ТЕМА 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.




Занятие 3.

ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ВПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Понятие, виды и формы государственного и муниципального контроля (надзора). Применение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора).

2. Полномочия органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, осуществляющих государственный контроль (надзор). Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.

3. Профилактика правонарушений в сфере экономических отношений и предпринимательской деятельности.

4. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

5. Организация и проведение проверок. Единый реестр проверок. Ограничения при проведении проверки. Оформление результатов проверки. Плановые и внеплановые проверки. Камеральные и выездные проверки.

6. Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Права, обязанности и ответственность должностных лиц и органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением закона.

7. Режим постоянного государственного контроля (надзора). Плановые (рейдовые) осмотры. Контрольная закупка.

8. Понятие, принципы и меры защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

Рефераты:

1. Соотношение государственного (муниципального) контроля и государственного (муниципального) надзора.

2. Приоритеты реформы контрольной и надзорной деятельности в РФ на период до 2024 года.

3. Правовой механизм "регуляторной гильотины".

4. Проблемы внедрения системы комплексной профилактики нарушения обязательных требований.

5. Сравнительная характеристика применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) в зарубежных странах и России.

6. Сравнительная характеристика систем оценки результативности и эффективности при организации и осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) в зарубежных странах и России.

 

Практические ситуации к занятию 3:

 

Практическая ситуация №1.

 

В торговой точке ООО «Вымпел» находилась на реализации населению алкогольная продукция, на которой отсутствовали специальные марки, за что заместитель руководителя налоговой инспекции своим постановлением наложил на директора ООО «Вымпел» Сидорову Г.А. административный штраф.

Сидорова Г.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления, которым на нее наложен штраф, указав, что: 1) осуществляла реализацию указанной продукции не лично, а через физических лиц, работавших у нее по трудовому договору, поэтому к административной ответственности нужно привлекать не ее, а продавца, работавшего в торговой точке в день проверки, 2) протокол составлен с нарушением установленного законом порядка, так как отсутствовали понятые при досмотре и изъятии документов, 3) заместитель руководителя налоговой инспекции не уполномочен привлекать предпринимателей к административной ответственности.

Какое решение должен вынести арбитражный суд?

Практическая ситуация №2.

 

ООО «Альбина» обратилось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на нарушение антимонопольного законодательства, допущенное ООО «Альфа». По результатам рассмотрения обращения территориальное УФАС установило, что ООО «Альфа» при осуществлении торговой деятельности в ряде магазинов своей сети систематически реализует табачную продукцию с нарушением ограничений, установленных п. 2 ч. 7 ст. 19 ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а именно, с нарушением установленного данным Законом ограничения на розничную продажу табачной продукции в пределах расстояния 100 метров от территорий учебных учреждений.

В связи с этим УФАС усмотрело в действиях ООО «Альфа» признаки ведения недобросовестной конкуренции и на основании положений ст.ст. 14.8, 39.1 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение, в котором указало ООО «Альфа» о необходимости прекращения вышеуказанных действий.

Не согласившись с выданным предупреждением, общество ООО «Альфа» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать данный ненормативный правовой акт недействительным. Арбитражные суды, рассматривавшие дело в первой, апелляционной и кассационной инстанции в удовлетворении требования отказали. ООО «Альфа» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, в которой просило отменить судебные акты, принятые арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что, что оспариваемые решение суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 291.11 АПК РФ как принятые с существенным нарушением норм материального права, а требования ООО «Альфа» - подлежат удовлетворению.

Какие нормы материального права неверно применили арбитражные суды?

Почему Верховный Суд РФ выданное УФАС предупреждение незаконным?

Составьте мотивировочную часть определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

 

Задания к занятию 3 :

Задание 1.

Составить глоссарий терминов по теме (не менее 10): государственный контроль, государственный надзор, муниципальный контроль, мероприятие по контролю, индикатор риска нарушения обязательных требований, риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора), осмотр, обследование, плановая проверка, внеплановая проверка, выездная проверка и др.

 

Задание 2.

Заполните таблицу:

 

Наименование органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, осуществляющих государственный контроль (надзор) Предмет контрольной (надзорной) деятельности Нормативные и ненормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий Сроки проведения и обжалования результатов контрольных (надзорных) мероприятий Документы, которые могут быть запрошены проверяющим органом в рамках контрольных (надзорных) мероприятий
         

 

Рекомендуемые для подготовки нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // Собрание законодательства РФ. 2014. № 48. Ст. 6658.

6. Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1. (Часть I). Ст. 27.

7. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 (ред. от 21.11.2018) "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" // Собрание законодательства РФ. 2015. № 19. Ст. 2825.

8. Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 "Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)" // Собрание законодательства РФ. 2018. № 49 (ч. VI). Ст. 7603.

9. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 21.03.2019) "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2016. № 35. Ст. 5326.

10. Постановление Правительства РФ от 24.03.2017 № 331 "О ведении перечня видов федерального государственного контроля (надзора) и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на их осуществление" // Собрание законодательства РФ. 2017. № 14. Ст. 2068.

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 23.05.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2159.

12. Перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых будут реализованы мероприятия приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности", утв. протоколом заседания проектного комитета от 24.04.2018 № 3 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

13. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма "регуляторной гильотины", видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм "регуляторной гильотины", утв. Правительством РФ 04.07.2019. URL: https://static.government.ru (дата обращения 05.09.2019).

14. План-график поэтапного размещения в Едином реестре проверок информации о проверках по видам контроля (надзора), не подпадающим под действие норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", за исключением тех из них, которые связаны с обеспечением обороны страны, национальной безопасности Российской Федерации и защитой от терроризма, и о видах контрольно-надзорных мероприятий (помимо проверок), которые создают юридически значимые последствия для подконтрольных субъектов // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

15. Паспорт федерального проекта "Цифровое государственное управление", утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9. URL: https://digital.gov.ru (дата обращения 05.09.2019).

16. Паспорт приоритетного проекта "Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов", утв. протоколом заседания проектного комитета от 24.04.2018 № 3 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

17. Паспорт приоритетного проекта "Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности, утв. протоколом заседания проектного комитета от 24.04.2018 № 3 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

18. Паспорт приоритетного проекта "Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности", утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Библиография:

 

Учебники и учебные пособия:

 

1. Ефимова, О.В. Предпринимательское право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. В. Ефимова. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 318 с.

2. Иванова, Е.В. Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата / Е. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 272 с.

3. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 992 с.

4. Предпринимательское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. И. Косякова [и др.]; под ред. Н. И. Косяковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:: Изд-во Юрайт, 2019. — 447 с.

5. Предпринимательское право. Правовое регулирование отраслей реального сектора: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Ф. Ручкина [и др.]; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 255 с.

6. Шашкова, А.В.Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата / А. В. Шашкова. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 247 с.

7. Официальный сайт Реформы контрольно-надзорной деятельности. URL: https://knd.ac.gov.ru/ (дата обращения 05.09.2019).

 

Дополнительная литература:

 

1. Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора: сборник научных статей / Р.Ю. Батршин, Н.И. Бурмакина, Н.Д. Бут и др.; отв. за выпуск А.И. Стахов. М.: РГУП, 2018. 164 с.

2. Алистархов В. Практика ведения споров с надзорными органами // Жилищное право. 2018. N 11. С. 69 - 80; Административное право. 2019. N 1. С. 13 - 20.

3. Браташова Ю.А. Проблемы совершенствования системы государственного контроля в современных условиях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 11. С. 28 - 34.

4. Зырянов С.М., Калмыкова А.В. О правовой природе проверочных листов, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора) // Административное право и процесс. 2019. N 4. С. 22 - 27.

5. Кирьянов А.Ю. К вопросу о соотношении понятий "государственный контроль" и "негосударственный контроль" // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 11. С. 7 - 11.

6. Коваленко Е.Н. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Законность. 2019. N 4. С. 20 - 22.

7. Кнутов А.В., Чаплинский А.В. Рейдовые осмотры и обследования как форма осуществления государственного и муниципального контроля // Российский юридический журнал. 2019. N 1. С. 110 - 123.

8. Кудрин А.С. К вопросу об эффективности деятельности государственных органов по защите трудовых прав и свобод // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. N 2. С. 46 - 49.

9. Кукуев С.Ю. Государственный контроль за организациями, осуществляющими деятельность по возврату просроченных задолженностей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 4. С. 30 - 36.

10. Мирошниченко М.Н. Реализация прокурорами полномочий по обращению в арбитражные суды с исками и заявлениями в связи с нарушениями земельного законодательства // Законность. 2019. N 7. С. 23 - 27.

11. Михеева И.В. Принципы правового регулирования разрешительных процедур как основа эффективного государственного управления // Российский юридический журнал. 2019. N 2. С. 8 - 14.

12. Молчанов П.В. Профилактика правонарушений в области дорожного движения // Административное право и процесс. 2019. N 5. С. 63 - 68.

13. Мурзакова Р.Ф., Миннигулова Д.Б. Юрисдикция Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": анализ судебной практики // Администратор суда. 2019. N 1. С. 18 - 23.

14. Осинцев Д.В., Домченко А.С. Некоторые итоги нового этапа административной реформы: выводы и вопросы // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 1. С. 6 - 10.

15. Саидов З.А. Административно-правовое обеспечение экономического правопорядка // Российская юстиция. 2019. N 6. С. 2 - 5.

16. Самойлова Т.Ю. Судебная практика применения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (по делам, рассмотренным с 2016 по 2018 год) // Информационно-аналитический журнал "Арбитражные споры". 2019. N 3. С. 29 - 40.

17. Степкин С.П. Проблемы злоупотребления правом при реализации права граждан на обращения // Российский юридический журнал. 2019. N 1. С. 54 - 59.

Занятие 4.

ТЕМА 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.

 

 

  1. Понятие и источники правового регулирования конкуренции на товарных рынках. Понятие, функции и полномочия антимонопольного органа.
  2. Порядок проведения и этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке. Доминирующее положение на товарном рынке. Группа лиц. Аффилированные лица.
  3. Понятие и формы монополистической деятельности. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.
  4. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. Запрет на недобросовестную конкуренцию.
  5. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов.
  6. Антимонопольные требования к торгам. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Особенности отбора финансовых организаций.
  7. Антимонопольные требования при предоставлении и использовании государственной или муниципальной помощи.
  8. Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией.
  9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  10. Правовое положение субъектов естественных монополий.

 

Рефераты:

 

  1. Понятие конкуренции как экономической и правовой категории.
  2. Виды конкуренции – совершенная, монополистическая конкуренция, олигополия.
  3. История правового регулирования конкурентных отношений в России и за рубежом.
  4. Экономическое и правовое содержание понятия «естественная монополия».
  5. Взаимосвязь антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях

 

Практические ситуации к занятию 4:

 

Практическая ситуация №1.

 

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство ООО «Росгосстрах-Аккорд» о приобретении 76,9% акций уставного капитала АО «АСК «Социнвест») и отказала в его удовлетворении.

ООО «Росгосстрах-Аккорд» (приобретатель) совместно со страховыми организациями: АО СК «Аккорд», АО «Росгосстрах», составляющим с ним группу лиц, до совершения сделки занимали доминирующее положение на рынке имущественного страхования (36,4%) и страхования ответственности (53%). Совокупная доля указанной группы лиц страховых организаций в предоставлении услуг в регионе по добровольному страхованию составляла 20,8%, а в целом по рынку страховых услуг – 20,7%. АО «АСК «Социнвест» (эмитент) до совершения сделки занимал доминирующее положение на рынке страхования жизни (44,6%). Доля АО «АСК «Социнвест» в предоставлении услуг в целом по рынку страховых услуг в регионе составляла 13,3%. ФАС посчитала, что в результате рассматриваемой сделки страховые организации: ООО «Росгосстрах-Аккорд», АО «Росгосстрах», АО СК «Аккорд» и АО «АСК «Социнвест» составят группу лиц, совокупная доля страховых премий которой в предоставлении услуг в регионе по страхованию ответственности составит 54,9%, по страхованию жизни – 51,3%, по имущественному страхованию – 38,1%, а в целом по региональному рынку страховых услуг их совокупная доля составит 34%. При этом усиление доминирования по трем отраслям рынка страховых услуг в результате рассматриваемой сделки составит: по страхованию жизни – 6,7%, по страхованию ответственности ‑ 1,9%, по имущественному страхованию – 1,7%. Усиление доминирования по рынку страховых услуг в целом и по рынку добровольного страхования составит 13,3% и 13,4% соответственно. ООО «Росгосстрах-Аккорд» обжаловало отказ антимонопольного органа в арбитражном суде.

Какое решение должен принять арбитражный суд? Ответ обоснуйте.

Практическая ситуация № 2.

Городское собрание депутатов утвердило Положение о сборе за право торговли, в соответствии с которым была установлена общая ставка ежегодного сбора за право торговли товарами (продовольственными, хозяйственными, вино-водочными).

Территориальное УФАС возбудило дело по признакам нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». По мнению антимонопольного органа, нарушение выразилось в принятии акта органом местного самоуправления, который создал дискриминационные условия для одних хозяйствующих субъектов и благоприятные для других. Комиссия УФАС приняла решение выдать предписание органу местного самоуправления о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Орган местного самоуправления обжаловал решение и предписание УФАС в арбитражный суд.

Законно ли предписание антимонопольного орган? Обязан ли орган местного самоуправления исполнять предписание антимонопольного органа? Какое решение должен принять арбитражный суд?

 

Практическая ситуация № 3.

Административный орган обратился в антимонопольный орган с заявлением о нарушении главным управлением лесами субъекта РФ антимонопольного законодательства, выразившемся в наделении бюджетного учреждения функциями органа исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Антимонопольный орган отказал в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, посчитав, что в действиях главного управления лесами субъекта РФ отсутствуют признаки нарушения положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Не согласившись с решением антимонопольного органа, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано. При этом суды исходили из того, что положениями ч. 2.1 ст. 96 и ч. 2 ст. 97 Лесного кодекса РФ предусмотрены исключения из установленного ч. 3 ст. 15 Закона № 135-ФЗ запрета на наделение государственного учреждения, в том числе бюджетного, правом осуществления государственных функций.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ отменила названные судебные акты и удовлетворила заявление административного органа. Она указала, что выводы судов об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по обращению административного органа являются ошибочными, не соответствующими положениям пп. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Закона № 135-ФЗ.

Обоснуйте определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ со ссылками на действующее законодательство.

 

Задания к занятию 4 :

Задание 1.

Составить глоссарий терминов по теме (не менее 10): конкуренция, антимонопольный контроль, доминирующее положение, группа лиц, аффилированные лица, экономическая концентрация, естественная монополия, картель, недобросовестная конкуренция, монополистическая деятельность, государственные преференции и др.

Задание 2.

Приведите примеры товарных рынков, на которых существует конкуренция в соответствии с определением «конкуренции» на основе Федерального закона «О защите конкуренции». Приведите примеры товарных рынков, на которых конкуренция, исходя из данного определения, отсутствует.

Задание 3.

Проанализируйте положения части 2 статьи 3 Федерального закона «О защите конкуренции». На какие отношения, возникшие за пределами территории Российской Федерации, распространяется указанный Закон?

Рассмотрите сферу применения Федерального закона «О защите конкуренции» во взаимосвязи с общими положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Возможно ли применение мер административной ответственности к нерезидентам, заключившим сделки за пределами территории Российской Федерации в нарушении требований Закона о конкуренции?

Задание 4.

Обоснуйте ответы на вопросы:

1) В каком случае являются конкурентами два хозяйствующих субъекта, если первый из них владеет сетью бензоколонок и реализует в розницу бензин или дизельное топливо, а второй арендует оптовые базы для хранения жидких углеводородов и продает оптом такую продукцию?

2) Приведите пример конкуренции продавцов взаимозаменяемых товаров;

3) Приведите известные вам примеры хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарном рынке;

4) Российская коммерческая организация не осуществляет предпринимательской деятельности. Позволяет ли антимонопольному органу эта информация не признавать такую коммерческую организацию хозяйствующим субъектом в понимании Федерального закона «О защите конкуренции»?

5) Следует ли из антимонопольного законодательства, что между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, не может быть конкуренции?

6) Является ли аффилированным лицом юридического лица физическое лицо – член коллегиального исполнительного органа иного юридического лица, с которым первое юридическое лицо входит в одну финансово-промышленную группу?

7) Являются ли аффилированными лицами физическое и юридическое лицо, если супруг физического лица является единоличным исполнительным органом юридического лица?

 

Задание 4.

Изучите Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15 (ред. от 14.01.2019) "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" на предмет распределения полномочий между ФАС России и ее территориальными органами, обратив особенное внимание на распределение полномочий по рассмотрению ходатайств и уведомлений, дел о нарушении антимонопольного законодательства. Ответ представьте в виде схемы разграничения полномочий.

Рекомендуемые для подготовки нормативно-правовые акты:

 

1. Конвенция по охране промышленной собственности. Париж, 20 марта 1883 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 1996. - № 2.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (г. Астана) от 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения 05.09.2019).

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.05.2018 № 68 "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий воздействия специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры на конкуренцию на соответствующем товарном рынке Евразийского экономического союза" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://www.eaeunion.org/ (дата обращения 05.09.2019).

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24.12.2013 № 58 "О передаче Евразийской экономической комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://www.eaeunion.org/ (дата обращения 05.09.2019).

5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 № 98 (ред. от 14.06.2018) "О Порядке проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках"// Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://www.eaeunion.org/ (дата обращения 05.09.2019).

6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 № 97(ред. от 14.06.2018) "О Порядке рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://www.eaeunion.org/ (дата обращения 05.09.2019).

7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2012 № 99 (ред. от 14.06.2018) "О Порядке рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках"// Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://www.eaeunion.org/ (дата обращения 05.09.2019).

8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 № 7 (ред. от 21.12.2016) "О Методике оценки состояния конкуренции" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://www.eaeunion.org/ (дата обращения 05.09.2019).

9. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.12.2012 № 118 (ред. от 18.10.2016) "О Методике расчета и порядке наложения штрафов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках" // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://www.eaeunion.org/ (дата обращения 05.09.2019).

10. Конституция РФ от 12 декабря 1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

11. Гражданский кодекс РФ. Часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

13. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

14. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3434.

15. Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. 02.02.2006) (подп. «а», «б», «д» ч.2 ст. 21) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 50. – Ст. 4850.

16. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2.

17. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. 26.07.2006) (ст. 4) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1991. - № 16. - Ст. 499.

18. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

19. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" // Собрание законодательства РФ. 2017. № 52 (Часть I). Ст. 8111.

20. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 30.11.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3259.

21. Постановление Правительства РФ от 28.05.2019 № 680 "Об определении случаев, в которых антимонопольным органом не осуществляется размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, подлежащих размещению в соответствии со статьей 32 Федерального закона "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. 2019. № 23. Ст. 2938.

22. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 34.

23. Приказ ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 (ред. от 14.01.2019) "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 № 38653) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.09.2019).

24. Приказ ФАС России от 26.12.2018 № 1865/18 "Об утверждении Положения об Общественном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

25. Приказ ФАС России от 10.11.2015 № 1069/15 (ред. от 11.05.2018) "Об утверждении Положения об информационной политике Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов" (зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2016 № 41430) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.09.2019).

26. Приказ ФАС России от 26.05.2016 № 664/16 (ред. от 14.05.2019) "Об утверждении Положения об общероссийской специализации территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

27. Приказ ФАС России от 24.08.2018 № 1201/18 "Об утверждении Паспорта показателя результативности федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях" // Доступ из СПС КонсультантПлюс.

28. Приказ Минтруда России от 09.10.2018 № 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по конкурентному праву" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 № 52581) // URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения 05.09.2019).

29. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 № 11 (ред. от 25.01.2013) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. № 5.

30. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2008. № 8.

 

Библиография:

 

Учебники и учебные пособия:

 

1. Ефимова, О.В. Предпринимательское право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. В. Ефимова. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 318 с.

2. Иванова, Е.В. Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата / Е. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 272 с.

3. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 992 с.

4. Предпринимательское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. И. Косякова [и др.]; под ред. Н. И. Косяковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:: Изд-во Юрайт, 2019. — 447 с.

5. Предпринимательское право. Правовое регулирование отраслей реального сектора: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Ф. Ручкина [и др.]; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 255 с.

6. Шашкова, А.В.Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата / А. В. Шашкова. — М.: Изд- Юрайт, 2019. — 247 с.

 

Дополнительная литература:

1. Буркова А.Ю. Конкуренция на финансовом рынке // Конкурентное право. 2018. N 4. С. 40 - 42.

2. Давыдов Ю.Г. Основания для распространения действия законодательства о защите конкуренции на сферу интеллектуальных прав (на примере фармацевтической отрасли) // Конкурентное право. 2019. N 1. С. 17 - 20.

3. Ендресяк А.А., Нешина Е.А., Баранов Д.Е., Райхель Е.Д., Кошель Б.И. Создание дискриминационных условий: анализ судебной практики по п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Конкурентное право. 2018. N 2. С. 41 - 45.

4. Конкурентное право: учебник / под общ. ред. М.А. Егоровой, А.Ю. Кинева. М.: Юстицинформ, 2018. 632 с.

5. Кротов К.С. Классификация составов административных правонарушений в сфере защиты конкуренции // Административное право и процесс. 2018. N 9. С. 70 - 74.

6. Лапина М.А., Карпухин Д.В.,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: