Разработка природоохранных мероприятий




Предотвращения или снижения негативного воздействия на объекты окружающей среды от важных экологических аспектов достигают путемразработки и реализации мероприятий. Природоохранные мероприятия разрабатываются на основе целевых и плановых экологических показателей сучетом критериев экологической эффективности (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Общая схема планирования природоохранных мероприятий

Целевой экологический показатель (ЦЭП) – это общий показательсостояния окружающей среды, которого предприятие стремится достичь.ЦЭП выражается количественно, если это возможно.

По результатам выполнения целевых показателей предприятие может оценить эффективность своей природоохранной деятельности и выполнениеобязательств экологической политики.

Для достижения целевых экологических показателей в заданные сроки устанавливаются плановые экологические показатели, которыеконкретизируют целевые.

Плановые экологические показатели (ПЭП) - экологические задачи предприятия, которые предприятие намеревается выполнить для достиженияв заданные сроки целевых экологических показателей.

Плановые экологические показатели должны:

быть конкретными и выполнимыми;

описывать результаты, а не способы их достижения;

быть измеряемыми;

предусматривать точные сроки достижения;

находиться в сфере управления предприятия.

Для оценки результатов достижения целевых и плановых экологических показателей устанавливают критерии оценки экологической эффективности (КЭЭ). Критерии отражают экологические, финансово-экономические и производственные последствия деятельности отдельныхподразделений и предприятия в целом (рис. 2.5). Они позволяют оценитьрезультаты функционирования СЭМ и осуществить необходимую коррекциюсистемы.

Рис. 2.5. Классификация критериев экологической эффективности

Примерами частных валовых критериев для оценки экологической эффективности могут служить экологические нормативы: количество выбросов, сбросов, отходов в натуральных единицах (т/год, г/с).

Примерами частных удельных критериев - технологические нормативы: количество использованного сырья, потребленной энергии, количеств выбросов, сбросов, отходов на единицу потребленного сырья или произведенной продукции.

Примерами обобщенных критериев являются: полнота использования ресурсов, доля оборотной воды, доля отходов производства, количествоэкологических аварий и происшествий и т.п.

Целевые и плановые экологические показатели могут быть оформлены на предприятии в виде таблицы, аналогичной табл. 2.13.

С учетом установленных целевых и плановых экологических показателей и экологических аспектов отдельные подразделения предприятия разрабатывают природоохранные мероприятия, которые затемпередаются в отдел охраны окружающей среды для формирования общейпрограммы управления охраной окружающей среды.

Таблица 2.13

Предложения по установлению ЦЭП и ПЭП

Программа управления охраной окружающей среды должна содержать:

- экологические аспекты и их воздействия на ОС;

- целевые и плановые экологические показатели;

- мероприятия по достижению ЦЭП и ПЭП с указанием их приоритетности и сроков выполнения;

- распределение ответственности за достижение целевых и плановыхэкологических показателей между должностными лицами, подразделениямипредприятия;

- выделяемые ресурсы (финансовые, материальные, кадровые и др.);

- критерии оценки экологической эффективности;

- применяемые законодательные и иные требования.

На практике итоговым документом планирования является «План мероприятий на год».

К плану мероприятий должна быть приложена пояснительная записка, содержащая материалы экономического обоснования и расчеты ожидаемойэкологической эффективности (снижения концентрации на границе СЗЗ,снижение количества образующихся и/или размещаемых отходов, снижение рисков и проч.). Пример плана мероприятий приведен в табл.2.14.

Таблица 2.14

План мероприятий на год

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЭМ

Целью этого элемента является создание на предприятии необходимых условий и механизмов для успешной реализации экологической политики идостижения целевых и плановых экологических показателей.

Для достижения этой цели предприятие должно сориентировать на этосотрудников, системы, ресурсы и структуру. В зависимости от административного ресурса должностного лица определяются его функциональные обязанности, ответственность и полномочия в областиСЭМ.

Правила распределения функций:

– каждая функция должна быть закреплена за определенной службой, несущей ответственность за ее своевременное и правильное осуществление;

– недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами предприятия (во избежание конфликтов и дублирования работы);

– в управлении одного должностного лица должно находиться не более шести - семи объектов. Все функции СЭМ не могут быть возложены толькона эколога;

– на природоохранную службу должны быть возложены функции по координации работы подразделений, проведению тренингов, обучающихсеминаров и инструктажей в области охраны окружающей среды и экологического менеджмента. Потребность в обучении определяет природоохранная служба совместно с отделом управления персоналом. Примерное распределение функций приведено в табл. 3.1.

Таблица 3.1

На этапе внедрения и функционирования СЭМ все полномочия и ответственность фиксируются в руководстве по экологическому менеджменту, в положениях, должностных и рабочих инструкциях персоналапредприятия, участвующего в СЭМ.

Сопоставление документации, которую предприятие обязаноразрабатывать, согласовывать и внедрять в соответствии с требованиями

Российского законодательства и документации в СЭМ, приведено в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Сопоставление природоохранной документации по информационной составляющей

Таким образом, для грамотной организации СЭМ руководители и ответственные должностные лица должны владеть методами экологическогоменеджмента.

Классификация методов экологического менеджмента:

- информационные;

- предупредительные;

- принудительные.

Информационные методы

В результате функционирования СЭМ уже на начальном этапе возникают внутренние (между подразделениями) и внешние (с надзорными иконтролирующими органами, общественностью, потребителями, поставщиками) связи. Обмен информацией должен быть предусмотрен вовсех процедурах взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами:выбор поставщиков; выбор подрядчиков; разработка продукции, еѐоформление и упаковка, доставка. Экологические требования к партнерампрописываются в договорах.

К информационным методам относятся:

- экологический мониторинг (ЭМ);

- экологическое образования (просвещение);

- экологическая реклама и пропаганда.

Экологический мониторинг – это система комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды,естественных экологических систем, за происходящими в них процессами,явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.

На предприятиях чаще всего проводятся два вида экологического мониторинга: регулярный мониторинг (или производственный экологический контроль) и измерение характеристик экологической эффективности, установленных для плановых экологических показателей(это и есть собственно экологический мониторинг). К информационнымотносится второй вид ЭМ.

Планы измерений экологической эффективности составляются на основе перечней целевых и плановых экологических показателей. В планахуказывают контрольные точки регистрации каждой характеристики экологической эффективности или рабочих критериев (параметров), которыеиспользуются для их расчета.

Различают два уровня экологического образования:

- общее (дошкольное, школьное, общевузовское);

- специальное (вузовское, дополнительное профессиональное).

Общее экологическое образование направлено на формирование общей экологической культуры и грамотности населения и работников предприятий.

Специальное экологическое образование является основным инструментом для формирования квалифицированного кадрового составапредприятия.

К дополнительному профессиональному образованию относятся повышение квалификации и профессиональная подготовка с получениемдиплома на право ведения нового вида деятельности.

Законодательно закреплено, что руководство и ответственные должностные лица на предприятии должны периодически подтверждатьсвою квалификацию в области охраны окружающей среды и экологическойбезопасности. На сегодняшний день установлена периодичность повышенияквалификации – один раз в пять лет.

Экологическая реклама и пропаганда осуществляются путем распространения информации о предприятии, его экологической политике,целях и задачах, природоохранных акциях и их результативности среди заинтересованных сторон, например, через средства массовой информации,интернет-ресурсы, информационные стенды, семинары и тренинги, экскурсии, экологическую маркировку на продукции и др. Экологическиетребования к партнерам прописываются в договорах.

Основными целями при использовании этого информационного методаявляются создание положительного имиджа предприятия у заинтересованных сторон; создание условий для привлечения инвестиций иобеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: