Занятие 2. Осознание проблем, Связанных со школьной тревожностью




Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (целиактуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для психологической работы). Веду­щий по кругу просит ответить на вопрос «Что нового, что хороше­го произошло у вас за последние дни? Что красивого, смешного вы видели?»

Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хоро­шего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жиз­ни бывают не только большие и огромные: приятные эмоции мо­жет доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и об­ращать на такие мелочи свое внимание.

2. Повторение правил работы в группе (помимо очевидной цели повторения правил, упражнение преследует цель поддержания атмо­сферы психологической безопасности). Повторение правил, сформулированных на прошлом занятии, можно провести в форме сочи­нения «вредных советов». Например: «Если кто-то из членов груп­пы рассказал на занятии что-то интересненькое, не забудь сообщить об этом всей школе, напиши об этом на всех стенах и расклей объяв­ления на всех заборах». Работу удобнее проводить в малых груп­пах. Также можно предложить участникам подготовить в малых группах и разыграть небольшие сценки, изображающие работу тренинговой группы, в которой не соблюдаются никакие правила. После демонстрации сценки обсуждается, какие именно правила нарушались.

3. Упражнение «Прогулка по сказочному лесу» для снятия мышеч­ных зажимов, активизации участников, развития творческого вооб­ражения. Ведущий предлагает детям представить, что они находят­ся в сказочном лесу, и попревращаться в различных животных (зай­ца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа и т. д.). После окончания упражнения участники обмениваются чув­ствами. Во время выполнения упражнения особенно важно под­держивать атмосферу психологической безопасности и безоценочности.

4. Обсуждение понятия «тревожность» (цель — осознание ребя­тами личностного смысла понятия «тревожность»). Участникам задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего обсужде­ния необходимо подвести участников к представлению о том, что тревожность — это личностная черта, проявляющаяся в легкости формирования беспокойства и страхов.

5. Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?», позволяющий осознать собственный опыт, получить эмо­циональную поддержку от окружающих («не у меня одного проблемы»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в назва­ние упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описыва­ли конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

6. Медитация для обучения навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния. Участникам группы предлагается рассла­биться и понаблюдать за своим дыханием. Участники представляют вдыхаемый и выдыхаемый воздух, им предлагается увидеть, что вдыхают они чистый, прозрачный воздух, а выдыхают — мутный и коричневый. Это происходит оттого, что все накопившиеся за день неприятности, проблемы, негативные чувства выходят из тела вме­сте с выдыхаемым воздухом. Постепенно выдыхаемый воздух ста­новится все чище и чище. Участники наблюдают за этим процес­сом и затем рассказывают о своем опыте.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 3. Школьные страхи

Необходимые материалы: бумага для рисования, цветные каран­даши, фломастеры, краски.

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цельактуализация позитив­ного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия сво­бодного внимания, необходимого для работы). См. занятие 2.

2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто...», необходимая для спло­чения группы, получения более глубоких знаний друг о друге. Выбира­ется водящий. Он становится в круг. Остальные участники сидят на стульях. Водящий произносит фразу «Поменяйтесь местами те, кто...», заканчивая ее каким-то признаком, которым обладает он сам и, предположительно, еще несколько ребят в группе (например: «Поменяйтесь местами те, кто когда-нибудь приходил в шко­лу с несделанными уроками»). Ребята, обладающие названным ка­чеством, меняются местами. Задача водящего — успеть сесть на одно из освобождающихся мест. Оставшийся без места становится новым водящим.

Зачастую игра проходит очень шумно и динамично, ведущему стоит позаботиться о физической безопасности участников. Иног­да ребята сосредотачивают свое внимание исключительно на вне­шних признаках. В таком случае роль водящего может взять на себя психолог и показать, что фраза может заканчиваться и упомина­нием более личностно ориентированных качеств.

3. Обсуждение понятия «страх» (цельосознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов). Задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Все ассоци­ации записываются на доске. Обсуждаются вопросы о том, зачем страх нужен человеку, а чем он может мешать.

4. Информирование (помимо прочего, способствует повышению у участников мотивации на работу с собственными чувствами). Веду­щий рассказывает участникам о том, что все неприятные события вызывают у человека тяжелые чувства. От природы нам дан меха­низм разрядки отрицательных эмоций. Но часто эта разрядка пре­рывается (нас утешают, говорят: «Не плачь, ты уже большой» и так далее). В этом случае боль остается с нами, и у нас возникают пси­хологические проблемы. Задача психологической работы — научить человека разряжать свои чувства безопасным для него и окру­жающих способом. Страх разражается смехом, потоотделением, дрожью.

5. Рассказ о школьном страхе (цель — разрядка страха). По кругу участникам предлагается рассказать о каком-нибудь страшном слу­чае в школе легким тоном. После упражнения производится обмен чувствами. Иногда участники погружаются в тяжелые чувства, в этом случае ведущий должен помочь смоделировать легкий тон.

6. Рисование школьных страхов (цельразрядка страхов). На листах бумаги участники рисуют свои страхи. Затем им предлага­ется сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании упражнения ребята делятся своим опытом. При выполнении уп­ражнения важна индивидуальная работа ведущего с каждым участ­ником, направленная на то, чтобы ребенок смог выразить свои чув­ства.

7. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было инте­ресно, важно, понравилось на занятии?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: