Уровень детальности объяснения




ТЕМА ИИ-7. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫЭС

 

 

(на осн. текста ИИС/ИТ (СИИ/ПО) – 2007)- 2009 – не ред!

 

 

Лекция ИИ- 7.2/ 2009

 

МОДУЛЬ ОБЪЯСНЕНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЙ В ЭС

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Попов-87/181

Способность к объяснению и обоснованию решений – одно из главных отличительных свойств ЭС. Почему нужно это свойство?

1. Часто пользователи могут не знать ВСЕ возможности и не понимать ВСЕ действия ЭС.

2. ЭС предназначены для решения задач, не имеющих строгих алгоритмических решений, поэтому нет гарантии правильности полученных результатов.

Отсюда - необходимость для пользователя убедиться в достоверности методов и знаний, используемых ЭС для получения решения.

В любом объяснении имеются две части:

- то, что надлежит объяснитьэкспланандум - S

- совокупность объясняющих положенийэксплананс – R

Т.е. объяснить – это значит показать, что из R следует S:

R ½¾ S

Объяснение – это вывод S из R.

 

 

Обоснование – понятие, близкое к объяснению.

Применительно к ЭС:

- обосновать действия ЭС – это значит подтвердить правильность результата (Фейгенбаум и Бар) или

"показать, что эти действия являются разумными в рассматриваемой ситуации " (Свартаут)

- объяснить - ответить на вопросы КАК, ПОЧЕМУ;

Параметры объяснения.

1. Цель объяснения

2. Объект (Что объясняется)

3. Способ (Каким способом объясняется)

4. Адресат (для кого предназначено объяснение)

 

1. ЦЕЛЬ объяснения. Попов-87/183

Цели, преследуемые при использовании объяснительных способностей ЭС:

1. Выявить ошибки ЭС (путем исследования метода рассуждения).

2. Повысить доверие пользователя к ЭС (путем объяснения способа получения результата).

3. Достичь взаимопонимания между пользователями и ЭС (путем объяснения непонятных терминов, ответов, ситуаций).

4. Обучить пользователя.

2. ОБЪЕКТ объяснения - то, что объясняется, т.е. объясняемая сущность - экспланандум

1) От объясняемой сущности часто зависит способ объяснения.

2) Круг объясняемых сущностей обычно не охватывает всех знаний и процедур ЭС, и надо явно указывать, что может быть объяснено, а что нет.

Объясняемые сущности (то, что надо объяснять) классифицируются по следующим аспектам:

1, Область интерпретации (предметная область, пользователь, система, язык - к какой предметной области они относятся, кто является пользователем, какой язык используется)

2. Уровень общности – каков уровень общности того, что мы объясняем (конкретные факты, абстрактные факты, метафакты)

3. Тип сущности (процесс, объект и т.п.)

4. Свойства и значения сущности (статические или динамические (объекты), точные или приближенные (данные), полные/ неполные.(данные)

Напр, ЭС МИЦИН может давать объяснения относительно сущностей двух типов:

1)относительно процесса построения системой умозаключений,

2) относительно знаний, известных системе (статич. и динамич. знания – для этих видов знаний используются различные механизмы объяснений).

3. СПОСОБ объяснения.

Этот параметр имеет 3 аспекта:

1. Тип объяснения

2. Уровень детальности

3. Язык объяснения

1. Тип объяснения. Используются 5 типов объяснения:

1) причинные (каузальные) объяснения - вскрывают причинные зависимости между явлениями;

2) через закон - устанавливается, в соответствии с каким законом, теорией, моделью, происходит данное явление (дедукция).

3) функциональные (целевые, мотивационные) -

установление функций, выполняемых той или иной частью ЭС, по принципу:

"Х нужно для того, чтобы могло произойти У "

(напр., "Мимикрия нужна насекомым, чтобы скрываться от врагов")

В социальных науках функциональные объяснения преобразуются в целевые (мотивационные), т.к. здесь объект объяснения - целенаправленные действия людей, которые происходят потому, что человек (группа людей) или система стремятся к достижению некоторой цели.

4) структурные - с пом. описания структуры, которая обеспечивает выполнение функций и поведение системы в целом;

5) генетические (исторические) - раскрытие условий, причин и законов, которые привели к текущему состоянию системы, предмета, явления. Это объяснение вскрывает происхождение объясняемой сущности и способ ее образования.

Наиболее часто в ЭС используются причинные и функциональные (целевые) объяснения.

...................Подробнее - Попов-1987/с184…….............

Уровень детальности объяснения

Различные уровни детальности необходимы в связи с разнообразием целей пользователей, их уровней знаний, изменением во времени знаний конкретного польз-ля и др.

3. Язык объяснения ограниченный ЕЯ или язык графических образов.

 

4. АДРЕСАТ

Объяснительные способности ЭС д.б. ориентированы на ее пользователей.

Типы пользователей:

1. Пользователь - не специалист в данной предметной области. Цель - получить с помощью ЭС решение задачи.

2. Пользователь - специалист в данной предметной области.

Цель - с помощью ЭС сократить трудоемкость получения результата или повысить его качество.

3. Пользователи - "СТУДЕНТЫ", т.е. люди, которые - с помощью ЭС обучаются решению задач из данной предметной области.

4. Пользователи - ЭКСПЕРТЫ. Цель - отладка базы знаний: обнаружить недостающие знания и ввести их в ЭС.

5. Пользователи – ИНЖЕНЕРЫпо ЗНАНИЯМ. Цель - отладка управляющего механизма ЭС и его модификация.

Требования к объяснительным способностям ЭС различны в зависимости от специфики задач различных типов пользователей:

Учет адресата в объяснениях ЭС затруднен по следующим

причинам:

- есть различные типы пользователей, цели которых во взаимодействии с ЭС с различны;

- знания конкретного пользователя изменяются во времени;

- логика работы ЭС и способ представления знаний отличаются от представлений пользователя, а объяснения должны быть в виде, понятном пользователю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: