Сущность и задачи экологического воспитания дошкольников




Экологическое воспитание детей новое направление педаго­гики, складывающееся в последние годы и сменившее традици­онно представленное в программах ознакомление детей с приро­дой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некото­рые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др.

Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитатель­но-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколе­ния возникла, в первую очередь, в связи с внимательным иссле­дованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологичес­кой опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природ­ных ресурсов без учета биологических и экологических законо­мерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

Анализируя особенности взаимодействия человеческого об­щества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы — научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно поза­ботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребнос­тью гуманно относиться к природе.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духов­ной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.

Экологически воспитанная личность характеризуется сфор­мированным экологическим сознанием, экологически ориенти­рованными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Результатом экологического воспитания является экологи­ческая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологи­ческая направленность, умение использовать их в реальной жиз­ни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагоги­ческом процессе дошкольного образовательного учреждения воз­можно при решении следующих задач:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания опреде­ляется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержание, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и расте­ниями в уголке природы и на участке, участие в природоохра­нительной работе) дети осваивают умения создавать для расте­ний и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваивае­мые детьми умения предвидеть последствия негативных поступ­ков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе — гуманное, познавательное, эстетическое — тесней­шим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и на­правляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Развитие отношения к природе тесно связано с особой орга­низацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизнен­ных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве.

Реализация задач экологического воспитания возможна толь­ко при условии экологической культуры педагога и его готов­ности осуществлять эту деятельность.

Вопросы и задания. 1. Объясните понятия «экологическое воспитание», «экологическая воспитанность», «экологи­ческая культура». 2. Сформулируйте задачи экологичес­кого воспитания детей дошкольного возраста. 3. Покажи­те, в каких программах задачи экологического воспитания поставлены наиболее полно.

 

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста

Содержание экологического воспитания детей отражено в некоторых современных программах воспитательно-образова­тельной работы с детьми: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 1996, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, 1996 раздел «Ребенок позна­ет окружающий мир» «Детство» (РГПУ им. А. И. Герцена), 1996.

Необходимо пояснить подходы к отбору содержания знаний в современных программах экологического воспитания.

Основным принципом в отборе экологических знаний явля­ется принцип научности. Он предполагает включение в содержание образовательной программы основных идей и поня­тий современного естествознания. Основу экологической куль­туры составляет понимание детьми идеи единства и вза­имосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потреб­ностей живых организмов.

Связь растительных и животных организмов со средой оби­тания проявляется в разнообразной приспособленности к ней. (Например, рыбы приспособились к жизни в водной среде; вод­ной средой обусловлены их строение и образ жизни.)

Программы предусматривают освоение знаний о приспособ­лении живых организмов к сезонам.

Идея единства живого и неживого в природе представлена через раскрытие понятия «живой организм». К живым существам отнесены растения, животные и человек. Живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, раз­множаются. Живое может существовать, если не нарушены его связи с окружающей средой, если условия среды соответствуют его потребностям.

В содержании современных программ раскрыта идея един­ства человека и природы. Человек рассматривается как живое существо в единстве со средой обитания; отражается сис­тема взаимодействия человека и природы, влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Человек рассматри­вается как разумное существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих поступков и действий.

Содержание экологических знаний включает идею многооб­разия живых организмов, их экологического единства.

В программах также отражена идея системного строения природы на уровне отдельного живого организма, а также сооб­щества (системы) организмов и их взаимосвязи между собой и средой обитания. Это позволяет сформировать начальные пред­ставления о взаимодействии живых организмов со средой в экосистемах — таких как луг, водоем, лес.

В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарными (предметными) понятиями: «рас­тения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др.

Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном об­разовательном учреждении, являются основой для последующе­го экологического образования в школе.

Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программ, — это принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной дея­тельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Так, в младшем дошкольном возрасте дети способны к освоению общих представлений об объектах природы. Они видят лишь некоторые наиболее яркие особенности растений, живот­ных. Поэтому рекомендуется знакомить детей с объектами при­роды, часто встречающимися в их ближайшем окружении, а при наблюдении за этими объектами показывать небольшое количе­ство признаков. Малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, поэтому программа включает освоение частных, локальных связей, например:

идет дождь -----► на земле появились лужи;

стало холодно----------► следует надеть шапочку, пальто.

Дети средней группы могут освоить конкретные представле­ния об объектах, поэтому программа содержит более расчленен­ные знания об объекте, с множеством признаков; более точные сведения об образе жизни животных и растений, уходе за ни­ми. Пятилетние дети осваивают и разнообразные по содержа­нию связи: морфо-функциональные, временные, причинно-следственные.

Программа для детей старшего дошкольного возраста, в соот­ветствии с возросшими познавательными возможностями детей,

содержит знания на уровне обобщенных представлений или пред­метных понятий.

Например, дети осваивают понятие «рыбы». «Рыбы — это животные, которые приспособились к жизни в воде, поэтому у них обтекаемая форма тела, тело покрыто чешуей и слизью. Рыбы дышат жабрами, плавают с помощью плавников. Размно­жаются рыбы, откладывая икру или рождая мальков».

Дети старшего дошкольного возраста осваивают более слож­ные (общие) связи, и не только единичные, но и целые цепочки, разные по содержанию (причинно-следственные, генетические, пространственно-временные и др.). Это позволяет включить в программу сведения об экосистемах, об их структуре, взаимо­связях растений, животных, человека в них.

Принцип доступности, реализуемый в современных програм­мах экологического воспитания детей дошкольного возраста, прослеживается при определении системы познавательных уме­ний, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов; умение видеть, оцени­вать состояние живых организмов и среды; умение устанавли­вать причинно-следственные, структурно-функциональные свя­зи; умение видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия; умение моделировать структуру и взаимо­связи объектов; умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.

Третий принцип, реализуемый в современных програм­мах, — это принцип воспитывающего и развива­ющего характера знаний. В соответствии с данным принципом в программы отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой дея­тельности.

Знания о живом организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выпол­ненных действий. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к ок­ружающему.

Большое значение экологические знания имеют и для разви­тия познавательной деятельности детей.

Освоение системы экологических знаний требует постепенно­го усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логи­ческим. Необходимость постановки ребенка в активную позна­вательную позицию при освоении программы экологического воспитания приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных спосо­бов познания.

Освоение экологических знаний способствует воспитанию эс­тетического отношения к природе, находящего свое выражение в проявлении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности.

Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического (гуманного, природоохран­ного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремлении оказать помощь.

Вопросы и задания. 1. Раскройте содержание понятий «принцип научности», «принцип доступности», «принцип воспитывающего и развивающего характера знаний». 2. Вы­делите в программах основные естественно-научные идеи и понятия. 3. Сравните две программы экологического воспи­тания детей. Дайте обоснованную оценку программ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: