Вкусопоощрительный метод.




Первые упражнения проводятся с использованием предметов, привлекающих внимание собаки и вызывающих у неё хватательную реакцию. Кинолог, удерживая собаку на поводке возле себя, правой рукой показывает предмет, “оживляет” его разнообразными движениями, произнося команду “Апорт”.

Обычно собака возбуждается и хватает предмет зубами. Кинолог дает возможность собаке подержать предмет. После этого по команде “Дай” забирает предмет и поощряет собаку лакомством. То есть кинолог производит обмен аппортировочного предмета на корм. Этот метод подходит для собак с преобладающей пищевой реакцией.

Следующие упражнения: собака, удерживая предмет, идет рядом с кинологом; сидя перед проводником, держит предмет в зубах; подносит предметы, брошенные на землю.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака активно бежит за предметом, брошенным на 3-4 м, подносит его к кинологу, фиксируется, удерживает в зубах до команды “Дай”.

 

Игровой метод.

Кинолог привлекает собаку аппортировочным предметом, вызывая у неё желание схватить его. Затем даёт возможность захватить предмет. Когда собака делает хватку, кинолог не забирает предмет, а продолжает играть с собакой в игру «а ну ка отними». В момент, когда собака активно потянула предмет в свою сторону, кинолог поддаётся ей и сразу начинает отбегать в противоположную сторону, побуждая собаку подбежать к нему с предметом в зубах и предложить возобновить игру. Дальнейшие действия кинолога повторяют данное упражнение до тех пор, пока собака не поймёт, что кинолог не собирается забирать предмет, а наоборот – игра всё время возобновляется. Когда кинолог поддаётся собаке в момент её активного противостояния, собака считает себя победителем и этот процесс ей нравится всё больше и больше. В момент, когда собака спокойно и крепко удерживает предмет, не жуя его, дрессировщик хвалит её, говоря при этом дополнительную команду «Держи!». Таким образом, он даёт понять собаке, что она должна крепко удерживать предмет, не жуя его.

Забирать предмет следует, обменивая его на любимую игрушку собаки, произнося при этом команду «Дай!». Следующие упражнения: собака, удерживая предмет, идет рядом с дрессировщиком; сидя перед дрессировщиком, держит предмет в зубах; подносит предметы, брошенные на землю.

Первоначальный условный рефлекс считается выработанным, если собака активно бежит за предметом, брошенным на 3-4 м, подносит его к дрессировщику, фиксируется и удерживает в зубах до команды “Дай” (см. рис. 25).

Преимуществом игрового метода является то, что собака с большим удовольствием как бежит за брошенным предметом, так и приносит его хозяину для продолжения игры. Он хорошо подходит для собак с преобладающей игровой реакцией. К явным недостаткам этого метода является то, что собака в момент возбуждения, начинает играть с предметом или поджёвывать его. При правильной коррекции этот недостаток полностью исключается.

 

Рисунок 25. Обучение собаки аппортировке посредством игрового метода.

 

Механический метод.

Обучение проводится строго поэтапно и включает в себя 5 фаз:

1 фаза. Собака сидит слева от обучающего в цепочке или нейлоновой удавке (строгом ошейнике) и на коротком поводке. Можно посадить собаку перед собой или поставить её на дрессировочный стол, желательно зафиксировать собаку так, чтобы она не молга сильно сопротивляться дальнейшим действиям кинолога. Поводок - в левой руке кинолога, а в правой — аппортировочный предмет (наиболее удобна в этом плане деревянная палочка). Кинолог подаёт команду «Аппорт» и совершает удушающее воздействие на собаку. После удушающего воздействия собака открывает пасть. После того, как предмет оказывается в пасти, давление поводка тут же прекращается, и собаку интенсивно хвалят, одновременно поглаживая спинку носа и нижнюю челюсть, заставляя собаку удерживать предмет во рту. Подобный контраст показывает собаке: без аппортировочного предмета - удушение, с "апортом" - похвала и приятные ощущения. Удерживать предмет в пасти собака должна до 1 минуты. Потом подается команда "Дай", и предмет забирается. За одно занятие следует повторить воздействие 5-8 раз. Когда собака начнет осознанно удерживать предмет в пасти, следует немного подвигаться с ней на поводке "рядом". Длительность первой фазы в среднем от 3 до 6 дней, но не более одной недели. В конце фазы собака, сидящая рядом с кинологом или перед ним, по команде "Аппорт" берет предмет в пасть и удерживает желаемое время.

2 фаза. Строится на первой и является ее продолжением. Поводок чуть натянут вверх, находится в левой руке обучающего. Правой рукой предмет показывают собаке на расстоянии 10 см на высоте ее глаз. Она должна схватить предмет по команде "Аппорт" самостоятельно.

3 фаза. Обучающий держит собаку за поводок снизу левой рукой, а правой показывает ей предмет в 20 - 30 см от земли. Собака должна немедленно схватить предмет по команде "Аппорт".

4 фаза. Близка по сути к третьей. Поводок провисает свободно. Правой рукой аппортировочный предмет удерживается за один конец, другой уже касается земли. Угол между землей и предметом приблизительно 45 градусов. По команде "Аппорт" собака безотказно берет предмет.

5 фаза. Предмет бросают на землю на расстояние 50 см (не более 1м). По команде "Аппорт" собака берет предмет и подносит кинологу. Закрепив собаку в пятой фазе, прибегают к усложнению навыка - увеличивают дальность броска предмета, обучают собаку преодолению различных препятствий с предметом и т.д. При интенсивных тренировках (2 раза в день) этим методом успех приходит обычно через 2 недели, шлифовка и совершенствование завершаются еще через 1-2. Таким образом, описанный метод обеспечивает владельцу следующие гарантии: 1. Надежная и "чистая" аппортировка. 2. Достижение желаемой цели в кратчайшие сроки. 3. Выполнение навыка при любых условиях. Из недостатков метода можно отметить то, что им может пользоваться только опытный дрессировщик, который чувствует собаку и умеет вовремя возобновлять и прекращать воздействия.

Когда собака научилась аппортировке предмета на ровной поверхности, в схему вводится новый элемент – горка. Собака уже должна быть приучена преодолевать препятствие в обе стороны. Очень важно, чтобы кинолог не допускал того, что собака пытается оббежать препятствие сбоку. Для этого при обучении собаки этому навыку он использует поводок, чтобы вовремя пресечь попытки собаки обойти горку сбоку.

 

7. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТОННЕЛЯ С ПОВОРОТОМ

 

Существует два способа обучения преодоления жесткого туннеля.

Первый способ - очень простой: проводник подводит собаку (без поводка) ко входу сложенного туннеля, кидает игрушку сквозь туннель и одновременно подает команду. Собака легко пробегает внутри и берет игрушку. Если собака решила перехитрить проводника (или она боится) и обойти туннель сбоку, чтобы взять игрушку, то воспользуемся вторым способом.

Во втором способе обучения проводнику необходимо обратиться к помощнику. Проводник подводит собаку на поводке ко входу сложенного туннеля. Собака выполняет команду "Лежать", причем так, чтобы голова оказалась как можно ближе к туннелю. Проводник бросает поводок сквозь туннель и оставляет собаку на помощника. Помощник придерживает собаку за ошейник, не давая ей побежать за проводником. А проводник переходит на другой конец туннеля, берет поводок, наклоняется так низко, чтобы собака видела его с другого конца туннеля и зовет ее: "Ползи - Ко мне". Когда собака проползает через туннель, проводник поощряет ее игрушкой или лакомством. Постепенно помощника и поводок можно убрать.

 

8. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДВИЖНОГО БУМА

 

В начале обучения снимают доску с бочек, ставят её на землю и раскладывают на неё кусочки лакомства. Кинолог подводит на поводке собаку и спокойно предлагает ей пройти по доске, демонстрируя ей кусочки лакомства. Собака двигается по доске, поедая кусочки лакомства. Следует не торопить собаку, тормозя её поводком и дополнительной дачей лакомства с руки. На следующем этапе упражнения кинолог предлагает собаке задержать на доске командой «Стоять!», дачей лакомства и оглаживанием под живот. Когда собака научилась уверенно идти по доске с остановкой по команде «Стоять», препятствие усложняют. Доску ставят на бочки и все эти этапы с самого начала повторяют уже на подвижном буме. Важно доводить собаку до самого конца препятствия, не давая ей спрыгивать с него раньше времени. После того, как собака закончила преодоление препятствия, кинолог подаёт ей команду «Сидеть!». После этого активно поощряет и хвалит собаку.

 

9. ПРЕОДОЛЕНИЕ КАЧЕЛЕЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ЛЕСТНИЦЫ

 

Для того, чтобы собаке было проще научиться преодолевать это сложное препятствие, необходимо разделить обучение на две части: сначала научить собаку преодолевать качели, а затем совместить качели с лестницей. В этом упражнении кинолог так же использует разложенное на препятствии лакомство и придерживает собаку на поводке, чтобы она не торопилась и не пыталась оббежать снаряд сбоку. Кинолог должен быть спокоен, подстраховывать собаку и не паниковать, если собака оступилась и начала падать с препятствия. Важно доводить собаку до самого конца препятствия, не давая ей спрыгивать с него раньше времени. После того, как собака закончила преодоление препятствия, кинолог подаёт ей команду «Сидеть!». После этого активно поощряет и хвалит собаку.

 

10. ВЫСЫЛ ВПЕРЁД ДО ПИЛОНА И НАЛЕВО (НАПРАВО)

С УКЛАДКОЙ НА ТУМБЕ

 

Целью упражнения является приучение собаки двигаться по команде в заданном направлении (вперёд, направо и налево) по команде и жесту до определённых объектов. В поисково-спасательной службе таких объектов три: пилон и 2 тумбы. Изначально собака всегда посылается именно к пилону по команде «Вперёд» или «Пилон», фиксируется там, а затем уже от пилона высылается выборочно к двум тумбам командами «Направо», «Налево». Команды сопровождаются жестами.

Обучение собаки данному упражнению начинается с того, что у неё вырабатывают стремление бежать к пилону. Для этого проводник (или помощник) демонстративно кладёт под пилон лакомство или игрушку. Собака в это время находится на выдержке или придерживается человеком. Затем собаку пускают к пилону по команде и жесту, и как только она достигает цели, её фиксируют командой и далее сразу же поощряют лакомством или игрушкой, которые находятся непосредственно под пилоном. Расстояние до пилона изменяется по мере успешного закрепления навыка.

Как только у собаки выработано стойкое стремление бежать к пилону, вводят дополнительные объекты. Следующим этапом обучения будет приучение собаки бежать от пилона к тумбам. Для этого следует заранее приучить её фиксироваться на тумбе. Для этого также используется поощрение лакомством или игрушкой прямо на тумбе. Перед посылом собаки от пилона к тумбе, следует заранее положить на неё лакомство или игрушку. И затем, с небольшого расстояния, голосом и жестом проводник посылает собаку к тумбе, на которой её уже ждёт поощрение. Поощрить собаку на тумбе может и сам проводник, незаметно подкинув лакомство или игрушку собаке. Но сделать это нужно так, чтобы собака думала, что поощрение исходит именно от тумбы. Расстояние подачи команды также увеличивается пропорционально усвоению навыка.

 

11. ПЕРЕНОС СОБАКИ

 

Спокойному отношению к переносу собаку обучают со щенка. Поднимая его сначала не несколько секунд, затем на более продолжительное время. После этого щенка переносят на некоторое расстояние, которое увеличиваются по мере привыкания щенка к этой манипуляции. Во время приучения щенка к переносу ему дают лакомство и спокойно оглаживают, успокаивая его. Когда щенок начинает спокойно относится к переносу, его берут на руки другие люди, сначала знакомые, а затем незнакомые.

 

12. УПРАЖНЕНИЕ «ВЫДЕРЖКА»

 

Во время выдержки собака должна лежать. Поэтому прежде чем тренировать у собаки выдержку, она должна хорошо освоить укладку и выполнять её до отмены хозяином. Когда собака уже научилась занимать правильное положение по команде «Лежать!», её постепенно приучают к выдержке. В этом упражнение важно не спешить. Сначала кинолог приучает собаку лежать, перемещаясь и вставая то перед ней, то сбоку, то сзади, периодически давая ей лакомство за сохраняемое положение. Затем он переходит к следующему этапу – отходит от неё на шаг и сразу возвращается назад, чтобы поощрить её за неизменное положение. Затем он увеличивает то время, то расстояние, на которое он отходит. Не стоит надолго оставлять собаку без поощрения. Навык лучше закрепится, если возвращаться и поощрять собаку часто.

В конце обучения выдержке можно ввести усложнения: уйти из поля зрения собаки или попросить помощников пройти мимо собаки. Сложность усложнений увеличивается по мере опыт и уровня дрессировки собаки.

 

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕКИЙ СЛОВАРЬ К МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ РАСЧЕТОВ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КИНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫМЧС РОССИИ

 

АВЕРСИВНОЕ (аверзивное) ПОДКРЕПЛЕНИЕ - воздействия приводящие к болевым или неприятным ощущениям у животного. А.п. используется чаще в виде отрицательного подкрепления, когда необходимо исключить или снизить вероятность проявления в будущем нежелательного поведения. При оборонительном способе дрессировки А.п. может выступать в качестве положительного подкрепления, т.е. увеличивать вероятность появления нужного поведения.

ВНИМАНИЕ - процесс и состояние настройки организма на восприятие приоритетной (важной) информации. Различают произвольное (мотивированное, направленное, волевое, осознанное) В. и непроизвольное - ориентировочный рефлекс, возникающий при воздействии неожиданных и незнакомых раздражителей. В. обеспечивает более эффективное восприятие информации. Ведущую роль в организации В. играет мотивационное состояние организма, т.к. приоритетность информации оценивается организмом с точки зрения наличной (доминирующей) мотивации.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ - интервал с момента предъявления какого-либо раздражителя до начала ответной реакции. Замечено, что В.р. зависит от модальности (качества) раздражителя. Самое короткое В.р. получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное - на световые и самое длинное - на обонятельные, вкусовые и температурные. В.р. еще более зависит от сложности решаемой задачи.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, сформированное в процессе обучения, упражнения и тренировки. При обучении у животного создается модель, содержащая знание о двигательной задаче, средствах и способах ее решения. В процессе упражнения на основе предварительного образа движения устанавливается ведущий уровень координационной структуры: определяется и уточняется двигательный состав действий и необходимых коррекций. По мере упражнения растет автоматизация Д.н. Во время тренировки наступает стабилизация Д.н., вырабатывается его устойчивость к внешним и внутренним свивающим факторам.

АВТОМАТИЗАЦИЯ (ДЕЗАВТОМАТИЗАЦИЯ) НАВЫКА - утрата автоматизированное™ навыка (временная или постоянная). Причинами Д.н. могут быть: чрезмерное сбивающее влияние внешних раздражителей; слишком большие произвольно допущенные вариации в движении; большие перерывы в применении навыка: физиологическое состояние организма.

ДЕПРИВАЦИЯ - лишение животного чего-либо на более или менее длительный срок. Различают следующие виды Д.: пищевую, питьевую, сенсорную, социальную и т.д. Д. является одним из основных и важных механизмов формирования поведения, участвуя в создании потребности и мотивации животных и оказывая влияние на значимость подкрепления. На начальных стадиях Д. наблюдается прямая положительная зависимость величины Д., потребности, выраженности мотивированного поведения и значимости подкрепления, однако, при дальнейшем увеличении длительности Д. (достижения избыточной Д.), наблюдаются нарушение зависимости, парадоксальные или осложненные реакции животного. Так, например, если водная Д. превышает 20 ч, то объем выпитой воды при дальнейшей Д. не возрастает и даже может уменьшиться. Пищевая потребность и выраженность мотивированного поведения у крыс увеличиваются и достигают максимума к 5 дню Д.; а затем падают вплоть до наступления смерти. Особенное значение все виды Д. имеют в ранний период жизни животных, в результате их действия могут наступать некомпенсируемые в более поздние периоды развития изменения экстерьера, психики и способности к научению.

ДИФФЕРЕНЦИРОВКА - различение раздражителей (сигналов, стимулов, команд). Собаки способны к довольно высокой степени Д., например, они могут отмечать различия в 1/8 тона звуковых раздражителей, соотношение полуосей эллипса 8:9 для зрительных раздражителей и различать по запаху однояйцевых близнецов. Способность к Д. тренируется. Посторонние раздражители, вызывающие возбуждение собаки, могут нарушить выработанную Д..

ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ - вид внутреннего торможения, развивающегося в ЦНС при действии постоянно подкрепляемого и неподкрепляемого сходных раздражителей. Д.т. лежит в основе специализации условного рефлекса и дифференциации биологически важных раздражителей. Д.т. развивается как торможение ответной реакции на сходные с условным стимулом раздражители. Для выработки Д.т. необходимо применение-противопоставление подкрепляемого раздражителя с неподкрепляемым. Подкрепление только одного условного раздражителя, без предъявления дифференцировочного, не отменяет состояние генерализации и не обеспечивает дифференцировки. Для становления выработки Д.т. необходим определенный период времени, длительность которого определяется, с одной стороны динамичностью НС, с другой, степенью сходства раздражителей.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - один из видов памяти, отличительными особенностями которого являются практически неограниченное время хранения информации. Основной механизм ввода и консолидации информации в Д.п. - повторение.

ЗАПАХ - ощущение, возникающие при воздействии пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости.

ЗАПОМИНАНИЕ - процесс усвоения какой-либо информации или действия, обеспечивающий возможность их воспроизведения. Различают непроизвольное 3., характеризующее латентное научение, и произвольное 3., являющееся специальным действием. 3. обеспечивает процесс научения. Скорость и эффективность 3. определяются выраженностью соответствующей мотивации, возрастом, индивидуальными особенностями и характером задачи. 3. происходит легче, если информация необходима для решения жизненно важной задачи, или адресована большому количеству анализаторов. Особое значение для 3. играет повторение.

ЗНАЧИМОСТЬ СТИМУЛА (сигнала, раздражителя, команды) - в дрессировке значение команды, определяющее воспроизведение навыка. До некоторой степени З.с. определяется его силой, например, чем громче команда, тем быстрее собака подчиняется. Однако такая зависимость имеет определенные пределы. В основном З.с. определяется биологической значимостью (важностью для животного) последующего подкрепления. Так, сила раздражителя, предваряющего болевое воздействие, может, будучи минимальной, вызывать соответствующую реакцию. Отчасти З.с. зависит и от степени упрочнения навыка.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (условный рефлекс второго типа, оперантный рефлекс) - вид ассоциативной формы научения, основанный на активной целенаправленной деятельности животного. В отличие от классического условного рефлекса И.у.р. состоит не в воспроизведении безусловной реакции, а в формировании такого действия, которое позволит достичь или избежать последующего подкрепления. При этом подкреплением является достижение биологически полезного результата. Если при классическом условном рефлексе подкрепление наступает независимо от того, произойдет реакция животного или нет, то в случае И.у. р. вероятность подкрепления определяется, прежде всего, активностью животного. Подкрепление усиливает выраженность или увеличивает вероятность реакции в будущем.

КОНКУРЕНЦИЯ МОТИВАЦИЙ - взаимодействие нервных процессов, вызванных альтернативными потребностями, в результате которого в данный момент осуществляется только одна форма поведения. Считается, что в результате К.м. направленность поведения определяет доминирующая мотивация; только после удовлетворения потребности, лежащей в ее основе, животное может переходить к другому виду деятельности. К.м. является составной частью процесса принятия решения и построения программы поведения, результат ее зависит от многих условий, в том числе выраженности потребностей, опыта, эмоциональной значимости результатов, вероятности их достижения и др. К.м. имеет большое значение в дрессировке - если заинтересованность в подкреплении, используемом дрессировщиком, невелико, животное будет отвлекаться на посторонние раздражители или стремиться воспроизвести поведение, связанное с другой мотивацией.

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД (время реакции) - пауза между подачей стимула (команды) и появлением видимой ответной реакции. Наличие Л.п. обусловлено особенностями проведения импульсов по нервным путям, аналитико-синтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л.п. зависит от модальности, интенсивности и других особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждений, от функционального состояния нервной системы и индивидуально-типологических ее особенностей. Отмечено, что чем сильнее (но до некоторой степени) стимул, тем короче Л.п. Он также уменьшается по мере отработки реакции и зависит от породных особенностей нервной системы. Так у флегматичных собак она выше, например, у ньюфаундлендов, что следует учитывать в дрессировочном процессе.

МЕТОД ДРЕССИРОВКИ - совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животного. В отличие от методики, способа и приема дрессировки М.д. определяет общий подход к процессу модификации поведения и имеет в своей основе соответствующую форму научения. Например, оперантный М.д. основывается на оперантном научении и образовании инструментальных условных рефлексов; условно-рефлекторный М.д. имеет базой классическую условно-рефлекторную форму научения. Кроме описанных, в формировании поведения животных могут быть использованы и другие М.д.: импринтинг, привыкание, доминанта, подражание, а также формы научения, относящиеся к когнитивным процессам. Конкретный М.д. предполагает воспроизведение закономерностей и условий соответствующей формы научения.

НАВЫК - действие, сформированное на основе рефлекторного акта путем повторения (тренировки), характеризующееся высокой воспроизводимостью и освоением, а также незначительным контролем со стороны высших нервных центров. Различают Н. перцептивные -автоматизированное восприятие характеристик часто встречаемых объектов; интеллектуальные - автоматизированный способ решения задач; двигательные Н. автоматизированные двигательные акты, осуществляемые в стереотипных условиях. В процессе своего становления двигательный Н. проходит несколько этапов: этап контроля действия высшими отделами центральной нервной системы; этап автоматизации навыка; этап высокоавтоматизированного навыка; не всегда проявляющийся этап деавтоматизации навыка и этап вторичной автоматизации Н.

НЕГАТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ (привыкание) - форма научения, которая заключается в устойчивом ослаблении реакции на раздражитель вследствие его многократного предъявления, не сопровождавшегося подкреплением. Н.н. является простейшей формой научения, которая служит для развития более сложных форм. Н.н. не является результатом утомления или адаптации, это научение не реагировать, подавлять реакцию, которая оказывается незначимой. Выраженность привыкания зависит от специфичности (в том числе биологической значимости) стимула, частоты его предъявления, силы раздражения и общего состояния организма. Наиболее характерным примером Н.н. является угашение ориентировочного рефлекса. Как считают, ориентировочный рефлекс возникает не на сам раздражитель, а в результате сличения его с образами предшествующих раздражителей, хранящихся в памяти. Если наличный раздражитель совпадает со следом, реакция не возникает и, наоборот: чем сильнее несоответствие, тем выраженней реакция. В процессе привыкания создается и конкретизируется новый образ раздражителя - "нервная модель стимула", и при последующем его предъявлении ориентировочная реакция слабеет, по мере уточнения характеристик раздражителя. Таким образом, в Н.н. выделяются два процесса: повышение чувствительности к данному стимулу, облегчающее его узнавание и торможение возможный реакций

НОВИЗНА - несоответствие между воспринимаемым раздражителем (ситуацией, обстановкой) и ожидаемым, образ которого сложился на основе прошлого опыта. Наличие той или иной степени Н. вызывает ориентировочный рефлекс, сопровождающийся так называемой "стоп-реакцией", исследовательское поведение различной степени выраженности, оборонительную реакцию, характеризующуюся стремлением выйти из сферы действия нового раздражителя или пассивную реакцию (замирание). Появление раздражителей, отличающихся Н., может приводить к ухудшению эффективности дрессировочного процесса или воспроизведению уже освоенных навыков. Степень Н. раздражителя обратно пропорциональная следующим факторам: частоте появления похожих раздражителей, степени давности (времени прошедшем между появлениями похожих раздражителей), степени сходства раздражителей. Различают Н. абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Животные предпочитают раздражители умеренной степени Н. и избегают раздражители с большой степенью Н. Одной из задач воспитательного процесса является ознакомление собаки как можно с большим сортиментом раздражителей.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР - специфический орган, обеспечивающий обоняние. О.а. состоит из периферического отдела, представленного рецепторными клетками, находящимися в слизистой оболочке верхнего носового хода. Количество обонятельных клеток у собаки составляет 125 млн. Проводниковый отдел О.а. соединяет рецепторные клетки и обонятельную луковицу головного мозга, а также обонятельные центры коры головного мозга. Пахучие вещества, действуют на рецепторы в газообразном состоянии или в смеси с пылью и паром. При спокойном дыхании вдыхаемый и выдыхаемый воздух не достигает обонятельной области. В результате принюхивания образуются воздушные вихри, достигающие вершин верхних дыхательных путей. Чувствительность обонятельных клеток при оптимальной влажности (60%С и температуре (+20С) максимальна. Собака ощущает присутствие одной молекулы вещества в 1 л воздуха. Эффект обоняния зависит от концентрации пахучего вещества, скорости протекания его с воздухом над обонятельной поверхностью, длительности действия запахового раздражителя, активности нервной системы. И.П. Павловым установлено, что самые сильные условные рефлексы у собак образуются на запахи.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС - специфическая реакция животных, направленная на получение дополнительной информации путем создания условий для лучшего восприятия раздражителей. Это выражается в общем прекращении текущей деятельности (стоп-реакция), ориентации анализаторов на источник раздражений, активации центральной нервной системы. О.р. вызывается новизной раздражителя, изменением знакомого раздражителя, усложнением его, неожиданностью предъявления или несовпадением ожидаемого и предъявляемого стимулов. По мере повторения раздражителя, если он не сопровождается биологически значимым подкреплением, выраженность О.р. ослабляется и он исчезает, происходит привыкание. Если же раздражитель сопровождается значимыми последствиями, О.р. заменяется соответствующей реакцией.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ (наказание, тормозное подкрепление) - 1) факт отсутствия результата, несоответствие реального и предполагаемого результатов или получение результата, имеющего неприятное, болевое, разрушающее значение для животного, как итог некоторой деятельности, приводящий к снижению выраженности или вероятности или отмене этой деятельности; 2) неприятное или болевое воздействие (оборонительное подкрепление) предотвращая которое животное осваивает новую двигательную реакцию; 3) все то, что избегает животное. Основываясь на потребности в самосохранении, имеющей ведущее значение в жизни животного, О.п. несет высокую значимость и оказывает большое влияние на формирование поведения. Однако, несмотря на эффективность, негативная эмоциональная реакция, сопровождающая применение О.п., замедляет дрессировочный процесс в целом, делая его неприятным эмоционально для животного.

ОТВЛЕКАЮЩИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ - любые раздражители и явления среды вызывающие ориентировочную реакцию или интерес собаки. Отвлекая внимание собаки, О.р. мешают дрессировочному процессу. В связи с этим первый этап отработки навыка - этап образования условно-рефлекторной реакции, должен проходит в уединенном, привычном для собаки месте. И лишь по мере отработки навыка меняют места занятий, вводят О.р., подавляя реакцию животного на них с помощью отрицательного подкрепления.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (долгосрочная) - форма памяти, обеспечивающая продолжительное (от часов до годов и десятилетий) сохранение информации и навыков. П.д. формируется чаще путем многократного повторения при посредстве кратковременной памяти. Основу П.д. составляет обмен нуклеиновых кислот и белков и, вероятно, П.д. связана с активацией генетического аппарата нейрона, что приводит к изменению мембран нейронов и межнейронных связей. Функционально П.д. делят на вторичную память, основанную на создании ассоциаций между явлениями, обеспечивающую сохранение информации минуты и годы, и третичную память, заключающуюся в сохранении навыков постоянно необходимых в жизнеобеспечении организма. Информация вторичной памяти может забываться при длительном неиспользовании, информация третичной памяти, практически не забывается. И.С. Бериташвили выделил в рамках П.д. образную, условно-рефлекторную, эмоциональную, а у человека - словесно-логическую память. В П.д. фиксируются события, значимые для организма или имеющие высокую вероятность повторения.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ - 1) в физиологии высшей нервной деятельности по И.П. Павлову -безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию. В процессе сочетания индифферентного (условного) раздражителя и П. образуются условные рефлексы 1 типа; 2) в оперантном научении - достижение биологически полезного результата как удовлетворение наличной мотивации; 3) в дрессировке - какое-либо воздействие на животное, изменяющее вероятность воспроизведения предшествующего воздействию поведения. Различают положительное П., как воздействие вызывающее положительную реакцию (удовлетворение витальных потребностей, потребностей вызванных различными депривациями и т.д.); отрицательное П., то есть воздействие, приводящее к эмоционально негативным реакциям (болевые - аверсивные, неприятные физические воздействия, неудовлетворение потребности, то есть отсутствие положительного подкрепления). Как правило, животные стараются максимизировать вероятность положительного П. и минимизировать вероятность отрицательного П. Выделяют условное П., которое может быть как положительным, так и отрицательным, образующееся по типу классических условных рефлексов. Значимость П. заключается в биологической его значимости для животного, величины удовлетворения мотивации, собственной величине и вероятности его наступления.

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ - вещество, явление, воздействие на животное, увеличивающее вероятность появления или усиления связанной с ним реакцией. В роли П.п. может выступать соответствие достигнутого результата акцептору результатов действия, удовлетворение жизненно важных потребностей организма (в пище, воде, социальном контакте и т.д.), осуществлении генетически предопределенных форм поведения (потребность в игре), восстановление недостатка в чем-либо достигнутого депривацией (например, физические движения после вынужденной гиподинамии), новизна раздражителя или ситуации, эмоционально положительно окрашенное событие, возможность осуществления какой-либо реакции и любое событие к которому стремится животное. П.п. может быть условным ("ХОРОШО!") или вторичным. Для индивидуального животного разные формы П.п. могут иметь различную значимость, что необходимо выяснить опытным путем, но не ограничиваться одной формой.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - способность организма к эффектному выполнению заданной деятельности в течение определенного времени. Р. зависит от внешних условий, а также психических и физиологических особенностей организма. С точки зрения эффективности выполнения деятельности выделяют оптимальную, максимальную и сниженную Р. Для выполнения какой-либо работы характерны стадии врабатывания, оптимальной Р., компенсируемое и некомпенсируемое утомление. Эффективность Р. во многом зависит от тренированности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - освоение животным социальной информации и опыта. Явление С. играет важную роль в регуляции социального поведения - взаимоотношения и взаимодействия животных. Посредством С. сохраняются и передаются из поколения в поколение знание и опыт не кодируемые генетически. Как правило, С. осуществляется путем импринтинга и подражания во время взросления животного.

СПОСОБ ДРЕССИРОВКИ - манипуляции, воздействия на животное, которые приводят к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз. Хотя по словам К.Прайор, "способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков способных их придумать", наиболее распространенными являются способы наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения, альтернативного поведения, игрового поведения, имитационный, оборонительного и агрессивно-оборонительного поведения. Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используются несколько способов. Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. И очень часто "быстрые" способы не являются самыми лучшими

СПОСОБ НАВЕДЕНИЯ, который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В.Л. Дуров называл этот способ "жестикуляцией" и понимал под этим "комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение". К этому способу относится и способ "мишени", описанный К. Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. Мы часто инстинктивно используем этот способ - похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним - мы пользуемся способом наведения.

СПОСОБ ОТБОРА ПОВЕДЕНИЯ, когда при естественном поведении животного положительно подкр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: