Историко-культурные заметки




Срывание колосьев и спор о субботе

Первая Суббота по втором дне Пасхи

По пути в Галилею

 

Мк 2:23-28 Мф 12:1-8 Лк 6:1-5
23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями; и ученики Его начали дорогой срывать колосья. 24 И фарисеи говорили Ему: посмотри! Что это они делают в субботу, чего нельзя! 25 И Он говорит им: вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и проголодался сам и сопровождавшие Его? 26 Как он вошел в дом Божий при Авиафаре первосвященнике и съел хлебы предложения, которых нельзя есть никому, кроме священников, но дал и бывшим с ним. 27 И говорил им: суббота создана для человека, а не человек для субботы; 28 так что Сын Человеческий есть господин и субботы. 1 В то время шел Иисус в субботу засеянными полями. Ученики Его проголодались и начали срывать колосья и есть. 2 Фарисеи же увидели и сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего нельзя делать в субботу, 3 А Он сказал им: не читали вы, что сделал Давид, когда проголодался он и сопровождавшие его? 4 Как он вошел в дом Божий, и они съели хлебы предложения, которых нельзя было ни ему есть, ни сопровождавшим его, а одним только священникам? 5 Или не читали вы в Законе, что в субботу священники нарушают субботу в храме и вины не несут? 6 Но говорю вам: то, что здесь, - больше храма. 7 Если бы вы понимали, что значит: "Милости хочу, а не жертвы", то не осудили бы невиновных. 8 Ибо Сын Человеческий есть господин субботы. 1 Случилось в субботу проходить Ему засеянными полями; и срывали ученики Его и ели колосья, растирая руками. 2 Некоторые же из фарисеев сказали: почему вы делаете то, чего нельзя делать в субботу? 3 И ответил им Иисус: и о том вы не читали, что сделал Давид, когда проголодался сам и бывшие с ним? 4 Что вошел он в дом Божий и взял хлебы предложения, и ел и дал сопровождавшим его, - а их нельзя есть никому, кроме одних только священников? 5 И говорил им: Сын Человеческий есть господин субботы.

 

Экзегетические замечания

Историко-культурные заметки

 

«Помни день субботний, чтобы святить его; … ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-11).

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; … и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор 5:12-15).

Согласно Исходу: человек сотворен для того, чтобы быть участником субботы, как бы входит после своего создания в субботу. Израиль должен участвовать в покое Божием.

Согласно Второзаконию: суббота – следствие исхода Израиля из Египта. Поскольку Бог желает своему творению свободы от рабского труда, сам Израиль отныне должен до конца своих дней хотя бы раз в неделю давать и людям и животным отдых и свободу от труда.

Вывод: книга Исхода говорит о том, что человек для субботы, а книга Второзакония – о том, что суббота для человека и даже для животных.

Со временем, после осмысления своей истории, у иудеев сложилось мнение, что истинное величие в очах Божиих они могут обрести верность Закону Божию, соблюдением заповедей. Этот Закон стали трактовать, что привело к созданию кодекса «устной Торы», правила поведения при любых обстоятельствах жизни. Понимание субботы все более и более склонялось к книге Исхода (ср. Юбил 2:18-22), то есть человек для субботы! Но поскольку мы, люди, склонны и в субботу думать о себе и о нашем благе, со временем суббота была ограждена тысячами норм и правил: была запрещена всякая работа.

· Появились 39 пунктов дел. Пункты стали детализироваться и регламентироваться.

· Вся работа была разделена на 39 видов и среди них были четыре: жать, веять, молотить и приготавливать муку (кстати, ученики все четыре работы совершили, нарушив Закон). Лечить человека в субботу считалось работой. Правила гласили, что лечить можно лишь в том случае, если в опасности находилась жизнь человека;

Итак, постепенно добродетель и праведность стали отождествлять с исполнением всех бесчисленных правил. Фарисеи искренне считали соблюдение правил вопросом жизни и смерти: нарушать их считалось смертным грехом.

 

Основное содержание

· Суббота после второго дня Пасхи. Кстати, срывание колосьев руками на чужом поле само по себе было разрешено самим Законом (Втор 23:25). Но ученики делали это в субботу и нарушили четыре вида заповеди (см. выше): срывая колосья, они собирали жатву, растирая их руками и сдувая с ладоней шелуху, они молотили и веяли, а раз они ели это зерно, они готовили пищу!

· Иисус в ответ им сослался на Писание, на Первую книгу Царств (1 Цар 21:1-6), где рассказано о том, как Давид и его люди преступили заповедь, изложенную в книге Левит (Лев 24:5-9), которая запрещает, кому бы то ни было кроме священников есть 12 хлебов предложения, находившихся на золотом столе в храме перед Господом. Если же так осмелился поступить Давид, то насколько больше прав имеет преступать субботние предписания Иисус, наделенный полномочиями Божиими?

· Если люди в своем «благочестии» полагают, что люди ради Бога обязаны отказываться от блага для себя, от блага для других, – они заблуждаются.

· Согласно Иисусу, человек не был сотворен для того, чтобы стать рабом норм и правил (напр. суббота), которые были созданы для того, чтобы сделать жизнь человека лучше и полнее.

· Иисус как Господь свободен. Он стоит над субботней заповедью и вообще над всей Торой, над Законом. Милость нужна Ему, а не жертва (Мф 12:6-7).

· Писание не должно быть нормативным Законом, но должно быть живым Словом Божиим, исполненным Духом свободы, а не принуждения (ср. Рим 7:4; 8:1-2).

Вывод

 

Иисус принес совершенно новое, невиданное и неслыханное ранее отношение к Богу и новое понимание воли Божией. Он видел в Боге любящего Отца, а не калькулятора, который скрупулезно подсчитывает человеческие нарушения правил, которые люди сами же для себя и выдумали. С точки зрения Иисуса нужда человека (голод, болезнь, всякая нужда) стояла неизмеримо выше всех этих правил и уставов вместе взятых.

Религия не является сводом норм и правом. Решающее значение во всех наших поступках имеет любовь, а не буква закона или канона.

Касательно отрывка, надо заметить, что именно те люди (фарисеи, книжники), которые серьезнее всех относились к религии, те люди, которые в народе считались самыми благочестивыми, образцами богобоязненности, в конце концов, и привели Спасителя к распятию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: