Охарактеризуйте особенности использования интерактивных технологий в обучении биологии. Разработайте фрагмент урока по курсу «Растения. Бактерии. Лишайники» (тема урока - на Ваш выбор) с использованием методов кейса и ПОПС - формулы.
Понятие «технология» пришло в педагогику из области техники. Технология (от греч. techne — искусство, мастерство + logos — понятие) в словаре иностранных слов трактуется как: 1) совокупность методов; 2) наука о способах возделывания. Понятие педагогическая технология трактуется по-разному. Педагогическая технология — это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся. Главная функция педагогических технологий — проектирование и реализация образовательных целей обучения и развитие личности ученика, выражение различных моделей обучения, характеризующих основные принципы обучения, методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентиро ванного обучения.
Перевод предметного (например, биологического) знания в систему управления учебной деятельностью называется технологией обучения. Технология обучения является одним из видов педагогических технологий. Она выражает необходимые условия для развития учебной деятельности, формирования активности учащихся. Технология обучения строится на основе теоретических положений о способах и приемах обучения и представляет собой упорядоченную деятельность учителя, предусматривающую ответные действия учащихся с учетом специфики предмета изучения, на пример биологии, и интеллектуальных возможностей учащихся. В этом отношении технология обучения выступает как методика обучения биологии, преследующая те же цели и строящая свои конструкции образовательного процесса на основе теоретических положений о способах и приемах эффективного обучения биологии. Поэтому технология обучения рассматривается как синоним методики обучения биологии в целевой, содержательной и процессуальной сути.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность — означает способность взаимодействовать. Особенностью является высокий уровень взаимнонаправленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное и духовное единение участников. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
- пробуждают у обучающихся интерес;
- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
- обращаются к чувствам каждого обучающегося;
- способствуют эффективному усвоению учебного материала;
- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
- формируют у обучающихся мнения и отношения;
- формируют жизненные навыки;
- способствуют изменению поведения.
Основные интерактивные формы проведения учебных занятий по биологии:
- творческие задания
- работа в малых группах
- дискуссия
- обучающие игры
- изучение и закрепление материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция- с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками)
- разработка проектов
- исследовательская деятельность
- обсуждение и разрешение проблем (мозговой штурм, ПОПС-формула, анализ казусов и.т.д.)
- метод - кейсов
- тренинги
Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и «study» - учиться. Либо от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.
Класс -6, биология; время занятия – 2 учебных часа
Вид кейса - обучающий Тип кейса – аналитический
Задание: В ходе урока биологии по теме: «Значение листа в жизни растений» учитель ставит перед учащимися задачу выяснить: Действительно ли столь велика роль листа в жизни растения и нашей планеты в целом?
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены различные материалы, раскрывающие функции листа. Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, сформулировать ответ на поставленный вопрос.
Организуется работа в подгруппах (создаётся 4 подгруппы) по поиску решения поставленной проблемы:
Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению.