Словообразование (дериватология)




 

Словообразование (или деривация < лат. derivatio 'отведе­ние') - это образование нового слова на базе однокоренного слова (или слов) по существующим в языке словообразовательным моде­лям. Словообразование отличается от формообразования: если формообразование связывает формы одного и того же слова (ср. рус. читать - читал: суффикс -л не меняет лексического значения слова), то словообра­зование связывает слова с разными значениями (ср. рус. читать - читатель: суффикс -тель формирует новое значение слова - 'лицо, производящее действие'), поэтому словообразование обращено не только к грамматике, но и к лексике: в словообразовании находят отражение изменения в словарном составе языка.

Корневые и служебные морфемы (за исключением окончания) входят в основу слова, которая представляет собой часть слова без окончания. В зависимости от способности основы члениться на состав­ляющие ее морфемы в языкознании выделяют производную (или мотивированную) основу и непроизводную (или немотивирован­ную). Производная основа представляет собой единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов) ср. рус. пригород, надомник. Непроизводная основа представляет собой единое целое (корень), которое далее со словообразовательной точки зрения расчленено быть не может (ср. рус. дом, город). В связи с этим выделяют еще одно свойство основы - ее членимость или нечленимость.

Та­ким образом, разница между производной и непроизводной осно­вой заключается в следующем: 1) непроизводная основа имеет характер еди­ного, далее не членимого целого, а производная основа делится на части, каждая из которых имеет свое значение; 2) производная основа всегда зависит от непроизводной, с которой она соотносится, как только непроиз­водная основа уходит из языка, производная основа превращается в непроизводную (ср. слово басня имеет непроизводную основу, т.к. глагол баять, от которого оно образовалось, утратился в русском языке); 3) значение непроизводной основы заложено в ней самой, значение произ­водной основы часто складывается из составляющих ее морфем.

При каждой производной (редко непроизводной) основе имеется производящая основа, т.е. основа, от которой она образована, а точ­нее производящая база, т.к. в качестве производящих выступают не только основы, но и слова (ср. пригород), словосочетания (ср. железная дорога – железнодорожный).

В зависимости от того, имеет или нет то или иное слово слово­образовательную мотивированность (т.е. соотнесенность с произ­водящей основой), все слова в языке делятся на производные и непроизводные. Среди производных слов условно можно выделить две большие группы:

слова, значения которых полностью складываются из значе­ний составляющих их частей (ср. рус. лист-ик 'маленький лист', дом-ищ-е 'большой дом', чита-телъ 'человек, который читает');

слова, значения которых не являются простой суммой состав­ляющих их частей (ср. носильщик это не просто лицо, которое но­сит что-либо, а 'человек, профессия которого носить багаж', т.е. это слово имеет добавочные семантические компоненты 'профессия' и 'багаж', которые не входят в значение мотивирующей основы гла­гола носить). Эту часть семантики производного слова, в отличие от слова читатель, нельзя вывести из его частей, ее надо знать. В этом случае говорят о производном слове с фразеологической се­мантикой (это понятие и сам термин ввел М.В. Панов).

Словообразовательная производность - это отношения форма­льно-смысловые, предполагающие формальную или семантичес­кую соотнесенность слова с производящей основой, т.е. необходим хотя бы один общий неграмматический компонент в значении двух слов, имеющих формальную общность. При этом значение произ­водного слова может включать в себя семантику производящей ос­новы полностью (ср. рус. столик < стол, домище < дом) - в этом случае говорят о прямой производности - или частично (ср. кашевар < это человек, который готовит пищу, в том числе и кашу) - в этом случае говорят о переносной производности. Когда произ­водное слово представляет собой метафору (ср. рус. попугайничать 'повторять чужие слова'), возникает метафорическая произво­дность, когда же производное слово являет собой случай метони­мии (ср. кашевар), говорят о метонимической производности.

Основа слова – это база, к которой присоединяются определенные аффиксальные морфемы при словоизменении, формообразовании, словообразовании. Для большинства слов характерна непрерывная основа. У некоторых типов слов (возвратные глаголы, неопределенные местоимения и др) основы расчленены словообразовательными аффиксами и состоят из 2 и более частей, они имеют прерывистую основу.

Основа словоизменения – это часть слова без окончания. Ее имеют только изменяемые слова и не имеют (в русском языке) служебные слова, несклоняемые существительные, прилагательные в форме сравнительной степени, глаголы в форме инфинитива. Для вычленения основы словоизменения достаточно подобрать ряд форм этого же слова и выделить окончание.

Вновь образуемы слова в языке – это слова с производной основой. Каждое производное слово имеет свое производящее слово, т.е. однокоренное, более простое по значению. Производящая основа - ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой. Мотивирующая и мотивируемая основы (слов) составляют словообразовательную пару основ (слов). Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации, составляет словообразовательную цепь. Так, слова хлеб и хлебный, роза и розочка составляют словообразовательные пары, так как первые являются структурной базой для вторых, первые являются мотивирующими основами для вторых (хлебный – относящийся к хлебу; розочка – маленькая роза). Следовательно, слова хлебный и розочка по форме и по смыслу соотносятся со словами хлеб, роза и образуют с ними словообразовательные пары. Слова же хлебец и хлебница, розочка и розовый не составляют словообразовательных пар, не смотря на то, что являются родственными словами и входят в одно словообразовательное гнездо. Отсюда следует, что родственные слова в гнезде располагаются не хаотично, а выстраиваются в определенные пары слов, связанных формально-смысловыми отношениями: производные прямо и непосредственно выводятся по смысл и по форме из непроизводного существительного.

В языках мира существует несколько способов словообразова­ния с различной с тепенью продуктивности:

1) морфологический (наиболее продуктивный способ слово­образования во всех славянских языках): он заключается в созда­нии новых слов путем сочетания морфем по существующим в язы­ке правилам. Он является наиболее дейст­венным средством обогащения словарного состава языка и представляетсобой аффиксацию, сложение и безаффиксный способ словообразования.

Аффиксация - это создание нового слова посредством при­соединения к производящей основе (или слову) тех или иных аф­фиксов. В зависимости от того, какие формо- или словообразова­тельные аффиксы участвуют в образовании слова и как они присое­диняются к производящей основе (слову), в аффиксации выделя­ются: суффиксальный способ словообразования, т.е. образова­ние нового слова или новой формы слова путем присоединения суффикса (ср. рус. молод-ость, силън-ее, сын-ок; франц. blanch-eur, dent-iste); префиксальный, т.е. словообразование путем присоеди­нения префикса (ср. рус. пра-родина, пре­забавный; франц. marche - de-marche); постфиксальный (ср. рус. стричъ-ся, читай-те); смешанно-аффиксальный способ: суффиксально-префиксаль­ный: образование нового слова путем одновременного присоедине­ния к производящей основе или слову суффикса и префикса (ср. рус. па-сын-ок); префиксально-постфиксальный способ (ср. рус. раз-бежать-ся); суффиксально-постфиксальный (ср. рус. горд-и-ть-ся); префиксально-суффиксально-постфиксальный способ (ср. рус. за-блуд-и-ть-ся).

Безаффиксный способ словообразования - это создание но­вого слова на базе производящей основы без участия аффикса, т.е. производящая основа сама становится основой нового слова (ср. рус. удалой -удаль, синий -синь).

Сложение - образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух или более основ (ср. рус. лес-о-степъ). Особенно продуктивен этот способ словообразования был в санск­рите (например, основало- 'корова, бык' была представлена в клас­сическом санскрите в десятках сложных слов, ср. gopäs 'пастух', göpatis 'хозяин стада', gopäläs 'царь, правитель'). Высокая степень продуктивности словосложения наблюдалась и в древнегреческом языке, благодаря чему сложение стало продуктивным способом со­здания европейских интернациональных научных терминов (ср. интернационализмы, пришедшие из греческого языка: horöskopos 'го­роскоп' < höra 'время' и skopeö 'смотрю'; hippodromos 'ипподром' < hippos 'конь' и dromos 'бег, состязание'). Среди европейских язы­ков этот способ словообразования особенно продуктивен в неме­цком языке (ср. Bildhauer «скульптор» и Bildhauerkunst «скульпту­ра»). Словосложение играет важную роль и в языках изолирующего типа, например, в китайском, поскольку корень слова здесь всегда сов­падает со слогом, а аффиксация практически не развита (корень линь имеет значение 'лес', присоединение к нему других ко­рней создает новые слова: сяолинь 'роща', где сяо 'молодой, ма­ленький', милинь 'чаща', где ми 'густой').

В зависимости от того, как происходит сложение, какие типы основ в нем участвуют, различают чистое сложение: образова­ние нового слова путем объединения двух или более полных основ (ср. рус. пар-о-ход); сложно-суффиксальный способ: образова­ние нового слова путем объединения двух основ с одновременной суффиксацией опорной основы (ср. рус. редк-о-лес-j-e); аббре­виацию: образование нового слова путем усечения слов, входящих в исходное словосочетание (ср. рус. продмаг, вуз). В разговорном языке под влиянием аббревиации часто используется еще один спо­соб словообразования - усечение производящей основы по аб­бревиатурному способу (ср. рус. заведующий - зав, магнитофон - маг; франц. labo < laboratoire, bac < bacalaureat);

2) семантический (или лексико-семантический) способ словообразования, заключающийся в создании нового слова путем расщепления старого на два или более омонима (ср. рус. лайка 'порода собак' и лайка 'вид кожи');

3) конверсия (< лат. conversio 'превращение') или морфолого-синтаксический способ словообразования: образование нового сло­ва путем перехода его из одной части речи в другую (ср. рус. рабо­чий, весной; франц. ип Parisien). Слово при этом приобретает новые грамматические признаки. Особенно продуктивен этот способ сло­вообразования в английском языке, где путем конверсии можно об­разовать существительное практически от любого глагола и наобо­рот (ср. sleep 'сон' и sleep 'спать'; look 'смотреть' и look 'взгляд');

4) лексико-синтаксический способ, заключающийся в соз­дании нового слова путем сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов (ср. рус. тот час > тотчас, сего дня > сегодня; франц. bonne homme > bonhomme). Сращения отличаются от сложений тем, что во всех своих формах они тождественны словосочетаниям, на базе которых они возникли, но в отличие от словосочетаний они имеют единое ударение, закрепленный поря­док частей и ограниченную сочетаемость с существительными.

Структура производного слова может подвергаться двум видам анализа: словообразовательному и морфемному.

Цель морфемного анализа - определить количество и значение морфем, составляющих слово. Выделение в составе слова морфем производится путем подбора к данному слову однокоренных и одноструктурных слов и сопоставления с ними данного слова. При выделении в слове морфем, при их характеристике необходимо учитывать также принадлежность слова к определенной части речи, рассматривать его в совокупности всех присущих ему грамматических форм. Например, при морфемном анализе слова подарок, являющегося склоняемым именем существительным в форме именительного падежа единственного числа, сопоставляя данную словоформу с формами косвенных падежей этого же слова (подарка, подарку, подарком и т. д.). Далее выделяем в составе анализируемой словоформы нулевое окончание. Следовательно, слово подарок составляет основу этой словоформы. При сопоставлении слова подарок с родственными, близкими по значению словами дарить, одаривать, дарственный в основе слова подарок выделяется корень дар-. При сопоставлении с одноструктурными словами заработок, набросок, отпечаток в основе слова подарок выделяется суффикс -ок, а при сопоставлении со словами покупка, постройка, похвала выделяется приставка по-. При морфемном анализе основа слова членится на несколько морфем, количество которых может быть различным, например: о-свобод-и-тельн-ый (четыре морфемы), стар-ик (две морфемы).

Морфемный анализ позволяет ясно увидеть значение каждой морфемы в составе слова.

План морфемного анализа слова:

1) Часть речи

2) Способность к изменению (измен./неизмен.)

3) Основа словоизменения и формообразование

4) Характеристика окончания: по характеру форменного выражения, по характеру варьирования, по функции, по характеру грамматического значения.

5) Характеристика основы: членимая/нечлинимая, степень членимости, простая/сложная (прерывистая), производная/непроизводная.

6) Корень: алломорфы, свободный/связный, значение корня (признаковость и т.п.)

7) Выделение всех служебных морфем и обоснование их выделения (цепочка словообразования).

8) Характеристика аффиксов по отдельности: по характеру выражения, варьирование, значение, функция (словообразов., формообразов., синкрет.), продуктив./непродуктив.

Цель словообразовательного анализа - определить, как слово образовано, т. е. какова его словообразовательная структура и каков способ образования. состава слова. При словообразовательном анализе определяется, от какого слова образовано данное слово, т. е. устанавливаются производящее слово и производящая основа, указывается, с помощью каких словообразовательных средств оно образовано, определяются способ и тип словообразования. Например, при словообразовательном анализе слова подарок важно то, что оно образовано от глагола подарить, что производящая основа в этом слове подар-, что образовано оно суффиксальным способом, что суффикс -ок выражает словообразовательное значение 'предмет, являющийся объектом действия' (ср. отпечатать - отпечаток). Различают минимальный и полный словообразовательный анализ. При минимальном анализе в слове выделяются производящая основа и средство словообразования. При полном анализе выделяются все предшествующие звенья словообразовательной цепочки до установления исходного слова с непроизводной основой: подарок - подарить - дарить.

Без словообразовательного анализа мы часто можем ошибиться в определении морфемного. Например, сравним слова находка и нарезка, при поверхностном морфемном взгляде может показаться, что у этих слов одинаковый морфемный состав: приставки на-, корень -ход- или -рез-, суффикс -к-, флексия -а. Словообразовательный анализ, который покажет, как эти слоим образованы (т. е. что является производящей базой для каждого из них), позволит увидеть истинный современный состав этих слов: наход-к-а от глагола находить - 'найти', являющегося омонимом глагола находить - 'ходить', на-рез-к-а от глагола нарезать, который, в свою очередь, от глагола резать. При словообразовательном анализе основа членится всегда на два структурных элемента: производящую базу и словообразующий аффикс. При этом значение аффикса всегда ясно, так как он выполняет словообразовательную функцию, участвуя в формировании значения слова, тогда как значение морфем, входящих в производящую базу, «стерто», поскольку они лишены словообразовательной функции в данном звене словообразовательной цепочки.

План словообразовательного анализа:

1) Определение производящего слова, производящей базы, к которой присоединился формант. Производящей базой может быть слово, основа, словосочетание, фразеологизм.

2) Характеристика словообразовательного типа: а) формальный уровень слообразовательной структуры: часть речи производного слова, часть речи производящей базы, формант, способ словообразования); б) семантический уровень: тип мотивации (прямая, метафорическая, фразеологическая), словообразовательное значение; в) тип словообразования (синтаксическая деривация, лексическая деривация).

3) Характер морфологических изменений на морфемном шве (усечение, чередование)

4) Ступень производности (цепочка к исходному слову).

Контрольные вопросы:

1 Что такое дериватология? Какого ее отличие от формообразования?

2 По какому принципу выделяется производная и непроизводная основы?

3 В чем отличие производной основы от непроизводной?

4 Как определяется производящая основа?

5 Как делятся слова в зависимости от того, имеет ли слово словообразовательную мотивированность?

6 Что такое словообразовательная производность?

7 В чем разница основы слова и основы словоизменения?

8 Какие слова составляют словообразовательную пару и словообразовательную цепь?

9 Какие слова будут связаны формально-смысловыми отношениями?

10 В чем заключается морфологический способ словообразования? На какие виды он подразделяется?

11 Какой способ словообразования определяется как лексико-семантический?

12 Что такое конверсия?

13 В чем заключается лексико-синтаксический способ словообразования?

14 Каковы цели и задачи морфемного анализа слова? Из каких этапов он состоит?

15 Каковы цели и задачи ловообразовательного анализа слова? Из каких этапов он состоит?

Практические задания:

1 Даны слова на языке бонток (Филиппинские о-ва) и их переводы на русский язык:

fikas - сильный, fumikas – становиться сильным, kilad –красный, kumilad – становиться красным, bato – камень, bumato – становиться камнем, fusul - враг, fumusul – становиться врагом.

Какой тип аффикса используется в языке бонток для образования глаголов? Образуйте глагол от прилагательного нгитад – тёмный. От какого прилагательного образован глагол пумукав ‘становиться белым’?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: