Грамматика в рассказах и сказках




(по лексическим темам).

 

 

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.

Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

 

Тема: «Овощи» Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Согласование прилагательных с существительными в числе и роде. Спор в огороде. Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший. - Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая! - Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный! - Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье! - Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас! - Что - бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный! Так овощи и спорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный!» Вопросы к тексту: - Кто спорил в огороде? - Какая морковка? - Какой огурчик? - Какой лучок? - Какие помидорчики? - Какой укропчик? - Что приготовили из овощей? Тема: «Фрукты» Цель: - Согласование существительных и прилагательных с числительным; - Образование единственного и множественного числа существительных. Запасливый Ёжик. Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок...» Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…» Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…» Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила: - Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы? - Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, - ответил ей запасливый Ёжик. Вопросы к тексту: - Куда пришёл Ёжик? - Что считал Ёжик? - Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы. - Зачем он их считал?

 

 

Тема: «Грибы» Цель: - Различать и употреблять предлоги; - Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Грибники. Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик. Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов. Вопросы к тексту: - Куда пошли Петя и Вася? - Где стоял маслёнок? - Где росли моховики? - Откуда виднелись жёлтые лисички? - Где нашли подберёзовик? - Откуда выглядывал подосиновик? - Рядом с чем нашли боровики?    

 

Тема: «Осень» Цель:- Образование относительных прилагательных; - Согласование прилагательных с существительными   Букет для мамы. В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев. «Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.   Вопросы к тексту: - Где было очень красиво? - Какие были листья на деревьях? - Из каких листьев Зайчонок собрал букет? - Кому он подарил букет?  

 

Тема: «Игрушки» Цель: - Различение значений и употребление предлогов; - Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе. Мишин сон. Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», - подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался. Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем. Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.   Вопросы к тексту: - Во что Миша любил играть? - Откуда он достал кубики? - Где взял машину? - Куда он загрузил кубики? - Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил? - Куда он бросил самолёт? - Что приснилось Мише? - Чего больше не было у него? - Почему ему стало грустно? - Когда он проснулся, что он понял? Тема: «Посуда» Цель: - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Образование относительных прилагательных.   Чаепитие. Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе. Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный! Вопросы к тексту: -Как звали сестёр? - Кто из них была старшая? - Что Маша предложила Юле? - В чём девочки заварили чай? - Куда положили сахар? - Куда выложили сухари? - Во что положили конфеты? - Во что Маша наливала чай себе и сестре? - С чем девочки пили чай?    

 

Тема: «Одежда и обувь» Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями; - Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах. Жадная Принцесса. В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала. Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» - сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец. С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» - уж очень сильно медведь её напугал. Вопросы к тексту: - Где жила Принцесса? - Что кричала она, когда ей нравилась какая - ни будь вещь? - Кому Король не мог отказать? - Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела? - У кого слуги отобрали коня? - Куда поскакал конь? - Откуда вылез медведь? - Куда вернулась Принцесса?   Тема: «Зима» Цель: - Изменение существительных по падежам; - Употребление предлогов.   Снеговик. Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.   Вопросы к тексту: - Кого слепили дети? - Из чего слепили Снеговика? - Чем замело дороги? - По - чему шёл Снеговик? - Кого встретил он в соседнем дворе? - О чём беседовали Снеговики? - Кого утром будут лепить дети?  

 

 

Тема: «Дикие звери». Цель: - Образование притяжательных прилагательных; - Употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.   Как звери в прятки играли. Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из - под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» - сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из - под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!   Вопросы к тексту: - Кто играл в прятки? - Кто водил? - Откуда виднелся лисий хвост? - Что торчало из – под ёлки? - Откуда волк увидел заячьи уши? - Что увидел из – за куста? - Что блестело в дупле? - Откуда торчали ежиные иголки? - Что торчало из – под корней? - Откуда была видна медвежья лапа? - Что было видно из – за кустиков?  

 

 

Тема: «Домашние животные» Цель: - Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; -Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.   Хвастливый кот. В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры - в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике. Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел. Вопросы к тексту: - Где жил хвастливый кот? - Как его звали? - Как хвастался кот? - Где прятались куры? - Где прятались свиньи? - Где прятались коровы? - Где прятались лошади? - Где прятались кролики? - Кто напугал хвастливого кота?  

 

Тема: «Транспорт» Цель: - Употребление приставочных глаголов; - Употребление предлогов.   Трудолюбивый грузовичок. Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.   Вопросы к тексту: - Где жил маленький грузовичок? - Что делал грузовичок с утра до вечера? - Из гаража он что сделал, выехал или въехал? - На заправку он заехал или переехал? - Когда он заправился, то уехал или заехал? - К светофору он подъехал или выехал? - От остановки отъезжал или подъезжал автобус? - По мосту через реку грузовичок переехал или заехал? - До песчаного карьера он доехал или переехал? - В обратный путь грузовичок поехал или заехал?    

 

 

Тема: «Весна» Цель: - Употребление сравнительной степени наречий; - Употребление падежных форм существительных во множественном числе.   Весна. Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы. Вопросы к тексту: - Какие дни стали весной? - Как светит солнце? - Как поют птицы? - Где тает снег? - Где распускаются подснежники? - На чём набухают почки? - Что стали вить грачи? - Кто сменит белые шубки на серые? - Откуда вылезут медведи? - Откуда вернуться перелётные птицы?  

 

 

Тема: «Семья» Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса – ин -; - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.     Мамина помощница. Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама. «Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.   Вопросы к тексту: - Кто решил навести порядок? - Чью кружку вымыла Маша? - А чью чашку? - Чьи очки она протёрла? - Чей был зонтик? - Чей фартук Маша повесила на кухне? - Чьи были газеты? - Чью обувь она поставила в ряд? - Чьи игрушки остались не убранными?  

 

 

Тема: «Мебель» Цель: - Согласование числительных с существительными и прилагательными; - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе. Новоселье. У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель отец медведь, мать медведица и их ребята медвежата. - Чтобы есть нужен обеденный стол, - сказала медведица. - А нам нужен столик, чтобы играть, - дружно сказали медвежата. - Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, - прорычал медведь. - И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата. - Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, - сказала медведица. - Для игрушек купите нам тумбочку, - попросили медвежата. - Надо купить тумбу под телевизор, - сказал медведь. - Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф, - говорила медведица. - А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата. - Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, - прорычал медведь. Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме. Вопросы к тексту: - Что построила медвежья семья? - Чего не было в новом доме? - Чтобы есть, какая нужна мебель? - Что надо было медвежатам, чтобы играть? - Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков? - На чем медведи будут спать? - Что просили медвежата для игрушек? - Что надо купить под телевизор? - Для посуды, что надо медведям купить? - Куда они будут убирать одежду? - Что ещё надо купить в комнату и на кухню? - Куда медведи привезли мебель?   Тема: «Профессии» Цель: - Употребление существительных в творительном падеже; - Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.   Кем быть? Однажды Витя задумался – кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить… А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится - нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить? Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу. «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» - подумал Витя и побежал гулять.   Вопросы к тексту: - О чём задумался Витя? - Кем хотел работать Витя на автобусе? - А кем хотел работать на поезде? - Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать? - Кем хотел быть, чтобы людей лечить? - Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя? - Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел? - О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?   Тема: «Цветы» Цель:- Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными; - Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных. На цветочной клумбе. На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали: - Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, - говорили синие васильки. - А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, - отвечали им белые ромашки. - А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки. И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли. - Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, - загрустили белые ромашки. Вопросы к тексту: - Где росли цветы? - Какие цветы росли на клумбе и сколько их было? - Кому мешали белые ромашки? - Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца? - Кому мешали красные гвоздики? - Куда спряталось солнце? - Кто загрустил?  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: