Задание 2. Система вопросов для сопоставления сцены спора между П.П. Кирсановым и Базаровым в фильме и в романе.




Задание 1. Система уроков по изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Тип анализа – проблемный.

Главным достоинством проблемного анализа является то, что даётся общее представление о произведении, охватывая его, рассматриваем с разных углов. Проблемный путь анализа подразумевает проблемные вопросы, решить которые можно только в дискуссии. Учащиеся в ходе этой дискуссии учатся высказывать своё мнение и защищать свою позицию.

В старших классах, сохраняя и углубляя интерес к нравственным вопросам, проблемная ситуация помогает определить их тесную взаимосвязь с социальными проблемами, отразившими своеобразие мировоззрения автора и особенности его творческого метода.

Роман изучается в 10 классе. Подросток уже стал юношей, старшеклассником. Самоопределение - главное новообразование данного возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём. Начинается поиск ответа на сложные вопросы жизни: «Кто я? Для чего живу? Кем стану? Что будет со мной в будущем?» Старшеклассник имеет собственную точку зрения. Он хочет рассуждать и спорить. На помощь учителю в первую очередь приходит технология проблемного обучения, то есть такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

План-конспект урока №1

Тема: И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. История создания романа «Отцы и дети». «Распалась связь времён…» - общественный фон романа.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, с исторической обстановкой в России 60-х годов.

Задачи: Познакомить с биографией писателя, проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Ход урока (кратко)

- Сообщения учащихся по биографии Тургенева.

- Лекция учителя «Особенности романов Тургенева».

- Приемы создания образов героев: предыстория героев, портрет, речь, оценка другими персонажами.

- Изображение исторической обстановки в романе. Обращение к тексту. Составление таблицы: Портретная характеристика (слуга – барин), описание быта (слуга – барин), выводы.

- Обратите внимание, что действие начинается 20 мая 1859 года. Как вы думаете, почему Тургенев сообщает такую точную дату? (проблемный вопрос)

Домашнее задание:

- Составление и заполнение хронологической таблицы.

 

План-конспект №2

Тема: Роман «Отцы и дети». «Отставные люди» и «наследники». Основной конфликт романа. Спор Базарова и П.П. Кирсанова

Цель: Знакомство с героями романа и основным конфликтом.

Задачи: Проанализировать образы главных героев; обучить составлению опорного конспекта; сформулировать позицию каждого персонажа; сделать вывод об основном конфликте романа.

Ход урока (кратко)

- Эвристическая беседа с элементами исследования. Какого героя хотел изобразить Тургенев? Образ Базарова и других главных героев.

- Составление характеристики героев (составление таблицы). С кем из известных вам героев у Базарова может возникнуть конфликт? Почему?

- Работа с опорным конспектом.

- Анализ спора П.П. Кирсанова и Базарова. Проблемный вопрос: «Рождается ли истина в споре?»

Домашнее задание:

- Подготовиться к обсуждению темы «Одинок ли Базаров?» (Базаров и Аркадий. Главы 25-26; Базаров и Ситников, Кукшина. Глава 13).

План-конспект урока №3

Тема: «Спутники» Базарова, их роль в романе. Отношение к ним автора.

Цель: Разъяснить мировоззренческие позиции Е. Кукшиной и Ситникова.

Задачи: Проанализировать образы второстепенных героев, показать отношение к ним автора и главного героя.

Ход урока (кратко)

Аналитическая беседа

1. Образы «прогрессистов» (работа в группах)

- Кукшина

- Ситников

2. Отношения Базарова и Аркадия

Почему Тургенев показывает Базарова одиноким не только в стране «Отцов», посреди молодого поколения?»

Какую роль играет дружба в жизни человека?

Домашнее задание:

- Читать 14-19 гл.. Характеристика Одинцовой в репликах Аркадия и Базарова.

План-конспект урока №4

Тема: Базаров и Одинцова: испытание любовью.

Цель: Углубить знания учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с Одинцовой через раскрытие их сложных взаимоотношений.

Задачи: Раскрыть суть отношений героев; понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине.

Ход урока (кратко)

1. Образ Одинцовой (главы: 14, 15, 17)

Образ, характер Одинцовой, рассказ о жизни Одинцовой

2. Взаимоотношения Базарова и Одинцовой (главы: 14, 15, 16)

Рассказ о первой встречи Базарова и Одинцовой, словесный портрет героев. Чем Базаров заинтересовал Одинцову?

Поведение героев (с опорой на текст)

Какова оценка Базарова Одинцовой в 15 гл.? Сравните ее с мнением Базарова в 14 гл.

Работа с черновиком и оригиналом теста. Почему Тургенев внёс изменения?

3. Признание (глава 18)

Чтение сцены по ролям.

Примерные вопросы: почему Одинцова отвергла Базарова? Почему признание происходит именно ночью? Как меняется отношение Одинцовой к Базарову?

4. Последняя встреча Базарова и Одинцовой

Пересказ данного эпизода. Почему Базаров так «неаккуратно» заразился? Значение последних слов Базарова.

5. Вывод:

А кто же здесь побеждённый? Кому вы больше симпатизируете и почему? Кого жалеете?

Домашнее задание: написать письмо Одинцовой или Базарову.

 

План-конспект урока №5

Тема: Базаров и родители: конфликт поколений.

Цель: Определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

Задачи: Понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями и почему; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.

Ход урока (кратко)

1. Аналитическая беседа

Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.

Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).

Речь отца и сына. (Примеры из текста).

Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).

Расскажите историю жизни Арины Власьевны.

Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?

2. Самостоятельная работа

1 вариант: Любит ли Базаров своих родителей?

2 вариант: Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.

3. Работа с текстом

Сопоставление эпилога с картиной Перова “Старики родители на могиле сына”

Домашнее задание: Составить таблицу: взгляды Базарова (научные, философские, политические, эстетические).

План-конспект №6

Тема: Базаров-нигилист. Авторское отношение к герою. Базаров перед лицом смерти. Идейный замысел автора.

Цель: Познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; понять, в трагизм положения Базарова, почему он должен обязательно умереть.

Задачи: Сравнить понятие «Нигилизм» и взгляды Базарова; Знать причины смерти Базарова, понимать замысел автора; Научить прослеживать эволюцию характера, выявлять авторское отношение.

Ход урока (кратко)

- Познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «Нигилизм» и взгляды Базарова (составление таблицы).

- Работа по тексту романа. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? Установите причину болезни и гибели героя.

- Аналитическая беседа с привлечением критики. Каково отношение Тургенева к своему герою? Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни?

- Проблемный вопрос: Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя? (Анализ эпизода, самостоятельная работа).

Домашнее задание:

- Сочинение по темам на выбор:

1) Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

2) Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?

3) Что делает Базарова героем своего времени?

4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.

 

Задание 2. Система вопросов для сопоставления сцены спора между П.П. Кирсановым и Базаровым в фильме и в романе.

1) Как соотносятся образы героев в представлении режиссера и автора романа?

2) Соответствует ли атмосфера спора, его «окружение» в интерпретации режиссера?

3) Вполне ли отражает суть спора между героями ключевая сцена в фильме?

4) Сравните диалог героев в фильме и книге. Какова разница? Составьте сравнительную таблицу.

5) Утрачена ли в фильме значительность сцены спора?

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: