Московская детская железная дорога в Кратово




 

 

 


Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. 24 июня 1936 года пионеры начали строительство своей дороги, а уже к 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2,3 км пути (в том числе 1,8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.

2 мая 1937 года было открыто движение поездов. На дороге курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин*) и ИС-1 (Иосиф Сталин**).

Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв "Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт" и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение было восстановлено, полностью работы завершились летом 1947 года.

С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина – 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.

В 1957 году Малой Московской железной дороге взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1 был поставлен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag польской постройки. 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов. В 1979 году на станции "Пионерская" построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В середине лета 2003 года на станции Юность возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.

В 2005 года произведена полная реконструкция московской детской железной дороги – заменен путь, построен ангар для вагонов, введена новая микропроцессорная система автоблокировки, полностью сменился подвижной состав (модернизированы тепловозы), построена спортивная площадка. В настоящее время на детской железной дороге занимаются юные железнодорожники из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также ребята из кружков "Юный железнодорожник" г. Москвы.

В летний период на дороге курсирует состав из 6-ти вагонов и двух тепловозов ТУ2.

На детскую железную дорогу принимаются учащиеся, начиная с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки "Юный железнодорожник" работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.

* Краткая биография Владимира Ленина

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин) – советский политический деятель мирового масштаба, революционер, создатель социал-демократической партии и большевизма, один из организаторов Октябрьской революции и председатель СНК. Ленин также считается создателем первого в истории социалистического государства. Помимо этого, он заложил фундамент марксизма-ленинизма. Владимир Ильич родился 22 апреля 1870 года в городе Симбирск (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ.

Детство будущего революционера прошло в Симбирске. Там же он обучался в гимназии, директором которой являлся Ф. М. Керенский. После окончания гимназии с золотой медалью, Ленин поступил в Казанский университет на юридический факультет, где он проучился недолго и ­был исключен из-за регулярного содействия нелегальному студенческому движению «Народная воля». В мае 1887 года был казнен его старший брат Александр по причине участия в народовольческом заговоре с целью покушения на жизнь императора. Это стало большой трагедией в семье Ульяновых. В 1888 году Ленин возвращается в Казань и присоединяется к марксистскому кружку. Он всерьез увлекается социал-демократическими и политэкономическими вопросами. В результате в 1897 году его на 3 года отправляют в ссылку в Енисейскую область. Именно во время этой ссылки он написал большую часть своих работ. В 1898 году он регистрирует брак со своей гражданской женой Н. К. Крупской для того, чтобы она могла последовать за ним в ссылку.

В начале XX века Ленин стал усиленно работать над созданием нового общества путем социалистической революции. В период проведения революции сам организатор находится в Швейцарии, а многие участник арестованы. В результате руководство партией переходит к Ленину. Несмотря на то, что попытки не раз восстания пресекались, Ленин продолжает писать новые труды и организовывать антиправительственную революцию. Вскоре он становится главой Совета Народных Комиссаров, основывает Красную Армию и Третий Коммунистический Интернационал. Целью Ленина было создание новой экономической политики, направленной на рост народного хозяйства и образование социалистического государства.

Умер Ленин 21 января 1924 года в усадьбе Горки в результате резкого ухудшения здоровья. Через два дня тело вождя было перевезено в Москву и установлено в Колонном зале. 27 января гроб с забальзамированным телом Ленина был помещен в Мавзолей на Красной Площади, где и ныне хранится. После смерти культ личности этого неординарного правителя ещё больше усилился. Многие объекты в городах переименовывались в его честь, открывались музеи и библиотеки имени Ленина, а также возводились памятники.

 

Источник: https://www.sdamna5.ru/vladimir_lenin

 

 

** Краткая биография Иосиф Сталин

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) – советский революционер и политический деятель, глава правительства СССР и Генеральный секретарь ЦК ВКП. Он родился в декабре 1878 года в грузинском городе Гори в довольно небогатой семье. Обучался в Горийском духовном училище, а затем в православной семинарии в Тбилиси. Будучи большевиком, Сталин участвовал во многих во многих политических событиях, за что не раз находился в заключении и ссылке. Так, например, с 1908 года он был в ссылке в Сольвычегодске, с 1913 года – в деревне Курейка. Также, как и Владимир Ильич Ленин, он работал в газете «Правда» и принимал участие в решении большевистских вопросов. Во время февральской революции он был одним из руководителей ЦК, а после октябрьской – был наркомом в Совете Народных Комиссаров.

Так как Ленин видел в нем помощника, во время гражданской войны, Сталин был назначен ответственным за хозяйственные дела на юге страны. По характеру Иосиф считался приверженцем террора, оставаясь при этом отличным военным организатором. В начале 1920-х годов его избрали Генеральным секретарем ЦК. Когда же Ленин отошел от политических дел, вся власть перешла Политбюро, в состав которого тогда входил Иосиф Виссарионович, вместе с Троцким, Зиновьевым, Бухариным.

Культ Сталина начался в годы укрепления его власти и начала политики коллективизации и индустриализации. При этом в стране происходило раскулачивание, и было решено перейти на коллективные хозяйства. Такая политика массового террора привела к тому, что в стране погибло около 20 миллионов человек. В период Великой Отечественной войны Сталин совмещал несколько должностей. Он был Председателем Комитета обороны, Наркомом обороны и Верховным Главнокомандующим. После войны жестоко подавлялись любые националистические движения, а советская идеология набирала обороты.

Иосиф Сталин был женат дважды. Сначала на Екатерине Сванидзе, затем – на Надежде Аллилуевой. У политика было трое детей: два сына – Яков и Василий, а также дочь – Светлана, которая эмигрировала из страны. У Сталина было несколько специально отведенных мест для отдыха, так называемых дач. На одной из таких дач в Кунцевском районе 5 марта 1953 года он умер в результате перенесенного паралича и последующего кровоизлияния в мозг.

 

Источник: https://www.sdamna5.ru/iosif_stalin

 

 

Кратово


Преобразившийся тепловоз ТУ2-078 открывает сезон 2005 года.
Фото Игоря Боснякова. 4 июня 2005 года.

Открыта: 2 мая 1937 года
Длина: 4,962 км
2 станции: Пионерская, Юность, 1 платформа Школьная
Подвижной состав: Тепловозы ТУ2-078, ТУ2-129, 5 вагонов модели 20.0015, 1 вагон модели 20.0016 (штабной);
ранее были: паровозы ВЛ-1, ИС-1 (тип 63/65), Рп-771, 3 деревянных пассажирских вагона, тепловозы ТУ7-2728, ТУ7-2729, вагоны PAFAWAG, 8 вагонов ПВ51
Адрес: 140130, Московская обл., пос.Кратово, Центральная ул., 5
Тел.: (49646) 3-62-89, (499) 641-1393
Начальник: КОЗИНА Марина Борисовна
Официальный сайт: mmzd.net
Cправочная информация: режим работы, цены, проезд

 

30 октября 1935 года состоялся слет пионеров Раменского района. Одним из обсуждавшихся на слете вопросов был призыв тифлисских пионеров, построивших первую ДЖД, начать строительство детских железных дорог во всех уголках страны. Идея эта показалась настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.

Совет решительно взялся за дело и уже через неделю (6 ноября 1935 года) члены совета нашли поддержку в управлении Московско-Рязанской железной дороги. В Кратовской, Быковской и Раменской школах были созданы «кружки юных изыскателей», ставшие впоследствии кружками юных железнодорожников. Под руководством инженеров Московско-Рязанской ж.д. школьники самостоятельно провели изыскательские работы и разработали проект дороги.

После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры начали строительство своей дороги, причем все строительные работы они выполняли сами. На самых тяжелых работах им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (построен на заводе Оренштайн и Коппель). К сожалению, нам не известно, как долго проработал этот паровоз на Кратовской ДЖД, но очень скоро ему на смену пришел паровоз ИС-1 постройки Коломенского завода (заводской тип 63/65).

К 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2.3 километра путей (в том числе 1.8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича и Школьная.

Всю зиму продолжалась подготовка подвижного состава и обучение юных железнодорожников. В апреле 1937 года все уже было готово к открытию движения по Детской железной дороге. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. Вести первый поезд было доверено Вениамину Пасынкову, с самого первого дня ставшему активистом совета содействия строительству дороги.

В последующие годы дорога продолжала развиваться. Летом 1940 года исключительно своими силами юные железнодорожники построили еще почти 2 километра пути, здание вокзала на станции Путь Ильича и новую станцию Культбаза с разворотным треугольником для паровозов (на станции Путь Ильича для оборота паровозов использовалась разворотная петля). Реконструкция была закончена к дню железнодорожника, 4 августа. Тогда же по решению ЦК профсоюза железнодорожников в распоряжение детской железной дороги была передана и сама культбаза.

Открытие летнего сезона 1941 года было намечено на 22 июня. Вместо него, собравшиеся на митинг юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Летом 1941 года детская железная дорога еще работала некоторое время, но ближе к осени все-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налетов.

Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.

За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 – награждены медалями «За оборону Москвы».

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года.

С этого времени длина главного пути дороги составила 3.8 километра, а полная эксплуатационная длина – 4.962 км (по данным на 1969 год). Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.


Если вы хотите посмотреть схему путевого развития станции

В 1950 году юные железнодорожники в честь выборов в Верховный Совет СССР своими силами построили мотовоз и подарили его Лестрансхозу Печерской жд.

В 1957 году Малой Московской железной дороге, взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1, был получен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag польской постройки. В том же году на станции Пионерская построено каменное депо на два стойла.

Несколько лет в начале 60-х Кратовская ДЖД работала круглый год. Для расчистки путей от снега имелся самоходный щеточный снегоочиститель СЩС и изготовленный своими силами навесной снегоочиститель для тепловоза ТУ2. При изготовлении навесного снегоочистителя были использованы некоторые узлы отслужившего свое паровоза ИС-1. К сожалению, Кратовская ДЖД очень быстро вернулась к обычному своему режиму работы, которым движение поездов предусматривалось только летом.

В 1971 году, во время капитального ремонта дороги, в путь были уложены рельсы Р43, на станции Пионерская смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции Путь Ильича электрическая централизация, а на перегоне между ними автоблокировка. Тогда же был разобран обгонный путь на станции Школьная, что сделало невозможным обращение на дороге двух составов.

В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов. Последний из паровозов – Рп-771 был отставлен от работы, а вместо него из Шатуры получен тепловоз ТУ2-129. Еще несколько лет Рп-771 можно было увидеть на запасных путях станции Пионерская, а впоследствии он был сдан в металлолом.

В 1979 году на станции Пионерская построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа.

В 1982 году на смену вагонам Pafawag пришли цельнометаллические пассажирские вагоны ПВ40 Демиховского завода, которые эксплуатируются до сих пор.

В середине 80-х годов дорога получила в свое распоряжение два тепловоза ТУ7. К сожалению, новые тепловозы не подошли Кратовской ДЖД по соображениям безопасности. Так, при движении тепловоза капотом вперед, машинист-инструктор практически не имел обзора вперед, что весьма опасно при проследовании «слепых» кривых малого радиуса, которых на этой дороге не мало.

Рассматривалось несколько вариантов решения этой проблемы: вождение поездов двумя локомотивами, сцепленными капотами друг к другу или двумя локомотивами, прицепленными с обоих концов состава. От первого варианта пришлось отказаться сразу, поскольку длина тупиков не позволяла выполнить обгон локомотивов на конечных станциях. Во втором же случае маневровая работа на конечных станциях сводилась к нулю, что пагубно сказалось бы на качестве подготовки юных машинистов. От этого варианта тоже решили отказаться, оба тепловоза были поставлены на прикол.

В 90-х годах с одного из этих тепловозов, а именно с ТУ7-2729 был снят дизель, необходимый для капитального ремонта тепловоза ТУ2-129. С тех пор ТУ7-2729 используется исключительно как донор запчастей для остальных тепловозов.

19 июля 2002 года полностью сгорели станционные постройки на станции Юность. До конца сезона управление стрелками на станции Юность осуществлялось вручную, с помощью курбеля, а станционная громкоговорящая связь отсутствовала.

В мае 2003 года средства СЦБ на станции Юность были полностью восстановлены, а в середине лета 2003 на станции возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.


Новое здание на станции Юность, построенное взамен сгоревшего в 2002 году.
фото И.Боснякова, 18 октября 2003 года.

К началу сезона 2004 года на станции Пионерская восстановлен разобранный много лет назад разворотный треугольник и для предотвращения неравномерного износа гребней колесных пар произведен разворот всего подвижного состава.

Осенью 2004 – весной 2005 года по инициативе Управления Московской железной дороги прошла большая реконструкция Кратовской ДЖД. Главный путь ДЖД переложен на бетонных шпалах, полностью заменены все средства СЦБ, в том числе, смонтирована межстанционная оптоволоконная линия связи.


Рабочее место дежурного по станции Пионерская.
фото И.Боснякова, 4 июня 2005 года

Взамен старых вагонов ПВ51 заводом «Метровагонмаш» по спецзаказу были построены новые, модели 20.0015. Для обеспечения сохранности нового подвижного состава, на месте второго пути станции Пионерская сооружён 70-метровый ангар. Все станционные постройки ДЖД и даже стрелочные посты облицованы сайдингом (цветными пластиковыми панелями), оборудованы современными пластиковыми окнами и дверями.

Существенные перемены коснулись и парка тягового подвижного состава. Тепловоз ТУ7-2729 был списан и сдан в металлолом. Оба тепловоза ТУ2 – отправлены на капитальный ремонт в Рязань. По окончании ремонта изменившийся до неузнаваемости ТУ2-078 вернулся на Кратовскую ДЖД, а ТУ2-129 собирались передать на Новомосковскую ДЖД. (В обмен на тепловоз ТУ2-126, капитальный ремонт которого не успели завершить к началу сезона.) Но до осени 2005 года ТУ2-129 так и не поступил ни на одну, ни на другую ДЖД (только 10 ноября он был доставлен в Кратово). Зато тепловоз ТУ7-2728 был подготовлен к отправке в запас ТЧ6, и вскоре вывезен с территории ДЖД.

(Более подробно о реконструкции 2004–2005 года см. фотохронику.)

За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича в 1991-92 году была переименована в Юность. Станция Культбаза была переименована в Пионерскую не позже 1951 года.

В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.

Обучение на Кратовской ДЖД проходят школьники 11-15 лет из 25 школ от Москвы до Конобеево. Полный курс обучения 4-5 лет. Сезон движения поездов начинается в июне и заканчивается в последнее воскресение августа. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения (МГУПС / МИИТ).

   

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

· материалы Центрального музея железнодорожного транспорта (СПб)

· материалы РГАКФД

· Детские железные дороги МПС России, М., ЦДДЖ, 1999

· материалы из личного архива А.К. Филиппова, П.А. Стрелкова

· материалы из архива Кратовской ДЖД

· Малая Московская железная дорога, буклет, 1997

· Отчет о работе малой Московско-Рязанской жд, 1953

· «Вечерняя Москва», 15.06.1945

· «Вечерняя Москва», 08.06.1946

· «Вечерняя Москва», 13.06.1946

· «Московский большевик», 13.05.1947

· «Московский комсомолец», 22.06.1948

· «Пионерская правда», № 61, 30.08.1948

· материалы, предоставленные М.Б. Козиной, начальником ДЖД

Источник: https://www.dzd-ussr.ru/towns/kratovo/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: