Реальность: системность бытия, категория - хаос




Бытие, в определённом смысле, то же, что и реальность, действительность, существование. «Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы» [1, с.253]. Однако некоторые учёные делают попытки разграничить эти два понятия. «В современной философии науки понятия бытия и реальности слабо разграничены, что нередко приводит к недостаточности прояснённости их значений. В философском лексиконе ведущая роль принадлежит понятию бытия. В свою очередь, естественник, и прежде всего, физик, как правило, обращается к понятию реальности (физической реальности)» [2]. Чем всё-таки отличаются эти два понятия, и можно ли определить их общую суть? Хотя противоречия видятся в противопоставлении идеального материальному или вещественному началу. Если же рассматривать бытие как единую реальность, в абсолютном смысле, то кажущиеся различия будут являться лишь сторонами целого. И здесь примечательны слова автора статьи: «Бытие зовёт физика, математика (вообще – учёного) не меньше, чем оно зовёт художника и поэта. Разница лишь в том, какими способами они откликаются на этот зов. Свобода открывается лишь на пути к бытию, этот путь прокладывается творчеством, и это есть, что объединяет и учёного, и поэта. Однако постоянная необходимость соотносить бытие с реальностью и, исходя из бытия, искать способы интеллектуального и инструментального овладения ею, отличает естествознание от чисто гуманитарной области» [2].

Термин «абсолютное» может пониматься как единое, всеобщее, представляющее неизменную основу мира. В современной философии «абсолютное» также означает универсальное, необусловленное, совершенное. Уместно ли считать, что субъективный мир объективный миры обусловленного Бытия изначально слиты в одну абсолютную (универсальную) реальность? «Совокупность всего существующего в Мире можно назвать «безотносительным» или «Абсолютным» бытием, или, для краткости, «Абсолютом» [3]. Но абсолютное бытие противостоит всякому обусловленному Бытию в каком-то смысле. Обусловленное Бытие предполагает причину, которая его вызвало. Это похоже на появление (проявление) существования из того, что обозначается, как необусловленное или абсолютное. Следовательно, абсолютная реальность (необусловленный принцип) стала причиной проявления обусловленного Бытия. Проявленное, обусловленное, объективное и субъективное Бытие для нас является производной абсолютной реальности. Абсолют – источник существования. Иначе абсолютная реальность выражается как Жизнь. В этом случае такую всеобъемлющую Жизнь или Абсолют назовём Богом. Если есть только единая реальность, то есть и единый Бог. Также как и единая Жизнь или абсолютное Бытие. Данные понятия, похоже, взаимозаменяемы, и отражают единую суть. Таким образом, абсолютное Бытие (Абсолютная Реальность, Абсолют) – универсальный необусловленный принцип. Это причина появления (проявления) обусловленного Бытия. Весьма разумно соотнести некое непроявленное состояние Абсолюта к неактивной фазе, тогда как проявленное его состояние будет являться активной фазой. Обе противоположные фазы имеют отношение, так сказать, к единой Жизни (Богу). И то и другое – единая Реальность. Бог – реальность, вмещающая в себя как непроявленное, так и проявленное Бытие.

Проявленное Бытие – следствие перехода Абсолюта в активную фазу. И с этой позиции мы рассматриваем нашу Вселенную. Добавим, в философии есть категории, которые противопоставляются друг другу, и, в одном случае выражается внутренний аспект (имманентность), в другом же случае, - внешний аспект (трансцендентность). С нашей точки зрения трансцендентность соотносится с неактивной фазой, а имманентность с активной фазой. Ведь трансцендентное начало не основано на опыте, не доступно чувственному познанию (находится за пределами физического восприятия). В то же время имманентное означает присутствие, проявление божественности в мире и его доступно (в принципе, при определённых условиях) познать на личном опыте. То есть, две категории, трансцендентность и имманентность, по существу объединяются в Целое. Трансцендентная, так сказать, сторона Абсолюта остаётся непроявленной и необусловленной. Имманентная сторона, наоборот, внутри формы, проявленная и обусловленная.

Чтобы выразить озвученные идеи в виде концепции, предлагаем представить обусловленное Бытие системой, тогда как Абсолют в неактивной (непроявленной) фазе будет характеризовать несистемное состояние. Всё существующее, получается, систематизировано. Или, некий бесформенный статус сменяется образованием формы. Отчего здесь возникают два аспекта действительности (существования). Объективная реальность уже обусловленного (проявленного) Бытия связана с материей. Вместе с тем, субъективен внутренний мир (мир сознания). Однако «фазовый переход» из неактивного в активное состояние требует стимула. Системообразующий фактор есть процесс (динамика, движущий фактор), который повлёк изменение и придал материи движение. Речь идёт о трёх аспектах Бытия как системы. Проявление Бытия из не-Бытия обусловлено и аналогично образованию системы за счёт энергии, которая обозначается как Жизнь. Следовательно, вся Вселенная также есть система, порождённая Жизнью (Энергией, Первопричиной). Именно Жизнь в данном аспекте производит обусловленную (проявленную) Вселенную (Бытие).

Таким образом, в общих чертах система существует в трёх выражениях Энергии, которую мы называем Жизнь. С одной стороны, это объективная Вселенная (материальный мир), а с другой стороны, - субъективный мир (мир сознания, сила). И есть и третий энергетический фактор, находящийся в основе проявления. Мы можем его (фактор) отнести к процессу с целью представления системы. Однако в целом система – совокупность трёх энергетических состояний, являющихся дифференциациями единой Энергии (Жизни). Эти дифференциации единой энергии уникальны в том смысле, что не могут быть взаимозаменяемы, но рассматриваются только в целостности. Описать что-либо, используя только один из аспектов, невозможно.

Теперь подойдём к вышеизложенному содержанию с точки зрения общей теории систем. Однозначного определения понятия системы нет в настоящее время, хотя различные авторы придают системе схожие характеристики. В общем смысле система есть совокупность множества элементов, единое целое, выраженное во взаимосвязи всех элементов. Также системность отражается в разных значениях. Это далеко не только какая-либо философская система знаний. Система, например, прослеживается в закономерности. Относительно общества имеются политическая система, экономическая система и другие. Системные признаки широко демонстрируются в природе (Солнечная система). Имеет быть место ещё значительный ряд подобных примеров. В конечном итоге, представления об объекте как о совокупности взаимосвязанных элементов, предполагают использование системных принципов. Мы же подняли вопрос о том, что глобальной системой является Вселенная в разных ипостасях, обусловленное Бытие.

«В книге И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса» процесс возникновения диссипативных структур объясняется следующим образом. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, её элементы (например, молекулы газа) ведут себя независимо друг от друга, как бы в состоянии гипнотического сна. В силу такой независимости к образованию упорядоченных структур такие элементы не способны. Но если эта система под воздействием энергетических взаимодействий с окружающей средой переходит в неравновесное «возбуждённое» состояние, ситуация меняется. Элементы такой системы «просыпаются от сна» и начинают действовать согласованно. Между ними возникают корреляции, когерентное взаимодействие. В результате возникает то, что Пригожин называет диссипативной структурой» [4, с.453]. Здесь, по большому счёту, мы видим двойственность абсолютного Бытия, когда непроявленная (неактивная) Реальность и несистемное состояние становится причиной проявления или перехода в активное (возбуждённое) и системное состояние. Система образуется вследствие также взаимодействия элементов.

Хорошо, какого рода материальные элементы, первичные части, могли составлять образованную Вселенную? Ведь системность – неотъемлемое свойство материи. «Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Организованность присуща материи в любых её пространственно-временных масштабах. Структурность – это внутренняя расчленённость материального бытия» [4, с.453]. По большому счёту, структурное или организованное состояние элементов является системой (Вселенной). В противовес этому, бесструктурность (несистемность) присуща хаосу. Как современная философия рассматривает категорию хаос? «Хаос – это бездна, пропасть, из которой произошло всё сущее. В бинарной оппозиции к концепту «хаос» находится понятие космоса» [5]. Иначе говоря, Вселенная проявилась из хаоса. И сейчас несколько подробнее: «Хаос – первичное состояние Вселенной. Чистый абстрактный вакуум, первоначальный хаос это совершенно однородная изотропная среда, в которой отсутствуют любые виды возмущений. Им основано пространство, не имеющее ни в чём границ. Хаос это первопотенция, образ космического первоединства, первопричина всех вещей, невидимое и неосязаемое начало, постоянно созидающая среда, смерть всего живого и одновременно источник всякого развития, всё развёртывает и поглощает. Космическое первоединство, изначальное состояние Вселенной, начало и конец всего, вечная смерть всего живого, всемогущий и безликий принцип и источник всякого развития, лишённое наблюдаемых физических качеств начало. Вселенная же есть видимая, наблюдаемая область Космоса» [6].

Неужели понятие абсолютная Реальность вмещает в себя и категорию хаос? Ведь хаос может быть также реален (и эта реальность иного типа), хотя, и не проявлен и неактивен. Возбуждение хаоса производит всё обусловленное Бытие. Тогда хаос ещё то небытие, из которого формируется мироздание. Можно сказать, проявленная по существу Вселенная является фрагментом абсолютной реальности. Система рождается из несистемного (неактивного) состояния. Один из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи определил понятие системы следующим образом: система – это комплекс взаимодействующих элементов. «В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова «элемент». Элемент есть неразложимый компонент системы» [4, с.462]. Между тем «структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Структура прежде всего – это закономерные связи элементов. Встаёт вопрос – чем определяется качество системы – элементами или структурой? Некоторые философы утверждают, что качество системы детерминируется прежде всего или полностью структурой, отношениями, связями внутри системы» [4, с.463]. Безусловно, система объединяет в единое целое множество элементов, поэтому она представляется как соединение единиц материи. Но это одна сторона Бытия – объективная Вселенная. Другой же стороной может являться субъективный мир как совокупность отношений и связей между элементами. Другими словами, мир сознания выражается во взаимодействии. И это атрибут качества системы. Следовательно, возбуждение хаоса ведёт к появлению не только элементов системы, но и качества – взаимосвязей между элементами. В итоге, концептуально важно рассматривать системы в единстве их материального аспекта, аспекта качества, а также энергии. Поэтому проявленное Бытие выражается посредством образования системы с точки зрения триединства. И обусловленная реальность должна описываться с позиции одновременного воздействия трёх факторов: процесса (энергии), качества (субъективной реальности), субстанции (объективной реальности). Категория хаос должна указываться как источник материальной энергии Вселенной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с.

2. О соотношении бытия и реальности в естественнонаучном познании [Электронный ресурс] / Жаров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия.— 2011.— №2.— С. 11-28.— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/522520

3. Иванов Е. М. Человеческое сознание и психофизическая проблема // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2007. Т. 7, вып. 1.

4. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 608 с. (Классический университетский учебник).

5. Волошинов Александр Викторович, Табоякова Юлия Викторовна Трансформация концепта «Хаос» в истории культуры // Общество: философия, история, культура. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kontsepta-haos-v-istorii-kultury

6. Саврухин Анатолий Петрович ХАОС И КОСМОС // Евразийский Союз Ученых. 2015. №3-8 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/haos-i-kosmos



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: