Так что предлагаю вам выбрать удобную для вас форму работы.
Задание на неделю с 27 по 30 апреля. Конспект- от 1 до 5 баллов. Задания по итогу тестирования (максимум 10 баллов). Срок сдачи 1 мая, крайний срок сдачи (без начисления штрафных баллов) 6 мая
С уважением, преподаватель Марина Александровна Николаева.
План.
1. Записать тему, дату и номер урока по расписанию своей группы
2. Заходим в систему электронного обучения на сайте ГАПОУ РК ПАТТ
3. Затем находим «АКАДЕМИЯ-МЕДИА», заходим каждый под своим логином и паролем
4. Выбираем файл-Электронное обучение
5. Возле КОМПЕТЕНЦИЯ нажимаем «Все» и выбираем «Без компетенции»
6. Выбираем (первый учебник) «Основы культуры профессионального общения»,
выходим в раздел 2 «Психологические аспекты делового общения», глава 2 «Основы делового общения», разворачиваем главу, находим 2.1. «Характеристика общения»
7. Составляем конспект главы.
8. В этом же разделе найдите задания «Общение – основа человеческого бытия», там представлено 3 задания. Выполните эти задания.
9. Сообщите мне о выполнении в VK.
ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НЕУДОБНО ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ В СЭО «Академия – Медиа» ИЛИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЙТИ НА САЙТ ТЕХНИКУМА, ПРИЛАГАЮ ТЕКСТ ЛЕКЦИИ И ЗАДАНИЯ.
Этим же материалом вы все можете воспользоваться при составлении конспекта(выделены те понятия, которые должны быть зафиксированы в конспекте!)
Тема: Общение. Деловое общение. Принципы и механизмы общения.
Задание 1. Составить конспект
Представить нашу жизнь без общения невозможно, поскольку без общения невозможно функционирование человеческого общества. Какой бы профессиональной деятельностью ни занимался человек, без общения ее не осуществить. Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении.
Общение — сложный, многогранный процесс, который выступает как процесс взаимодействия двух и более людей, при котором происходят обмен информацией, взаимное влияние, сопереживание и взаимное понимание.
В процессе общения формируются, развиваются психологические и этические отношения, которые составляют культуру делового взаимодействия.
Процесс общенияклассифицируетсяпо содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам.
ТИПЫОБЩЕНИЯ.
Специалисты сталкиваются с проблемами межличностного общения, т. е. общения в группах или парах. Выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров другого; достижение контроля над его поведением, мыслями; принуждение к определенным действиям и решениям. В данном типе партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
Манипулятивное общение сходно с императивным. Основная цель манипулятивного общения также оказать воздействие на партнера по общению. Манипуляцию и императив роднит то, что ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях. Цели скрываются или подменяются другими.
При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность. Он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. И совсем неважно, насколько добр человек, важно, что его доброту можно использовать в своих целях. Но нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями, переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятор никогда не бывает самим собой, он не может расслабиться, поскольку его игровая система требует соответствия надлежащей роли. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности, доверии.
Императивную и манипулятивную форму межличностного общения характеризуют как монологическое общение. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути общается сам с собой, ставя свои задачи и цели. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его. Как говорил по этому поводу советский физиолог А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
- психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас» с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);
- доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
- восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);
- общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
- разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ.
По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяют его пять основных функций:
1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.
3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения. Причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.
5. Внутриличностная функция общения — это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения, совершает значимые поступки.
АБСТРАКТНЫЕ ТИПЫСОБЕСЕДНИКОВ.
Неоднократно подчеркивалось, что каждый человек уникален, обладает своеобразной, неповторимой манерой общения, однако собеседников все же можно условно объединить в определенные группы.
В учебном пособии «Психология управления» в качестве примера рассматривается
девять «абстрактных типов» собеседников:
«Абстрактный тип» собеседника | Характеристика |
Вздорный человек, «нигилист» | Не придерживается темы беседы, нетерпелив, несдержан. Своей позицией смущает собеседников и провоцирует на то, чтобы они не соглашались с его аргументами. |
Позитивный человек | Самый приятный собеседник. Доброжелательный, трудолюбивый, всегда стремится к сотрудничеству. |
Всезнайка | Всегда уверен в том, что все знает лучше всех. Постоянно включается в разговор. |
Болтун | Любит высказываться пространно. Бестактно прерывает беседу. |
Трусишка | Данный тип собеседника недостаточно уверен в себе. Он лучше промолчит, чем выскажет свое мнение из-за боязни показаться смешным или глупым. |
Хладнокровный, неприступный собеседник | Замкнут, держится отчужденно, не включается в деловую беседу, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. |
Незаинтересованный собеседник | Деловой разговор, тема беседы его не интересуют. |
Важная птица | Такой собеседник не выносит никакой критики, чувствует себя выше всех и ведет себя соответствующим образом. |
Почемучка | Он постоянно задает вопросы независимо от того, имеют ли они реальный повод или надуманны. Он просто «сгорает» от желания спрашивать. |
Например, если перед вами «Вздорный человек », то при общении с ним рекомендуется не терять уверенность в своей компетентности; надо постараться установить с ним контакт и сделать его своим союзником.
При разговоре с «Трусишкой » имеет смысл продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность; без высокомерия подчеркнуть все позитивные моменты его высказывания.
Для «Почемучки » важно, чтобы на его вопросы информационного характера отвечали сразу; в случае если невозможно дать нужный ответ, целесообразно признать его правоту.
Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных (неречевых) средств.
ТРИ СТОРОНЫОБЩЕНИЯ
Изучение общения показало, насколько это сложное, многообразное явление, и позволило определить структуру общения, состоящую из трех взаимосвязанных сторон:
а) коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;
б) интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т. е. общение, при котором его участники обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;
в) перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
ВИДЫОБЩЕНИЯ
1. «Контакт масок» – формальное общение, при котором отсутствует
стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т. е. набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил уличного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Деловое общение, целью которого является организация и оптимизация того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, учебной и др. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника,но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника.
4. Светское общение определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, а как бы исполняют ритуал, говоря то, что положено в определенных ситуациях.
5. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется полным взаимопониманием.
МЕХАНИЗМЫОБЩЕНИЯ.
Общение порождает ряд социально-психологических механизмов, таких как заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.
Заражение – это бессознательный, спонтанный переход личности в определенное психическое состояние. Он происходит вследствие психического
воздействия на эту личность эмоционального заряда, чувств, страстей другой
личности в условиях непосредственного контакта.
Внушение – это активное воздействие одного субъекта на другого.
Внушение осуществляется в основном вербально, но адресовано не логическому мышлению, а эмоциональному миру человека и рассчитано на его готовность получить соответствующую установку. Этот метод общения направлен на то, чтобы слушатель принял сообщение без каких-либо обоснований и доказательств, как бы на веру.
Метод наиболее эффективен, если коммуникатор обладает целым
рядом качеств: 1) пользуется авторитетом, популярностью, уважением, доверием у собеседника; 2) имеет яркие внешние данные: выразительный голос, впечатляющую внешность, хорошую дикцию; 3) умеет вызнать стремление к самоутверждению, жалость, иногда даже страх; 4) умеет «транслировать» энергию воли – передавать ощущение силы, авторитета, уверенности в себе, высокой организованности; 5) воздействует на меланхоликов.
Метод эффективен в ситуациях, в которых отсутствует сопротивление
внушающему воздействию: 1) экстремальных (стрессовых, аварийных); 2) при жестком лимите времени; 3) при возникновении паники; 4) в общении с людьми эмоциональными, не уверенными в себе, склонными к подчинению; 5) в общении с женщинами меланхолического и флегматического темпераментов, с людьми обоего пола, имеющими невысокий уровень образования и интеллектуального развития.
Метод неэффективен: 1) в общении с интеллектуальной элитой; 2) с мужчинами, имеющими выраженные способности к лидерству; 3) при обсуждении нестандартных проблем, требующих творческого решения.
Убеждение – это и процесс, и результат целенаправленного воздействия, оказываемого с целью трансформировать некоторые сообщения одного
человека в систему воззрений другого. Этот способ делового общения заключается в том, что, формулируя какое-либо сообщение коммуникатор логически обосновывает это сообщение, чтобы добиться согласия партнера по общению со своей точкой зрения. При этом сообщение формулируется в соответствии с правилами логики и содержит тезис и аргументы, на основании чего делается вывод об истинности сообщения. Аргументация
должна быть логически совершенна, аргументы – не слишком громоздки, доказательства – не усложнены. Не будьте многословны. Коммуникатор обращается к разуму и здравому смыслу людей.
Метод убеждения наиболее эффективен: 1) для работников, имеющих довольно высокий интеллектуальный и образовательный уровень; 2) для сангвиников, холериков, флегматиков (меланхолики нуждаются не столько в убеждении, сколько в эмоциональной поддержке); 3) при равенстве в профессиональных знаниях и опыте общающихся; 4) при соответствии содержания и формы убеждения уровню развития личности, ее индивидуальности; 5) при наличии заинтересованности партнера по общению в осмыслении адресовано ему информации.
Убеждение не «работает», если: 1) партнеры имеют разные жизненные ценности; 2) партнеры имеют разный интеллектуальный и профессиональный уровень; (в 1 и во 2 случае более эффективен приказ); 3) необходимо срочно принять какое-либо решение при лимите времени (например, при аварии); 4) коммуникатор плохо владеет аудиторией, не умеет говорить или страдает дефектом речи.
Принуждение – это метод, основанный на использовании администратором своей официальной власти. Принуждение выражается в приказах, распоряжениях. Метод эффективен: 1) при нарушениях трудовой дисциплины; 2) невыполнении заданий; 3) как правило, по отношению к злостным нарушителям и дезорганизаторам. Следует, однако, воздерживаться от излишне частого применения этого метода, так как неоправданно
жесткий административный стиль управления может вызвать конфликты в коллективе, повышенную текучесть кадров, безразличное отношение работников к своему делу.
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манер говорить и т.п. другого человека. При подражании почти всегда перенимают стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе и даже манеру поведения, безотносительно к тому, положительные или отрицательные образцы поведения демонстрирует лидер.
Мода – некритичное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров (хиппи, панки и т.п.).
Задание 2. Решить тест.