Задание 1. Система уроков по изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тип анализа – проблемный.
Главным достоинством проблемного анализа является то, что даётся общее представление о произведении, охватывая его, рассматриваем с разных углов. Проблемный путь анализа подразумевает проблемные вопросы, решить которые можно только в дискуссии. Учащиеся в ходе этой дискуссии учатся высказывать своё мнение и защищать свою позицию.
В старших классах, сохраняя и углубляя интерес к нравственным вопросам, проблемная ситуация помогает определить их тесную взаимосвязь с социальными проблемами, отразившими своеобразие мировоззрения автора и особенности его творческого метода.
Роман изучается в 10 классе. Подросток уже стал юношей, старшеклассником. Самоопределение - главное новообразование данного возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём. Начинается поиск ответа на сложные вопросы жизни: «Кто я? Для чего живу? Кем стану? Что будет со мной в будущем?» Старшеклассник имеет собственную точку зрения. Он хочет рассуждать и спорить. На помощь учителю в первую очередь приходит технология проблемного обучения, то есть такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
План-конспект урока №1
Тема: И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. История создания романа «Отцы и дети». «Распалась связь времён…» - общественный фон романа.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, с исторической обстановкой в России 60-х годов.
Задачи: Познакомить с биографией писателя, проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.
Ход урока (кратко)
- Сообщения учащихся по биографии Тургенева.
- Лекция учителя «Особенности романов Тургенева».
- Приемы создания образов героев: предыстория героев, портрет, речь, оценка другими персонажами.
- Изображение исторической обстановки в романе. Обращение к тексту. Составление таблицы: Портретная характеристика (слуга – барин), описание быта (слуга – барин), выводы.
- Обратите внимание, что действие начинается 20 мая 1859 года. Как вы думаете, почему Тургенев сообщает такую точную дату? (проблемный вопрос)
Домашнее задание:
- Составление и заполнение хронологической таблицы.
План-конспект №2
Тема: Роман «Отцы и дети». «Отставные люди» и «наследники». Основной конфликт романа. Спор Базарова и П.П. Кирсанова
Цель: Знакомство с героями романа и основным конфликтом.
Задачи: Проанализировать образы главных героев; обучить составлению опорного конспекта; сформулировать позицию каждого персонажа; сделать вывод об основном конфликте романа.
Ход урока (кратко)
- Эвристическая беседа с элементами исследования. Какого героя хотел изобразить Тургенев? Образ Базарова и других главных героев.
- Составление характеристики героев (составление таблицы). С кем из известных вам героев у Базарова может возникнуть конфликт? Почему?
- Работа с опорным конспектом.
- Анализ спора П.П. Кирсанова и Базарова. Проблемный вопрос: «Рождается ли истина в споре?»
Домашнее задание:
- Подготовиться к обсуждению темы «Одинок ли Базаров?» (Базаров и Аркадий. Главы 25-26; Базаров и Ситников, Кукшина. Глава 13).
План-конспект урока №3
Тема: «Спутники» Базарова, их роль в романе. Отношение к ним автора.
Цель: Разъяснить мировоззренческие позиции Е. Кукшиной и Ситникова.
Задачи: Проанализировать образы второстепенных героев, показать отношение к ним автора и главного героя.
Ход урока (кратко)
Аналитическая беседа
1. Образы «прогрессистов» (работа в группах)
- Кукшина
- Ситников
2. Отношения Базарова и Аркадия
Почему Тургенев показывает Базарова одиноким не только в стране «Отцов», посреди молодого поколения?»
Какую роль играет дружба в жизни человека?
Домашнее задание:
- Читать 14-19 гл.. Характеристика Одинцовой в репликах Аркадия и Базарова.
План-конспект урока №4
Тема: Базаров и Одинцова: испытание любовью.
Цель: Углубить знания учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с Одинцовой через раскрытие их сложных взаимоотношений.
Задачи: Раскрыть суть отношений героев; понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.
Ход урока (кратко)
1. Образ Одинцовой (главы: 14, 15, 17)
Образ, характер Одинцовой, рассказ о жизни Одинцовой
2. Взаимоотношения Базарова и Одинцовой (главы: 14, 15, 16)
Рассказ о первой встречи Базарова и Одинцовой, словесный портрет героев. Чем Базаров заинтересовал Одинцову?
Поведение героев (с опорой на текст)
Какова оценка Базарова Одинцовой в 15 гл.? Сравните ее с мнением Базарова в 14 гл.
Работа с черновиком и оригиналом теста. Почему Тургенев внёс изменения?
3. Признание (глава 18)
Чтение сцены по ролям.
Примерные вопросы: почему Одинцова отвергла Базарова? Почему признание происходит именно ночью? Как меняется отношение Одинцовой к Базарову?
4. Последняя встреча Базарова и Одинцовой
Пересказ данного эпизода. Почему Базаров так «неаккуратно» заразился? Значение последних слов Базарова.
5. Вывод:
А кто же здесь побеждённый? Кому вы больше симпатизируете и почему? Кого жалеете?
Домашнее задание: написать письмо Одинцовой или Базарову.
План-конспект урока №5
Тема: Базаров и родители: конфликт поколений.
Цель: Определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.
Задачи: Понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями и почему; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.
Ход урока (кратко)
1. Аналитическая беседа
Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
Речь отца и сына. (Примеры из текста).
Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).
Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
2. Самостоятельная работа
1 вариант: Любит ли Базаров своих родителей?
2 вариант: Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
3. Работа с текстом
Сопоставление эпилога с картиной Перова “Старики родители на могиле сына”
Домашнее задание: Составить таблицу: взгляды Базарова (научные, философские, политические, эстетические).
План-конспект №6
Тема: Базаров-нигилист. Авторское отношение к герою. Базаров перед лицом смерти. Идейный замысел автора.
Цель: Познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; понять, в трагизм положения Базарова, почему он должен обязательно умереть.
Задачи: Сравнить понятие «Нигилизм» и взгляды Базарова; Знать причины смерти Базарова, понимать замысел автора; Научить прослеживать эволюцию характера, выявлять авторское отношение.
Ход урока (кратко)
- Познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «Нигилизм» и взгляды Базарова (составление таблицы).
- Работа по тексту романа. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? Установите причину болезни и гибели героя.
- Аналитическая беседа с привлечением критики. Каково отношение Тургенева к своему герою? Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни?
- Проблемный вопрос: Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя? (Анализ эпизода, самостоятельная работа).
Домашнее задание:
- Сочинение по темам на выбор:
1) Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
2) Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
3) Что делает Базарова героем своего времени?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
Задание 2. Система вопросов для сопоставления сцены спора между П.П. Кирсановым и Базаровым в фильме и в романе.
1) Как соотносятся образы героев в представлении режиссера и автора романа?
2) Соответствует ли атмосфера спора, его «окружение» в интерпретации режиссера?
3) Вполне ли отражает суть спора между героями ключевая сцена в фильме?
4) Сравните диалог героев в фильме и книге. Какова разница? Составьте сравнительную таблицу.
5) Утрачена ли в фильме значительность сцены спора?