Согласно ст. 28 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Для многих граждан, исповедующих православие, принятие цифрового идентификатора неприемлемо по религиозным соображениям.
Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».
В ответ на обращение Патриарха Администрация Президента РФ в 2014 году сообщила: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой).
Ограничение свободы вероисповедания запрещено даже в режиме чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ), не говоря о режиме «повышенной готовности», для которого ни один федеральный закон не устанавливает возможности таких решений.
Система цифровых пропусков нарушает ФЗ РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Согласно ст. 6 ФЗ РФ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением прямо предусмотренных законом случаев. В указанном перечне случаев отсутствует выдача цифровых пропусков в режиме «повышенной готовности».
Принуждение к загрузке фото лица гражданина на сайт для получения цифрового пропуска, если такое последует, – грубейшее нарушение статьи 11 ФЗ РФ «О персональных данных», согласно которому биометрические данные могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, которое дается «свободно, своей волей и в своем интересе» (ст. 9 ФЗ РФ «О персональных данных»), а не выжимается запретом на выход из дома при отказе.
Угрозы утечки данных.
В пункте 14 Доктрины информационной безопасности, утв. Указом Президента РФ от 05.12. 2016 г. № 646, сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий».
В результате утечек данных (в том числе за рубеж) могут наступить самые неблагоприятные последствия для многих граждан и страны в целом.
6. Угроза социальной дестабилизации и протестов.
Неадекватность реакции градоначальников на сложившуюся ситуацию в ряде регионов уже спровоцировала протесты и подготовку исков гражданами, в том числе научными деятелями в сфере медицины и правозащиты.
Многие врачи высочайшего уровня прямо говорят о несоразмерности принимаемых ограничительных мер, отсутствии эпидемии и оснований для паники (см., например, доктор медицинских наук, специалист в области эпидемиологии и профилактической медицины, демографии, социальной психологии, философии, главный научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова И. А. Гундаров и др. https://www.youtube.com/watch?v=OdrhW_DNs6c&t=2shttps://www.youtube.com/watch?v=HlaHph6Kd4g).
Система цифровых пропусков не только не законна, она еще и бессмысленна с эпидемиологической точки зрения. Наличие пропуска не остановит распространение инфекции. Напротив, эта система способна усугубить стрессовое состояние в обществе, чем может спровоцировать ухудшение ситуации, в том числе по здоровью. Что касается индекса самоизоляции, то в столице цифровые пропуска, введенные с 15 апреля, вызвав массовое негодование, никак по сути не повлияли на указанный индекс. (Например, по данным сервиса «Яндекс», до введения цифровых пропусков: 5 апреля индекс самоизоляции в Москве составил 4,3;11 апреля в середине дня - 3,3; 13 апреля утром - 3,7. После введения цифровых пропусков, например, 16.04 утром индекс равен 3,4; 20.04 утром- 3,3; 22.04 к середине дня - 3,2).
Для противодействия распространению заболевания следует в первую очередь заниматься непосредственно проблемами в сфере охраны здоровья, включая разъяснительную работу, полноценное информирование населения о статусе ситуации, способах профилактики, защиты от заболевания, решение проблемы нехватки средств индивидуальной защиты, дезинфекции и т. п.
А введение цифровых пропусков, карательных мер, штрафов для граждан, лишившихся доходов, эмоционально и физически истощенных от ограничительных мер, чревато серьезными последствиями, социальной дестабилизацией, агрессией горожан по отношению к власти.
Для того, чтобы народ поддерживал власть, нужно, чтобы власть слышала свой народ. Очень просим Вас услышать горожан и категорически отказаться от антиконституционной системы цифровых пропусков. Мы, в виду вышеизложенного, считаем для себя категорически невозможным принятие такого пропуска и не будем его принимать.
С уважением,