BUSINESS GAME AS METHOD OF ACTIVATION OF STUDENTS IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION




А.А. Прохорова,

студентка 4-го курса факультета дошкольного образования

Научный руководитель: И.Ю. Иванова,

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства

ЮУрГГПУ, г. Челябинск

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема профессионального самоопределения. Раскрыта сущность деловой игры и её применение в активизации студентов в процессе обучения в педагогическом вузе.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, деловая игра, активизация, активный метод обучения.

A.A. Prokhorova

Scientific adviser: I.Yu. Ivanova

BUSINESS GAME AS METHOD OF ACTIVATION OF STUDENTS IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Abstract: In this article the problem of professional self-determination is considered. The essence of the business game and its application in the activation of students in the process of teaching in a pedagogical university are revealed.

Keywords: professional self-determination, business game, activation, active teaching method.

Проблема профессионального самоопределения студентов педагогического вуза на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. большинство молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблему выбора профессии окончательно не решили. Согласно статистическим данным большинство абитуриентов выбирают движение «по пути наименьшего сопротивления» ˗ поступление в наиболее доступный вуз. Результатом такого выбора профессии является необходимость переобучения после окончания вуза, работа не по специальности. Следовательно, половина ресурсов высшей школы расходуется впустую, и достаточно большое количество молодых людей вынуждены заново решать проблемы профессионального самоопределения.

Проанализировав специальную литературу, мы выяснили, что проблема профессионального самоопределения представлена во многих зарубежных и отечественных исследованиях. Вопросами профессионального самоопределения занимались такие ученые, как Э. Берн, Дж. Голланд, Э.Ф. Зеер, А. Маслоу, Д. Сьюпер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин, В.Д. Шадриков и другие.

Изучая проблему профессионального самоопределения студентов на этапе обучения в вузе, мы рассматривали различные методы активизации профессионального самоопределения (профориентационные тесты, профориентационные игры, мастер˗классы и т.п.). На наш взгляд, одним из самых эффективных методов является применение деловых игр.

Разработкой теории и практики деловой игры на современном этапе развития методики профессионального обучения в вузе занимаются А.А. Вербицкий, О.Н. Ворошилова, С.А. Габрусевич, Ю.В. Геронимус, Г.А. Зорин, В.Ф. Комаров, М.Н. Крылова, и др.

Обратимся к рассмотрению условий применения данного метода в работе со студентами вуза. Деловая игра ˗ это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед студентами ставятся задачи, аналогичные тем, которые им предстоит решать в ежедневной профессиональной педагогической деятельности.

Сегодня многие педагогические вузы в практике обучения студентов используют деловые игры как активный метод обучения. Деловая игра активизирует учебный процесс и способствует пробуждению у студентов интереса к овладению специальностью.

Деловую игру следует выбирать для реализации, прежде всего следующих педагогических функций [2, с.58]:

˗ Для формирования у специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;

˗ Для приобретения как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе опыта принятия индивидуальных и совместных решений;

˗ Для развития профессионального теоретического и практического мышления;

˗ Для формирования познавательной мотивации, обеспечения условий появления профессиональной мотивации.

В зависимости от модификации деловой игры (имитационные, операционные, ролевые игры, организационно˗деятельностные и др.), могут быть введены различные типы ролевых позиций участников: генератор идей, имитатор, аналитик, организатор, координатор, критик и т.п. [3].

Педагогическая суть деловых игр ˗ активизировать мышление, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, т.е. подготовить студентов к практической профессиональной деятельности. В деловых играх главным вопросом является «что было бы, если бы...».

Процесс проведения деловой игры охватывает четыре основных этапов.

I. Вступительная часть ˗ ознакомление с теоретическим материалом по теме;

II. Разработка модели игры ˗ определение целей и задач игры, составление сценария и инструкции к проведению, определение прогнозируемых результатов;

III. Проведение игры ˗ имитация реальной ситуации, поиск решений, организация коллективной дискуссии;

IV. Подведение итогов игры ˗ анализ хода игры, оценка достигнутых результатов и значения.

Приведем пример деловой игры для студентов педагогического вуза ˗ деловая игра «Мозговая атака». Данный вид игры используется при необходимости проведения поиска идей, разработки путей решения проблем. Основной принцип такой игры ˗ высказывать мысли, которые возникают сразу же после оглашения темы обсуждения.

Для проведения игры необходимо студентов разделить на две группы. Первая группа ˗ это «генераторы идей». Задача участников за короткий период времени предложить максимум вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом нельзя допускать обсуждения возникающих идей. Все озвученные мысли должны быть зафиксированы в полном объеме. Можно записывать или использовать диктофон.

Вторая группа является «аналитиками». Их задание проанализировать полученные списки предложенных вариантов. Участникам данной группы добавлять свои идеи не разрешается. В результате работы этой группы должны быть отобраны наиболее подходящие и разумные предложения, которые потом озвучиваются всему коллективу.

После прохождения первого этапа игры группы должны поменяться ролями. Далее игра проходит по тому же сценарию.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня многие педагогические вузы применяют в работе со студентами деловые игры как активный метод обучения. Цель таких игр ˗ подготовить студентов к практической профессиональной деятельности, поддержать их в самоопределении себя в роли педагогов. Осознание себя в роли педагога, являющееся приобретаемым качеством личности, позволяет будущему педагогу самоопределиться в педагогической профессии и способствует становлению профессионально ˗ педагогической деятельности [1, с.80].

 

Список литературы

1. Иванова И.Ю., Прохорова А.А., Иванов С.М. Профессионально-педагогическое самоопределение будущего педагога как условие становления профессионально-педагогической деятельности // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск, 2017. – 252 с.

2. Олешков, М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов / М.Ю. Олешков // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. ˗ Нижний Тагил, 2002. – С. 57-63.

3. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учеб. метод. пособие / В.Я. Платов. ˗ М.: Профиздат, 1991. ˗ 156 с.

©А.А. Прохорова, И.Ю. Иванова, 2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: