Проклятие бесплодной смоковницы.




Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 84 зач., XXI, 18–43.

«18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет;

22. и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите».

(Мф. 21:18-22).

 

В воскресенье вечером Иисус удалился на ночлег в Ви­фанию. Утром понедельника, по дороге в город, Иисус почувствовал голод и хотел утолить его плодами растущей неподалеку смоковницы (инжира).

Однако, хотя смоков­ница была вся покрыта листьями, на ней не оказалось смокв. Тогда Христос сказал: «Да не будет от тебя плода вовек!» (Мф. 21:19) На другой день, идя тем же путем, ученики с изумлением увидели, что это дерево засохло (Мк. 11:20; ср. Мф. 21:19-20 – засохла сразу). Важно отметить, что это — единственное чудо «разрушительного» характера, совершенное Христом. Это чудо можно интерпретировать как «символическое дей­ствие» — подобно древним пророкам Исайе, Иезекиилю и Иеремии, Иисус Христос наглядно показал, что может случиться с народом Божиим, не приносящим «добрых плодов» (ср. Лк. 13:6-9; Лк. 3:8-9), «Спаситель, не обретя в нем достойного плода, а только тень закона, и это отнял у них, сделав вовсе бесполезным» (Синаксарь во Святый Великий Понедельник)[1].

«Еще не время было собирания смокв» (Мк 11:13), - сообщает Марк, и в самом деле это происшествие имело место как раз перед Пасхой, приблизительно за шесть недель до поспевания смокв, т. е. по-нашему, где-то в середине апреля. Тот факт, что Марк прибавляет это замечание, показывает, что он знает то, о чем говорит. Но в таком случае он должен был знать и кое-что еще. Когда, около конца марта, распускаются смоковочные листья, их сопровождают своего рода ложные смоквы, называемые по-арабски «такш». Эти ложные смоквы едят проголодавшиеся люди. Они опадают перед образованием настоящих смокв. В начале апреля инжирные деревья покрываются листвой, и лишь в начале июня созревали настоящие плоды – инжир.

Но, если смоковочные листья не сопровождаются ложными смоквами, это значит, что в этом году не явятся и настоящие смоквы. Таким образом, когда наш Господь попытался утолить голод ложными смоквами и не нашел их на дереве, Он знал, что смоковница не даст плодов и тогда, когда придет время настоящим смоквам. При всем своем пышном лиственном убранстве, то было бесплодное и безнадежное дерево[2].

 

Говоря о смоковнице, важно отметить ещё один момент. Нас часто интересуют какие-то мелочи из библейских сказаний, порой, на этой почве и рождались апокрифические произведения. Один из таких вопросов: что это за дерево познания добра и зла было в Эдеме?

В Европейской культуре чётко закрепилось, что это была яблоня (яблоко нашло своё отражение в живописи, да и в одной из современных марок электронных гаджетов и компьютеров). Сравнительная археология же говорит о том, что это гранатовое дерево. Но более вероятной версией можно считать смокву. Именно поэтому Иисус Христос и проклинает смокву как древо прегрешения праотца. В (Быт. 3:7) говорится, что Адам и Ева сшили одежду из смоковных листьев. У ап. Павла в (1 Кор. 15:47) и Святых Отцов (свт. Иоанн Златоуст, прп. Максим Исповедник, свт. Григорий Палама) мы находим, что Христос становится Новым Адамом.

Подтверждение же этой мысли мы слышим у преп. Исидора Пелусиота: «… (смоковница) — это дерево преслушания, листьями которого покрылись согрешившие; потому оно и проклято Христом по человеколюбию Его, поскольку сразу не подверглось этому, — чтобы оно больше не приносило плода, ставшего причиной греха. А то, что грех подобен смокве — очевидно, ибо имеет (свойство) услаждать (как) страсть, прилипать (как) грех, а потом ожесточаться и производить горечь, (как) совесть»[3].

Первый Адам нарушил заповедь Божию, вкусив от древа познания добра и зла, и в нём всё человечество умерло духовно. Второй (Новый) Адам – Христос, в Нём всему человечеству ещё предстоит воскреснуть от власти греха, смерти и проклятия прародителей. Но уже сейчас Господь проклинает древо прегрешения прародителей, тем самым прокладывая новый пусть воскресения, который для каждого начинается уже здесь и сейчас в Таинстве Крещения (ср. Рим. 6:3-11 – крещальное Апостольское чтение).

Аллегорическая экзегеза же рассматривала древо познания добра и зла в качестве символа созерцательной жизни, воспринимаемой как средоточие всего духовного делания. Смоковница — это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода, которую Господь наутро, т. е. после сей жизни, не найдя у нее покоя, иссушает проклятием и посылает в вечный огонь, и стоит (она как) некий иссушенный столб, устрашающий не творящих достойного плода добродетелей[4].

Определенным итогом толкования можно считать слова Анастасия Синаита, утверждавшего, что «истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание её не является необходимым для Церкви» (Anast. Sin. Exaemeron. VIII // PG. 89. Col. 971)[5].

 

Все происшествие с бесплодной смоковницей было своего рода притчей в действии. Для Христа прекрасная, но бесплодная смоковница символизировала Иерусалим, скрупулезно исполнявший религиозную обрядность, но глухой к принесенной Им Божьей вести (ср. Мих. 7:1-2; Иер. 8:13). Увядание проклятого Им дерева предвещало таким образом катастрофу, Им провиденную и предсказанную, которая обрушилась вскоре на город[6].


[1]Синаксарь во Святый Великий Понедельник. Православие.ру // https://pravoslavie.ru/1690.html

[2] Christie W.M.. Palestine Calling. 1939. С. // https://rediscoveringthebible.com/ChristieChapter18.html

[3] Синаксарь во Святый Великий Понедельник. Православие.ру // https://pravoslavie.ru/1690.html

[4] Синаксарь во Святый Великий Понедельник. Православие.ру // https://pravoslavie.ru/1690.html

[5] Тихомиров Б.А. Древо познания добра и зла // Православная энциклопедия. М, 2007. С. Т. XVI. С. 271-273. // https://m.pravenc.ru/text/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%BB%D0%B0.html

[6] Брюс Ф. Документы Нового Завета: достоверны ли они? Симферополь, 2010. С. 55-56.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: