Искусство как вне-себя-бытие




 

Для того, чтобы начать говорить о тексте И. А. Тульпе, стоит разобраться в том, что такое искусство? Как мы все знаем искусство может принимать различные формы будь то музыка или живопись, однако всё это создано человеком и его представление об этом мире. Искусство — это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

 

Теперь стоит сказать о том, что не всё, что мы видим в искусстве является настоящим или основано на реальных событиях. «Ирреальное искусства шире реальности мира, так реализует полноту человека, а не его «малость», я полностью согласна со словами автора, так как только художнику подвластен этот таинственный мир, который он создал, однако этот мир не реален и, конечно же, он создан с трепетом и верой в то, что вскоре создатель сможет увидеть своё творение наяву. Хотя «произведение искусства — реально существующий объект, имеющий конкретные внешние формы выражения», поэтому трудно говорить о том, что всё, что передано в искусстве нереально, не всё должно быть основано только на простой и монотонной жизни индивида просто потому, что это правда. У каждого человека жизнь может изменить за считанные секунды из-за действия другого человека или из-за определённого события. Ирреальным как в искусстве, так и в религии является то, что они «…отделены от неё субъективностью человека…».

 

«Объективное существование определенным образом организованных носителей не тождественно субъективным реальностям художника и зрителя». Так оно и есть, представление о мире у каждого человека может отличаться в силу опыта, возраста и других причин, однако «созданное художником нечто обладает свойством расширять и изменять заключённую в нём реальность содержания… творить новые реальности». Искусство способно давать людям переосмыслить их решения, планы и даже восприятие этого мира в целом.

 

Что же является основной функцией искусства? По мнению И. А. Тульпе, многие люди возлагают большие надежды на искусство. Например, на него возлагают «…воспитательную функцию, предполагая, что его призвание — социальное служение — создание привлекательно положительного героя, обучение социально приемлемым нормам поведения, охрана здоровья…». Это можно понять, так как познание мира для многих детей начинается с книг, где главный герой всегда испытывает только положительные эмоции и обладает только положительными качествами. Однако это не единственная интересная функция искусства. Также оно «…взращивает самосознание человека, который, достигая самодостаточности, перестаёт нуждаться в сверхъестественном…», в отличие от религии, искусство делает это гораздо медленнее, автор предполагает, что это связано с тем, что пока она малодоступно массам. Стоит отметить и то, что «своеобразие искусства обусловлено его внутренним содержанием, определяющимся деланием, творением иной действительности», с этим нельзя не согласится, так как уже выше было сказано, что художник через искусство передаёт свой собственный мир, которого нет, но он верит в него.

 

В прошлом вопросе мы нашли одно сходство религии и искусства, но, существуют ли другие сходства? Какие могут быть отличия искусства и религии? «Красота — это свойство неестественного мира, она не принадлежит естественному миру», поэтому можно сказать, что это является сходством религии и искусства, они пытаются создать новый, лучший мир. Однако искусство и религия «…полагают разное понимание взаимоотношений человека с «иной реальностью». По мнению И. А. Тульпе, для религии эта реальность — это «…мир сверхъестественного, она дана объективно», также связь с нею для человека «…носит обоюдный характер». Самопостижение для человека возможно только через осознание человека «творением, то есть производным от сверхъестественной реальности».однако для искусства «иная реальность» — это «…творимое самим человеком», а также «…процесс творения и есть цель творения». Также автор текста говорит о том, что «иное» — это «…расширение себя…», то есть человек выходит за рамки своего существования, он осознаёт свою значимость и способность создать что-то новое и никем неизведанное. Человек обретает свободу мышления, он не зависит от чего-то сверхъестественного и неизвестного ему. Именно ненастоящесть в искусстве «…и возводит стенку между «правдой жизни» и «правдой художественной», но зритель может по-настоящему переживать за героев произведения, чувствовать их боль и понимать их решения, даже оправдывать их поступки в какой-то степени. Также автор отсылается на слова Фейербаха: «…религия выдаёт свои творения за реальность, а искусство — нет», однако они являются плодами воображения человека (можно сказать, что это их и объединяет), по мнению И. А. Тульпе, как в искусстве, так и в религии человек верит, что в «…основании их лежит объективны реальность божественного…», писатель даже говорит о том, что человек, понимая тщетность своих усилий, старается достигнуть этого неприкосновенного мира. Автор также подчёркивает, что у искусства и религии одна цель, но разные пути её достижения, хотя «религия сама по себе независима от искусства…». Религия и искусство дают разные ответы на проблему самого себя. Например, «религия способствовала воспитанию человека… когда земное существование, актуальная действительность переживается как сковывающая и ограничивающая». В то время как в искусстве важна «…не столько созданная «идеальная реальность», сколько само восхождение при активности творческого сознания человека». Также стоит отметить и то, что искусство создаёт «идеальное из материального», что отличатся от миссии религии, где человек создан Богом, он не может постигнуть совершенства, в то время как в искусстве сам художник из материального способен создать что-то новое.

 

Катарсис — это нравственное очищение в результате душевного потрясения или перенесённого страдания, но как человек очищается благодаря искусству? У И. А. Тульпе несколько предположений:

1. «кристаллизация переживаний», под этим автор имеет в виду то, что человек должен испытывать настоящие чувства, но их нужно пережить в «чистом виде»;

2. Очищение «морально-психологического» организма от страданий, это выполняет именно воспитательная функция искусства, так как благодаря ей воспитывается «тонкость души», благодаря переживанию чужих страданий, это, по мнению автора, поможет человеку пережить все проблемы и правильно подготовится к выходу из них, решить;

3. «освобождение от обыденности», то есть освобождение от всех бытовых проблем. Например, погружаясь в мир определённого произведения (это может быть книга, спектакль или даже картина, полная событий), мы отвлекаемся от наших насущных проблем, мы сопереживаем героям, «искусство преобразовывает переживания», наше воображение представляет этот мир в нашей голове, мы можем как вернуться в прошлые века, так и создать новый мир или даже будущее.

Мы уже говорили о различиях искусства от религии, но каким же образом религия способствовала возникновению искусства? Начнём с миссии религии: благодаря ей человек старается найти себя, понять этот мир и осознать все свои ошибки. Автор указывает на то, что воздействие религии на искусство очевидно, «…не только возможность, но и необходимость такого воздействия обосновывается в известной идее религиозной природы искусства». Искусство становится «…модусом религии», однако искусство стремится в неизвестность, создавая новые миры, религия в свою очередь пытается «…укоренить его в реальности». Искусство и религия всегда сосуществуют, но первое стремится отдалиться от второго, показать новые возможности человека, его попытки достичь совершенства, которое, по канонам религии, пока недосягаемо.

 

Теперь поговорим напрямую о зрителе и художнике. Какая же человеческая потребность реализуется в искусстве? Наверное, каждый из нас не может прожить полную жизнь, не побывав в музее, выставке и в театре. Я не хочу сказать, что такие люди не способны вести интересные беседы, что их мир состоит только из серых будней, однако это такая обыденность, каждый ребёнок, хотя бы раз, в детском саду или школе с группой бывал в музее, на каждого огромные ратины с изображением геройских поступков, исторических событий или просто быт людей того времени влияли по-разному. Кто-то проходил мимо, кого-то они завораживали. И. А. Тульпе пишет: «…искусство, освобождающееся от сакральности, и в сознании людей, становящихся зрителями, ещё несёт отпечаток таинственности и некоторого табуирования»… А как же насчёт художника? Ведь это самый главный человек для произведения искусства. По мнению И. А. Тульпе «художник и зритель реализуют в искусстве своё стремление к свободе, покидая на время «царство необходимости». С этим нельзя не согласится, так как уже много раз было сказано о том, что искусство — это своеобразный портал в другой мир.

 

Почему же можно говорить о том, что искусство это «вне-себя-бытие»? Искусство — это «…человеческая деятельность, обусловленная необходимостью осуществления человека в его полотне, когда переживаемая частичность существования осознается как ограничивающая». Перед тем как продолжить отвечать на этот вопрос стоит разобраться в том, что имеет в виду автор под «вне-себя-бытие», И. А. Тульпе подразумевает, что искусство способно выйти за свои рамки и существовать как что-то отдельное, которое «…старается самоопределиться, в том числе и через попытки идентификации себя с наукой, моралью, религией, философией и через преодоление этих попыток». Как выразился автор: «оно существует в акте постоянного творения из себя иного бытия…». Искусство по мимо того, что живёт само по себе, оно и ещё существует как «…для-себя-бытие…», оно не подвластно ни критикам, ни художникам, никто не может с точность понять его и раскрыть весь смысл.

 

Итак, в заключении я хотела бы сказать, что искусство является неотъемлемой частью нашей жизни, я не думаю, что человек может прожить всю жизнь не читая книги, не смотрев спектакли или постановки, ни разу не побывав в музее… Я полностью согласна с автором, так как искусство (это может быть картина, постановка или даже музыка) не может быть раскрыто полностью, также многие люди в одной картине могут увидеть совершенно разные эмоции, переданные художником, даже интерпретировать их смысл по-своему, а искусство в свою очередь никак от них не зависит, оно будет существовать несмотря на мнение критиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: