Задачи, принципы, этапы, содержание и методы логопедического воздействия при устранении ринолалии.

43. Система и содержание логопедических занятий по устранению ринолалии в дооперационный период.

44. Система и содержание логопедических занятий по устранению ринолалии в послеоперационный период.

45. Особенности логопедической работы по устранению нарушений звуковой стороны речи и голоса у детей с ринолалией.

46. Логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи у детей с ринолалией.

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

к экзамену по логопедии

(блок 1)

 

1. Показать на конкретных примерах роль различных факторов в возникновении речевых нарушений функционального характера.

2. Составить план беседы по профилактике нарушений речи у детей.

3. Составить перечень вопросов для сбора анамнестических данных.

4. Определить возможности использования наглядного пособия для решения коррекционно-развивающих задач.

5. Проанализировать текст беседы с родителями.

6. Определить вид речевого нарушения по описанной симптоматике.

7. Определить тему и задачи занятия по плану-конспекту занятия.

8. Проанализировать приемы логопедической работы по плану-конспекту занятия.

9. Продемонстрировать упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

10. Продемонстрировать упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата.

11. Проанализировать план-конспект занятия с детьми с нарушениями речи (дислалия, ринолалия).

12. Подобрать диагностический материал для обследования звукопроизношения детей разного возраста с нарушениями речи (дислалия, ринолалия).

13. Продемонстрировать и разъяснить приемы по развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

14. Составить план-конспект индивидуального логопедического занятия по устранению речевого нарушения (дислалия, ринолалия).

15. Продемонстрировать и разъяснить последовательности усложнения речевых упражнений по автоматизации звука в речи (на материале заданного звука).

16. По представленному артикуляционному профилю, определить звук.

17. Нарисуйте логопедический профиль артикуляции звука (звуки а, п, н, ц, р)

18. Дайте характеристику фонем по схеме: (фонемы с-з, ш-ж, к-г)

А) место образования звука

Б) способ образования звука

В) звонкость (глухость)

Г) твердость (мягкость)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: