Демократический транзит: определение.
Это переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии.
Волны демократизации (периоды, особенности)
Три стадии демократического транзита
Внутри процесса перехода к демократии различают три основные стадии (этапа):
1) либерализация - связана с установлением некоторых гражданских прав и свобод в обществе, однако аппарат власти пока еще в целом остается недемократическим. Хотя уже налицо кризис авторитарного (или тоталитарного) режима. Стадия либерализации - это введение некоторых элементов демократии, это ограниченная демократия, ее предтеча;
2) демократизация - этап установления основных элементов демократии: формирование конституционных основ демократического режима; создание политической конкуренции; установление демократических политических институтов;
3) консолидация - этап характеризуется завершением процесса политической институционализации, обретением действующей властью легитимности. Наступает завершение демократического транзита, хотя и не завершается сам процесс демократизации, который всегда остается открытым.
Три волны демократизации
1)первая волна - подъем 1828-1926 гг. Она затрагивает многие страны Европы и Америки. Откат этой волны (1922- 1942) связан с утверждением фашистской диктатуры в Италии и характеризуется увеличением количества тоталитарных и автократических режимов;
2) вторая волна - подъем в 1943-1962 гг. Начало этой волны совпадает с переломным моментом Второй мировой войны. По мнению Хангтигтона, она была связана с победой союзников в войне и процессами демократизации, продолжавшимися до 1960-х годов. Откат этой волны (1958-1975) был связан с многочисленными военными переворотами в странах Латинской Америки, Азии, Африки и Греции (1967);
3) третья волна - начало (1974) связано с падением авторитарных режимов в Испании, Греции, Португалии, а затем и в странах Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Эквадор, Гватемала, Чили и др.) и Восточной Азии. К этой же волне демократизации относятся политические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы и бывшем СССР.
Посткоммунистическая Россия как демократический транзит
Осмысление происходящих в посткоммунистической России перемен в категориях демократического транзита предполагает выявление общих и специфических элементов, необходимое для последующих теоретических обобщений. При всех отличиях российской посткоммунистической трансформации от южноевропейских и латиноамериканских переходов от правого авторитаризма к демократии она по крайней мере на начальных этапах подчинялась некоторым аналогичным последовательностям, которые можно проследить на примере различных фаз горбачевской перестройки.
Можно условно сгруппировать в две категории: первая относится к общему контексту и условиям, в которых сначала в СССР, а затем в России начинались и протекали процессы реформ и преобразований; вторая - к внутренним особенностям самих этих процессов.
К первой категории можно отнести следующие:
1. Взаимообусловленность политических и экономических преобразований.
2. Отсутствие адекватной социальной базы демократии.
3. Центробежные силы национализма и кризис национальной идентичности.
Ко второй группе особенностей самих процессов преобразований в посткоммунистической России можно отнести следующие:
1. Особенности формирования демократической оппозиции в СССР и России, в конечном счете повлиявшие на характер ее взаимоотношений с новой российской властью.
2. Отсутствие пакта, предварительной договоренности между радикалами и консерваторами.
3. Отсутствие первых "учредительных" выборов, легитимирующих новый баланс общественных и политических сил.
4. Сохранение основных элементов старой номенклатуры на властных позициях в составе нового правящего класса.
5. Традиционный административный способ осуществления политических и экономических реформ, сохраняющий и углубляющий раскол между властью и обществам.
6.Сохраняющееся влияние авторитарных сил и тенденций.
Демократически транзит и принцип верховенства права
Принцип верховенства права состоит в признании приоритета права над политикой, в ведущей роли правовых начал в деятельности государственного аппарата. Верховенство права - один из ведущих принципов современного цивилизованного общества, который заключается в утверждении права как основы взаимоотношений между субъектами социальной жизни. Право признается высшей ценностью общества, которую принимают, поддерживают и на которую ориентируются отдельные люди, социальные группы, их организации, включая государство. Этот принцип определяет взаимоотношения гражданского общества и государства. Через право, основанное на идеях свободы и справедливости, гражданское общество связывает государство, подчиняет его деятельность общесоциальным интересам, ставит ее в четко определенные рамки. В то же время государство признает права и свободы субъектов гражданского общества, гарантирует и защищает их; не допускает произвольного (неправового) вмешательства в жизнедеятельность субъектов гражданского общества. Принцип верховенства права определяет деятельность государственного аппарата и должностных лиц. Он реализуется в четком законодательном закреплении системы государственных органов, предметов их ведения и компетенции, прав и обязанностей должностных лиц. Он проявляется в безусловном верховенстве конституции и законов страны над любыми иными актами, издаваемыми органами государства. Принцип верховенства права состоит также в возможности оспорить в судебном порядке и отменить любые незаконные решения, принятые государственными органами.
Большинство ученых выделяют следующие общеправовые принципы:
· верховенства права,
· справедливости,
· законности,
· взаимной ответственности государства и гражданина,
· широкой доступности правовой информации,
· недопустимости произвольного ограничения прав и свобод,
· уважения прав и свобод человека и гражданина,
· правосудия,
· демократизма.