Тема 1. Общество
Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира представляющая собой совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей.
Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения науки. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Единство мира заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния и свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Е. м. находит свое выражение в субстанциальности материи как субстрата различных свойств и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности, ее вечности во времени и бесконечности в пространстве.
Эколо́гия — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Современная Э. интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.
Экологическая проблема - глобальная проблема человечества, возникшая с началом индустриальной деятельности человечества и особенно обострившаяся во второй половине 20 века.
Экономическая сфера -- область общественной жизни, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением разного рода предметов и услуг для удовлетворения материальных потребностей людей.
Материально производство — производство, непосредственным образом связанное с изготовлением материальных предметов, вещей, вещественных ценностей и с оказанием материальных услуг, выполнение строительных, монтажных, земельных, ремонтных работ. Выделение М.п., отделение его от так называемой непроизводственной сферы (нематериальных, духовных, информационных услуг) характерно для марксистской теории.
Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.
Религиозное сознание - сознание, в котором доминирует идея сверхъестественного. Включает в себя в качестве составляющих религиозные представления и чувства.
Социальная Сфера Общества - целостная система отношений и взаимодействий между индивидами, социальными группами и общностями, занимающими различное социально-экономическое положение в обществе и характеризующимися различным отношением к собственности (предприниматели ирабочие), к организации труда (руководители «подчиненные) к источникам доходов (прибыль, заработная плата, гонорар, пенсия), различным уровнем доходов (богатые, бедные, нищие и др.)
Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.
Под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
СФЕРАПОЛИТИЧЕСКАЯ (от греч. sphaira – шар) – одна из основных подсистем общества, охватывающая политико-властные отношения государства и общества. Содержание политической сферы можно выразить через интеграцию интересов политическихсубъектов в форме общегосударственных, общенациональных интересов, направление их деятельности на улучшение жизни народа, наведение порядка и стабильности путем осуществления политико-властных действий.
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.
Прогре́сс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Регресс — переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему; противоположность прогрессу.
Революция - радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитииприроды, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения.
Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — различные взаимодействия между отдельными людьми или группами.
бщественно-экономическая формация (строй) - исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.
Цивилизация — ступень общественного развития материальной и духовной культуры, связанная с разделением труда, рационализацией производства, потребления и распределения, формированием гражданского общества; некая совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человек.
Традиционное (доиндустриальное) общество - общество, в котором определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами.
Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:
§ увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
§ возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
§ нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
§ создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
§ развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;
Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) —коренное, качественное изменение, происходящее в совр. системе науки и техники, захватывающее все компоненты этой системы, все стороны технологических отношений и характеризующееся прежде всего тем, чтотехника вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации.
Исторический процесс — это процесс смены явлений, состояний в развитии человечества; его прослеживают, обращаясь к цивилизациям, изменениям внутри них, а также смене одних цивилизаций другими.
Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности.
Список глобальных проблем
§ Нерешенность проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении
§ проблема «Север-Юг» — преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;
§ предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
§ предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;
§ обеспечение человечества ресурсами;
§ глобальное потепление;
§ озоновые дыры;
§ проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.
§ демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых)
§ терроризм
Отсталость – результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже мы проникаем в смысл сложившейся к настоящему моменту ситуации, тем более отчетливо осознаем, насколько трудно найти разумный, реальный выход из критического положения.
Демографический кризис — невысокие показатели рождаемости, смертности и соответственно естественного прироста. Под демографическим кризисом может пониматься как убыль населения, так и перенаселение.
Численный рост человечества и проблемы, с ним связанные,- тема старая, как мир. Как бы там ни было, сегодня она снова вызывает пристальное внимание специалистов: демографов, социологов, экономистов, географов. Снова высказывается опасение по поводу неконтролируемого роста населения в развивающихся странах.
Так чем же грозят быстрые темпы роста населения Земли и как остановить "людскую лавину"?
"В конечном счете все будущее планеты Земли зависит от этого. Растет население, значит - увеличиваются и потребности во всем: в продовольствии и промышленных товарах, а значит, и в новых землях, во все больших количествах топлива, металла, растет вместе с этим и нагрузка на экологическую систему планеты; и если так будет дальше, нам не избежать катастрофы..." - такова была логика одной из первых моделей глобального развития, созданной в начале 70-х годов группой американских ученых под руководством Д. Медоуза.
Проблема сырья
Остро стоит проблема обеспечения людей природными ресурсами: потребности человека постоянно растут, и увеличиваются возможности их удовлетворения. Потребление ресурсов достигло гигантских масштабов и продолжает расти. В перспективе возникает угроза их нехватки просто из-за физической ограниченности Земли и её недр. Но проблема даже не в нехватке сырья и энергии. Возникают сложности в обеспечении общественного производства отдельными видами сырья, топлива, что особенно касается труднодобываемых ресурсов, их доставки и распределения. Ведь добыча сырьевых природных ресурсов ориентировалась прежде всего на те месторождения, эффективная эксплуатация которых отвечала достигнутому уровню технологии. А освоение новых природных богатств, находящихся в сложных географических и климатических условиях требует новых технологий.О нерациональном использовании сырьевых ресурсов говорит то, что из ежегодно извлекаемых из недр планеты 100 млрд. т различных видов сырья только 5% из них реально используются, а всё остальное идёт в отвалы, покрывает территории, сравнимые по площади со всеми государствами, посёлками, деревнями и т.д.
Истощение ресурсов идет по нескольким направлениям:
1) истощаются невозобновимые ископаемые энергоресурсы биогенного происхождения — уголь и нефть, хотя их запасы пока достаточно велики. Кроме того, биосфера имеет и альтернативные несчерпаемые источники энергии: ветер, приливы и отливы, солнечную радиацию.
2) истощаются такие относительно возобновимые ресурсы, как почва и леса. Почвенный покров планеты страдает от эрозии, в результате которой катастрофически убывает плодородный слой. Многие древние цивилизации исчезли с лица Земли именно вследствие неумеренной распашки почвенного слоя. Так, нынешняя пустыня Сахара6 была когда-то богатейшей житницей Римской империи. И сейчас на различных участках земного шара происходит опустынивание, связанное прежде всего с вырубкой лесов, сведением кустарников и травяного покрова. Сплошная распашка почв ведет к пыльным бурям, ветровой и водной эрозии плодородного почвенного слоя.