Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению.




Охарактеризуйте особенности использования интерактивных технологий в обучении биологии. Разработайте фрагмент урока по курсу «Растения. Бактерии. Лишайники» (тема урока - на Ваш выбор) с использованием методов кейса и ПОПС - формулы.

Понятие «технология» пришло в педагогику из области техни­ки. Технология (от греч. techne — искусство, мастерство + logos — понятие) в словаре иностранных слов трактуется как: 1) совокуп­ность методов; 2) наука о способах возделывания. Понятие педагогическая технология трактуется по-разному. Педагогическая технология — это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, на­правленной на достижение целей образования и развития личности учащихся. Главная функция педагогических технологий — проектирование и реализация образовательных целей обучения и развитие личности ученика, выражение различных моделей обу­чения, характеризующих основные принципы обучения, методо­логию гуманистического, развивающего, личностно-ориентиро­ ванного обучения.

Перевод пред­метного (например, биологического) знания в систему управле­ния учебной деятельностью называется технологией обучения. Технология обучения является одним из видов педагогических технологий. Она выражает необходимые условия для развития учеб­ной деятельности, формирования активности учащихся. Технология обучения строится на основе теоретических поло­жений о способах и приемах обучения и представляет собой упо­рядоченную деятельность учителя, предусматривающую ответные действия учащихся с учетом специфики предмета изучения, на­ пример биологии, и интеллектуальных возможностей учащихся. В этом отношении технология обучения выступает как методика обучения биологии, преследующая те же цели и строящая свои конструкции образовательного процесса на основе теоретических положений о способах и приемах эффективного обучения биоло­гии. Поэтому технология обучения рассматривается как синоним методики обучения биологии в целевой, содержательной и про­цессуальной сути.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивность — означает способность взаимодействовать. Особенностью является высокий уровень взаимнонаправленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное и духовное единение участников. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

- пробуждают у обучающихся интерес;

- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

- обращаются к чувствам каждого обучающегося;

- способствуют эффективному усвоению учебного материала;

- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

- формируют у обучающихся мнения и отношения;

- формируют жизненные навыки;

- способствуют изменению поведения.

Основные интерактивные формы проведения учебных занятий по биологии:

- творческие задания

- работа в малых группах

- дискуссия

- обучающие игры

- изучение и закрепление материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция- с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками)

- разработка проектов

- исследовательская деятельность

- обсуждение и разрешение проблем (мозговой штурм, ПОПС-формула, анализ казусов и.т.д.)

- метод - кейсов

- тренинги

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и «study» - учиться. Либо от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Класс -6, биология; время занятия – 2 учебных часа

Вид кейса - обучающий Тип кейса – аналитический

Задание: В ходе урока биологии по теме: «Значение листа в жизни растений» учитель ставит перед учащимися задачу выяснить: Действительно ли столь велика роль листа в жизни растения и нашей планеты в целом?

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены различные материалы, раскрывающие функции листа. Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Организуется работа в подгруппах (создаётся 4 подгруппы) по поиску решения поставленной проблемы:

Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: