АБСТРАКТНЫЕ ТИПЫ СОБЕСЕДНИКОВ.




Так что предлагаю вам выбрать удобную для вас форму работы.


Задание на неделю с 27 по 30 апреля. Конспект- от 1 до 5 баллов. Задания по итогу тестирования (максимум 10 баллов). Срок сдачи 1 мая, крайний срок сдачи (без начисления штрафных баллов) 6 мая

С уважением, преподаватель Марина Александровна Николаева.

План.

1. Записать тему, дату и номер урока по расписанию своей группы

2. Заходим в систему электронного обучения на сайте ГАПОУ РК ПАТТ

3. Затем находим «АКАДЕМИЯ-МЕДИА», заходим каждый под своим логином и паролем

4. Выбираем файл-Электронное обучение

5. Возле КОМПЕТЕНЦИЯ нажимаем «Все» и выбираем «Без компетенции»

6. Выбираем (первый учебник) «Основы культуры профессионального общения»,

выходим в раздел 2 «Психологические аспекты делового общения», глава 2 «Основы делового общения», разворачиваем главу, находим 2.1. «Характеристика общения»

7. Составляем конспект главы.

8. В этом же разделе найдите задания «Общение – основа человеческого бытия», там представлено 3 задания. Выполните эти задания.

9. Сообщите мне о выполнении в VK.

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НЕУДОБНО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ В СЭО «Академия – Медиа» ИЛИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЙТИ НА САЙТ ТЕХНИКУМА, ПРИЛАГАЮ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ И ЗАДАНИЯ.
Этим же материалом вы все можете воспользоваться при составлении конспекта(выделены те понятия, которые должны быть зафиксированы в конспекте!)

Тема: Общение. Деловое общение. Принципы и механизмы общения.

Задание 1. Составить конспект

Пред­ста­вить на­шу жизнь без об­ще­ния не­воз­можно, пос­кольку без об­ще­ния не­воз­можно фун­кци­они­рова­ние че­лове­чес­ко­го об­щес­тва. Ка­кой бы про­фес­си­ональной де­ятельностью ни за­нимал­ся че­ловек, без об­ще­ния ее не осу­щес­твить. Ес­тес­твен­ным спо­собом су­щес­тво­вания че­лове­ка яв­ля­ет­ся его связь с дру­гими людьми, ко­торая ве­дет к ус­та­нов­ле­нию меж­личнос­тных от­но­шений. Че­ловек ста­новит­ся че­лове­ком только в об­ще­нии.

Об­ще­ние — слож­ный, мно­гог­ранный про­цесс, ко­торый выс­ту­па­ет как про­цесс вза­имо­действия двух и бо­лее лю­дей, при ко­тором про­ис­хо­дят об­мен ин­форма­ци­ей, вза­им­ное вли­яние, со­пере­жива­ние и вза­им­ное по­нима­ние.

В про­цес­се об­ще­ния фор­ми­ру­ют­ся, раз­ви­ва­ют­ся пси­холо­гичес­кие и эти­чес­кие от­но­шения, ко­торые сос­тавля­ют культу­ру де­лово­го вза­имо­действия.

Про­цесс об­ще­нияклас­си­фици­ру­ет­сяпо со­дер­жа­нию, це­лям, средс­твам, фун­кци­ям, ви­дам и фор­мам.

ТИПЫОБЩЕНИЯ.

Спе­ци­алис­ты стал­ки­ва­ют­ся с проб­ле­мами меж­личнос­тно­го об­ще­ния, т. е. об­ще­ния в груп­пах или па­рах. Вы­деля­ют три ос­новных ти­па меж­личнос­тно­го об­ще­ния: им­пе­ратив­ное, ма­нипу­лятив­ное и ди­ало­гичес­кое.

Им­пе­ратив­ное об­ще­ние — это ав­то­ритар­ная (ди­рек­тивная) фор­ма воз­действия на пар­тне­ра по об­ще­нию. Его ос­новной целью яв­ля­ет­ся под­чи­нение од­ним из пар­тне­ров дру­гого; дос­ти­жение кон­тро­ля над его по­веде­ни­ем, мыс­ля­ми; при­нуж­де­ние к оп­ре­делен­ным действи­ям и ре­шени­ям. В дан­ном ти­пе пар­тнер по об­ще­нию рас­смат­ри­ва­ет­ся как без­душный объект воз­действия, как ме­ханизм, ко­торым на­до уп­равлять; он выс­ту­па­ет пас­сивной, «стра­дательной» сто­роной. Осо­бен­ность им­пе­ратив­но­го об­ще­ния в том, что при­нуж­де­ние пар­тне­ра к че­му-ли­бо не скры­ва­ет­ся. В ка­чес­тве средств вли­яния ис­пользу­ют­ся при­казы, ука­зания, тре­бова­ния, уг­ро­зы, пред­пи­сания и т. п.

Ма­нипу­лятив­ное об­ще­ние сход­но с им­пе­ратив­ным. Ос­новная цель ма­нипу­лятив­но­го об­ще­ния так­же ока­зать воз­действие на пар­тне­ра по об­ще­нию. Ма­нипу­ляцию и им­пе­ратив род­нит то, что ста­вит­ся цель до­биться кон­тро­ля над по­веде­ни­ем и мыс­ля­ми дру­гого че­лове­ка. От­ли­чие сос­то­ит в том, что при ма­нипу­лятив­ном ти­пе пар­тнер по об­ще­нию не ин­форми­ру­ет о сво­их ис­тинных це­лях. Це­ли скры­ва­ют­ся или под­ме­ня­ют­ся дру­гими.

При ма­нипу­лятив­ном ти­пе об­ще­ния пар­тнер не вос­при­нима­ет­ся как це­лос­тная уни­кальная лич­ность. Он яв­ля­ет­ся но­сите­лем оп­ре­делен­ных, «нуж­ных» ма­нипу­лято­ру свойств и ка­честв. И сов­сем не­важ­но, нас­колько добр че­ловек, важ­но, что его доб­ро­ту мож­но ис­пользо­вать в сво­их це­лях. Но не­ред­ко че­ловек, выб­равший в ка­чес­тве ос­новно­го имен­но этот тип от­но­шений с дру­гими, в ко­неч­ном ито­ге сам ста­новит­ся жер­твой собс­твен­ных ма­нипу­ляций. Са­мого се­бя он то­же вос­при­нима­ет как фраг­мент, ру­ководс­тву­ет­ся лож­ны­ми це­лями, пе­рехо­дит на сте­ре­отип­ные фор­мы по­веде­ния. Ма­нипу­лятор ни­ког­да не бы­ва­ет са­мим со­бой, он не мо­жет рас­сла­биться, пос­кольку его иг­ро­вая сис­те­ма тре­бу­ет со­от­ветс­твия над­ле­жащей ро­ли. Ма­нипу­лятив­ное от­но­шение к дру­гому при­водит к раз­ру­шению свя­зей, пос­тро­ен­ных на друж­бе, люб­ви, вза­им­ной при­вязан­ности, до­верии.

Им­пе­ратив­ную и ма­нипу­лятив­ную фор­му меж­личнос­тно­го об­ще­ния ха­рак­те­ризу­ют как мо­ноло­гичес­кое об­ще­ние. Че­ловек, рас­смат­ри­вая дру­гого как объект сво­его воз­действия, по су­ти об­ща­ет­ся сам с со­бой, ста­вя свои за­дачи и це­ли. Он не ви­дит ис­тинно­го со­бесед­ни­ка, иг­но­риру­ет его. Как го­ворил по это­му по­воду со­вет­ский фи­зи­олог А. А. Ухтом­ский, че­ловек ви­дит вок­руг се­бя не лю­дей, а сво­их «двойни­ков».

Ди­ало­гичес­кое об­ще­ние яв­ля­ет­ся альтер­на­тивой им­пе­ратив­но­му и ма­нипу­лятив­но­му ти­пам меж­личнос­тно­го об­ще­ния. Оно ос­но­вано на рав­нопра­вии пар­тне­ров и поз­во­ля­ет пе­рейти от фик­си­рован­ной на се­бе ус­та­нов­ки к ус­та­нов­ке на со­бесед­ни­ка, ре­ально­го пар­тне­ра по об­ще­нию.

Ди­алог воз­мо­жен лишь в слу­чае соб­лю­дения ря­да пра­вил вза­имо­от­но­шений:

  • пси­холо­гичес­кий нас­трой на эмо­ци­ональное сос­то­яние со­бесед­ни­ка и собс­твен­ное пси­холо­гичес­кое сос­то­яние (об­ще­ние по прин­ци­пу «здесь и сейчас» с уче­том чувств, же­ланий, фи­зичес­ко­го сос­то­яния, ко­торые пар­тне­ры ис­пы­тыва­ют в дан­ный кон­крет­ный мо­мент);
  • до­верие к на­мере­ни­ям пар­тне­ра без оцен­ки его лич­ности (прин­цип до­вери­тельнос­ти);
  • вос­при­ятие пар­тне­ра как рав­но­го, име­юще­го пра­во на собс­твен­ное мне­ние и собс­твен­ное ре­шение (прин­цип па­ритет­ности);
  • об­ще­ние дол­жно быть нап­равле­но на об­щие проб­ле­мы и не­решен­ные воп­ро­сы (прин­цип проб­ле­мати­зации);
  • раз­го­вор не­об­хо­димо вес­ти от сво­его име­ни, без ссыл­ки на чу­жое мне­ние и ав­то­рите­ты; вы­ражать свои ис­тинные чувс­тва и же­лания (прин­цип пер­со­нифи­циро­вания об­ще­ния).

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ.

По сво­ему наз­на­чению об­ще­ние мно­гофун­кци­онально. В пси­холо­гии вы­деля­ют его пять ос­новных фун­кций:

1. Праг­ма­тичес­кая фун­кция об­ще­ния ре­али­зу­ет­ся при вза­имо­действии лю­дей в про­цес­се сов­мес­тной де­ятельнос­ти.

2. Фор­ми­ру­ющая фун­кция про­яв­ля­ет­ся в про­цес­се раз­ви­тия че­лове­ка и ста­нов­ле­ния его как лич­ности.

3. Фун­кция под­твержде­ния про­яв­ля­ет­ся в том, что только в про­цес­се об­ще­ния с дру­гими мы мо­жем по­нять, поз­нать и ут­вердить се­бя в собс­твен­ных гла­зах. К зна­кам под­твержде­ния мож­но от­нести зна­комс­тва, при­ветс­твия, ока­зание зна­ков вни­мания.

4. Фун­кция ор­га­низа­ции и под­держа­ния меж­личнос­тных от­но­шений. В хо­де об­ще­ния мы оце­нива­ем лю­дей, ус­та­нав­ли­ва­ем эмо­ци­ональные от­но­шения. При­чем один и тот же че­ловек в раз­ных си­ту­аци­ях мо­жет выз­вать раз­личное от­но­шение. Эмо­ци­ональные меж­личнос­тные от­но­шения встре­ча­ют­ся в де­ловом об­ще­нии и нак­ла­дыва­ют на де­ловые от­но­шения осо­бый от­пе­чаток.

5. Внут­ри­лич­нос­тная фун­кция об­ще­ния — это ди­алог с са­мим со­бой. Бла­года­ря этой фун­кции че­ловек при­нима­ет ре­шения, со­вер­ша­ет зна­чимые пос­тупки.

АБСТРАКТНЫЕ ТИПЫСОБЕСЕДНИКОВ.

Не­од­нократ­но под­черки­валось, что каж­дый че­ловек уни­кален, об­ла­да­ет сво­еоб­разной, не­пов­то­римой ма­нерой об­ще­ния, од­на­ко со­бесед­ни­ков все же мож­но ус­ловно объеди­нить в оп­ре­делен­ные груп­пы.

В учеб­ном по­собии «Пси­холо­гия уп­равле­ния» в ка­чес­тве при­мера рас­смат­ри­ва­ет­ся

де­вять «абс­трак­тных ти­пов» со­бесед­ни­ков:

«Абс­трак­тный тип» со­бесед­ни­ка Ха­рак­те­рис­ти­ка
Вздор­ный че­ловек, «ни­гилист» Не при­дер­жи­ва­ет­ся те­мы бе­седы, не­тер­пе­лив, нес­держан. Сво­ей по­зици­ей сму­ща­ет со­бесед­ни­ков и про­воци­ру­ет на то, что­бы они не сог­ла­шались с его ар­гу­мен­та­ми.
По­зитив­ный че­ловек Са­мый при­ят­ный со­бесед­ник. Доб­ро­жела­тельный, тру­долю­бивый, всег­да стре­мит­ся к сот­рудни­чес­тву.
Всез­найка Всег­да уве­рен в том, что все зна­ет луч­ше всех. Пос­то­ян­но вклю­ча­ет­ся в раз­го­вор.
Бол­тун Лю­бит выс­ка­зываться прос­тран­но. Бес­так­тно пре­рыва­ет бе­седу.
Тру­сиш­ка Дан­ный тип со­бесед­ни­ка не­дос­та­точ­но уве­рен в се­бе. Он луч­ше про­мол­чит, чем выс­ка­жет свое мне­ние из-за бо­яз­ни по­казаться смеш­ным или глу­пым.
Хлад­нокров­ный, неп­риступ­ный со­бесед­ник Зам­кнут, дер­жится от­чужден­но, не вклю­ча­ет­ся в де­ловую бе­седу, так как это ка­жет­ся ему не­дос­тойным его вни­мания и уси­лий.
Не­за­ин­те­ресо­ван­ный со­бесед­ник Де­ловой раз­го­вор, те­ма бе­седы его не ин­те­ресу­ют.
Важ­ная пти­ца Та­кой со­бесед­ник не вы­носит ни­какой кри­тики, чувс­тву­ет се­бя вы­ше всех и ве­дет се­бя со­от­ветс­тву­ющим об­ра­зом.
По­чемуч­ка Он пос­то­ян­но за­да­ет воп­ро­сы не­зави­симо от то­го, име­ют ли они ре­альный по­вод или на­думан­ны. Он прос­то «сго­ра­ет» от же­лания спра­шивать.

Нап­ри­мер, ес­ли пе­ред ва­ми «Вздор­ный че­ловек », то при об­ще­нии с ним ре­комен­ду­ет­ся не те­рять уве­рен­ность в сво­ей ком­пе­тен­тнос­ти; на­до пос­та­раться ус­та­новить с ним кон­такт и сде­лать его сво­им со­юз­ни­ком.

При раз­го­воре с «Тру­сиш­кой » име­ет смысл про­демонс­три­ровать доб­ро­жела­тельность, за­ин­те­ресо­ван­ность; без вы­соко­мерия под­чер­кнуть все по­зитив­ные мо­мен­ты его выс­ка­зыва­ния.

Для «По­чемуч­ки » важ­но, что­бы на его воп­ро­сы ин­форма­ци­он­но­го ха­рак­те­ра от­ве­чали сра­зу; в слу­чае ес­ли не­воз­можно дать нуж­ный от­вет, це­лесо­об­разно приз­нать его пра­воту.

Об­ще­ние осу­щест­вля­ет­ся при по­мощи вер­бальных (сло­вес­ных) и не­вер­бальных (не­рече­вых) средств.

ТРИ СТОРОНЫОБЩЕНИЯ

Изу­чение об­ще­ния по­каза­ло, нас­колько это слож­ное, мно­го­об­разное яв­ле­ние, и поз­во­лило оп­ре­делить струк­ту­ру об­ще­ния, сос­то­ящую из трех вза­имос­вя­зан­ных сто­рон:

а) ком­му­ника­тив­ной, ко­торая про­яв­ля­ет­ся во вза­им­ном об­ме­не ин­форма­ци­ей меж­ду пар­тне­рами по об­ще­нию, пе­реда­че и при­еме зна­ний, мне­ний, чувств;

б) ин­те­рак­тивной, зак­лю­ча­ющейся в ор­га­низа­ции меж­личнос­тно­го вза­имо­действия, т. е. об­ще­ние, при ко­тором его учас­тни­ки об­ме­нива­ют­ся не только зна­ни­ями, иде­ями, но и действи­ями;

в) пер­цептив­ной, ко­торая про­яв­ля­ет­ся че­рез вос­при­ятие, по­нима­ние и оцен­ку людьми друг дру­га.

ВИДЫОБЩЕНИЯ

1. «Контакт масок» – формальное общение, при котором отсутствует
стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т. е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Деловое общение, целью которого является организация и оптимизация того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника,но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.
4. Светское общение определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы исполняют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.
5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.

 

МЕХАНИЗМЫОБЩЕНИЯ.

Общение порождает ряд социально-психологических механизмов, таких как заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.
Заражение – это бессознательный, спонтанный переход личности в определенное психическое состояние. Он происходит вследствие психического
воздействия на эту личность эмоционального заряда, чувств, страстей другой
личности в условиях непосредственного контакта.
Внушение – это активное воздействие одного субъекта на другого.
Внушение осуществляется в основном вербально, но адресовано не логическому мышлению, а эмоциональному миру человека и рассчитано на его готовность получить соответствующую установку. Этот метод общения направлен на то, чтобы слушатель принял сообщение без каких-либо обоснований и доказательств, как бы на веру.
Метод наиболее эффективен, если коммуникатор обладает целым
рядом качеств: 1) пользуется авторитетом, популярностью, уважением, доверием у собеседника; 2) имеет яркие внешние данные: выразительный голос, впечатляющую внешность, хорошую дикцию; 3) умеет вызнать стремление к самоутверждению, жалость, иногда даже страх; 4) умеет «транслировать» энергию воли – передавать ощущение силы, авторитета, уверенности в себе, высокой организованности; 5) воздействует на меланхоликов.
Метод эффективен в ситуациях, в которых отсутствует сопротивление
внушающему воздействию: 1) экстремальных (стрессовых, аварийных); 2) при жестком лимите времени; 3) при возникновении паники; 4) в общении с людьми эмоциональными, не уверенными в себе, склонными к подчинению; 5) в общении с женщинами меланхолического и флегматического темпераментов, с людьми обоего пола, имеющими невысокий уровень образования и интеллектуального развития.
Метод неэффективен: 1) в общении с интеллектуальной элитой; 2) с мужчинами, имеющими выраженные способности к лидерству; 3) при обсуждении нестандартных проблем, требующих творческого решения.
Убеждение – это и процесс, и результат целенаправленного воздействия, оказываемого с целью трансформировать некоторые сообщения одного
человека в систему воззрений другого. Этот способ делового общения заключается в том, что, формулируя какое-либо сообщение коммуникатор логически обосновывает это сообщение, чтобы добиться согласия партнера по общению со своей точкой зрения. При этом сообщение формулируется в соответствии с правилами логики и содержит тезис и аргументы, на основании чего делается вывод об истинности сообщения. Аргументация
должна быть логически совершенна, аргументы – не слишком громоздки, доказательства – не усложнены. Не будьте многословны. Коммуникатор обращается к разуму и здравому смыслу людей.
Метод убеждения наиболее эффективен: 1) для работников, имеющих довольно высокий интеллектуальный и образовательный уровень; 2) для сангвиников, холериков, флегматиков (меланхолики нуждаются не столько в убеждении, сколько в эмоциональной поддержке); 3) при равенстве в профессиональных знаниях и опыте общающихся; 4) при соответствии содержания и формы убеждения уровню развития личности, ее индивидуальности; 5) при наличии заинтересованности партнера по общению в осмыслении адресовано ему информации.
Убеждение не «работает», если: 1) партнеры имеют разные жизненные ценности; 2) партнеры имеют разный интеллектуальный и профессиональный уровень; (в 1 и во 2 случае более эффективен приказ); 3) необходимо срочно принять какое-либо решение при лимите времени (например, при аварии); 4) коммуникатор плохо владеет аудиторией, не умеет говорить или страдает дефектом речи.
Принуждение – это метод, основанный на использовании администратором своей официальной власти. Принуждение выражается в приказах, распоряжениях. Метод эффективен: 1) при нарушениях трудовой дисциплины; 2) невыполнении заданий; 3) как правило, по отношению к злостным нарушителям и дезорганизаторам. Следует, однако, воздерживаться от излишне частого применения этого метода, так как неоправданно
жесткий административный стиль управления может вызвать конфликты в коллективе, повышенную текучесть кадров, безразличное отношение работников к своему делу.
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манер говорить и т.п. другого человека. При подражании почти всегда перенимают стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе и даже манеру поведения, безотносительно к тому, положительные или отрицательные образцы поведения демонстрирует лидер.
Мода – некритичное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров (хиппи, панки и т.п.).

 

Задание 2. Решить тест.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: