Блок вопросов на тему «Быт».




Отчет

 

ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ИНТЕРВЬЮ НА ТЕМУ:

«ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРИЧИНЫПРОКРАСТИНАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА»

по дисциплине

«Качественные методы в психологическом исследовании»

 

 

Направление подготовки 37.03.01. Психология

Направленность (профиль) общий

 

Программа подготовки академическая

 

Форма и курс обучения очная, 3 курс

 

Выполнил: Мишина Н.В..

 

Оценка/

проверил (фамилия, дата, подпись): _______ / Педанова_________

 

 

Краснодар 201_


Введение

В настоящее время центральное место в психологической науке по праву занимают именно проблемы личности. Один из аспектов изучения личностных особенностей – умение личности организовывать себя и свою деятельность. Ввиду стремительного развития инфраструктуры, изучение прокрастинации (откладывания выполнения своевременных, уместных действий на более поздний срок, приводящее к ухудшению качества работы и отрицательным эмоциональным реакциям) становится в настоящее время все более актуальным.

Проблема исследования заключается в том, что современные исследования, посвященные прокрастинации, упускают личность из фокуса исследования и делают акценты на выявлении общих, массовых закономерностей. В результате мы знаем, как в общих чертах «работает» механизм прокрастинации, а конкретную, «человеческую» информацию не получаем, в итоге происходит «отрыв» от человека, и в таком случае затруднительно создать аппарат, способный «победить» прокрастинацию.

Психологам-исследователям уже удалось выявить связь прокрастинации с такими психологическими параметрами, как заниженная самооценка, неуверенность в себе, опыт прошлых неудач в выполнении данной работы, ситуативные факторы, личностные факторы, перфекционизм, внешняя мотивация, опоздания и др.

Целью нашей работы стало выявление психологических личностных особенностей, которые способны повлиять на выраженность прокрастинации у человека.

Мы предполагаем, что проявлению прокрастинации у человека способствует ряд других психологических характеристик личности, таких, как, например, особенности организации когнитивной сферы человека.

Гипотеза. Люди, отличающиеся друг от друга когнитивным стилем полезависимость/поленезависимость, будут по-разному «откладывать на потом» выполнение дел и заданий в бытовой сфере жизни и будут по-разному трактовать свое поведение.

Объектом нашего исследования является особенности проявления прокрастинации у человека.

Информация о респонденте. Женщина, 40 лет, замужем, двое детей. В настоящий момент работает в детском саду заместителем заведующего детским садом. В таком режиме работает более 10 лет, то есть у неё уже отработан механизм выполнения работы по дому, это значит, что респондент нам подходит.

Предварительно был проведен тест встроенных фигур Готтшальда/Уиткина по определению полезависимости/поленезависимость. Результат 2,6. Что говорит о неярко выраженной тендеции поленезависимости: в ряде случаев респондент с легкостью абстрагируется от внешних обстоятельств, а в каких-то случаях он предпочитает «поддаваться влиянию» обстоятельств, что, в большинстве случаев является осознанно и продумано.

Путеводитель

В данном путеводителе представлены основные опорные вопросы, которые «направляли» интервью в нужное русло. По ходу беседы задавались дополнительные вопросы на уточнение (1;35, 2;35, 6;14, 6;31, 7;12 и др.).

Ряд вопросов имею подвопросы, которые могут задаваться или нет, в зависимости от ответов респондента.

Инструкция

Есть ли у вас какие-то организационные вопросы перед началом?
Меня зовут Наталья, а как мне обращаться к вам?
Итак, я студентка ФУП, хотела бы поговорить с вами о феномене откладывания дел на последний срок, на потом.

Я буду задавать вопросы, прошу вас отвечать на них максимально развёрнуто и искренне. Если вы не против, я буду использовать диктофон для записи нашей беседы. Данные строго конфиденциальны и будут использоваться исключительно в научных целях. В дальнейшем они будут обобщены и представлены в виде абстрактной информации, каких-либо общих закономерностей.

 

Общий блок вопросов.

 

1. Откладывали ли вы когда-нибудь дела на потом?

2. Какие минусы вы видите в этом?

3. Какие плюсы вы видите в этом феномене?

4. Приведите конкретный развернутый пример такой ситуации из Вашего личного опыта?

(что вы чувствовали до, во время и после/ контекст, детали)

5. Какое эмоциональное состояние Вас сопровождает, когда Вы откладываете дела на потом? (Представьте что завтра «дедлайн», что Вы чувствуете?)

6. Ради чего Вы откладываете дела? (Чем занимаетесь, когда дела отложены?)

7. Все ли люди откладывают дела на потом? Какие люди более склонны так поступать?

8. Какие чувства вы испытываете, когда вы простите выполнить какое- то задание, а его откладывают на потом, т.е. прокрастинируют в вашу сторону?

9. Влияет ли Ваше окружение на откладывание дел?

10. Требуются ли Вам дополнительные усилия, чтобы начать делать отложенные дела? Если да,

10.1 Как вы думаете, почему так сложно что-то начать?

10.2 Как Вы себя мотивируете начать что-то делать?

 

Блок вопросов на тему «Быт».

1. Скажите, пожалуйста, пару слов о тех, с кем вы вместе живете (если они есть). Как вы распределяете домашние заботы между вами?
2. Расскажите, пожалуйста, о ваших обязанностях по дому. Что вам нравится, а что нет. Что бы вы хотели изменить.

2.1 О чем вы думаете, делая уборку?
3. Если есть сожители, которые дают «задания» и если нет. Что вы чувствуете, если не сделали то, что планировали сегодня сделать?

3. 1 Что вы делаете в первую очередь: то, что вам поручили или то, что вы сами придумали?

4. Вы составляете списки дел на сегодня/завтра/неделю?
5. Какие из обязанностей чаще всего оказываются «в конце списка»? Как вы думаете, почему?
6. Как вы помогаете себе сделать неприятную (уточнение из прошлого вопроса) работу по дому? (Музыка, фильмы, друзья)
7. Постарайтесь выделить такое занятие по дому, которое вы с удовольствием сделаете в любое время дня и ночи. Почему.

7.1 Вы делаете.. в других домах?

7.2 Как думаете, почему именно это…?
8. Когда вы были ребенком, вы выполняли какую-то работу по дому? Если да, то какую? (Нравилась, не нравилась, выполняет ли сейчас).

8.1 Что вы чувствовали, когда, съехав от родителей, могли не делать …?
9. Давайте вообразим ситуацию. Сегодня суббота, 12 дня, вас ждет [уборка и готовка], но вдруг вам звонят друзья и зовут на пикник через полчаса. Ваши действия?
10. Представьте, что субботним днём сосед сверлит стену. Легко ли вам абстрагироваться от внешнего громкого шума и начать делать уборку? Если нет, то что делает человек в таком случае
11. Если бы у вас была возможность создать универсального робота по домашней работе (только он мог бы выполнять лишь одну функцию). Какую функцию бы вы отдали ему? Как думаете, это спасло бы вас от откладывания дел на потом?

 

Вопросы, связанные с полезависимостью-поленезависимостью: 1.6, 1.7, 1.9, 1.10.2, 2.3.1, 2.5, 2.9, 2.10.


Аналитическая записка

Цели интервью:

1.Выяснить, какие психологические механизмы влияют или находятся в связи с проявлением прокрастинации.

2. Отследить, как особенности организации когнитивной сферы личности влияют на проявление прокрастинации у человека.

3. Выяснить, что помогает человеку бороться с откладыванием дел на потом.

 

В ходе проведения интервью, посвященному теме откладывания на потом, интервьюируемый (И.) проявила себя как заинтересованный в данной тематике человек, охотно, активно, вдумчиво отвечала на вопросы интервьюера. Неоднократно ответы И. предвосхищали последующие вопросы интервьюера, так что ряд вопросов в ходе интервью можно было опустить (так как исчерпывающий ответ на них был уже дан респондентом ранее). Таким образом, можно сказать, что заданная интервьюером тема была полностью раскрыта респондентом.

В целом, наблюдался повышенный тон настроения (И.), она много улыбалась, шутила, жестикулировала в меру, мимика И. активная, «живая». Речь И. эмоционально-окрашена, полна неформальных слов и выражений, наблюдалось разнообразие проявляемых эмоций (смех, злость, недоумение и др.). И. практически не давала односложные ответы, приводила яркие примеры из жизни. Иногда прослеживалось небольшое отклонение от заданной темы, заданного вопроса, но затем интервьюер возвращал беседу в «нужное» русло. Несколько раз И. прерывала интервьюера, испытывая желание скорее ответить на вопрос (это не было из-за ограниченности времени, ей «не терпелось» скорее поделиться своими эмоциями и чувствами) (1;23, 14;7)). Прослеживалась аналитическая способность И., рассказывая о чем-то, она начинала анализировать ситуацию (11;9, 14;7), старалась рассмотреть её с разных сторон. Прослеживалась тенденция интонацией выделять те или иные слова, фразы или выражения (они подчеркнуты в транскрипте), повторять то или иное слово дважды, чтобы подчеркнуть их значимость, обратить на них внимание интервьюера, что придавала речи еще большую эмоциональную окрашенность и динамику (3;26, 4;31, 5;2, 5;28 и др.). Таким образом, наблюдалось, что И. заинтересована и расположена к беседе.

Интервью проходило в спокойной, домашней обстановке, респондент чувствовал себя свободно и непринуждённо. Внешний вид соответствовал обстановке. Речь респондента ясная и разборчивая. И. производит впечатление общительного, коммуникабельного и открытого человека.

Интервьюируемый (И.) был знаком с феноменом прокрастинации и считает, что откладывать дела на потом свойственно всем «Как и все живые люди» (1;2), и не смотря на то, что она считает такой режим выполнения заданий непродуктивным, она находит в нём и положительные стороны, такие, как то, что отложенный вопрос мог решиться без её участия, в этом звучит некая надежда на то, что кто-то другой решит проблемы И.(2;3) «Бывает, что вопрос решается сам собой. Кто-то просто его делает без всяких напоминаний твоих или просьб. А бывает, что случается так, что это уже просто делать не нужно», то есть, феномен откладывания на потом можно рассматривать как защитный механизм личности (6;10) «может быть, какой-то страх перед чем-то».

Интересен тот факт, что ввиду большой загруженности, у И. наблюдается проявление структурной прокрастинации, которая выражается в расстановке приоритетов в списке задач (при таком «промедлении» человек выполняет наименее сложные задачи в первую очередь) (5;19, 5;23) «У меня всегда куча всяких дел, хоть вместо, хоть невместо, они просто наслаиваются друг на друга, поэтому сказать, что я делаю вместо этого, нет. Не вместо. Я просто не могу это дела вставить среди всех остальных», «возможно, я выстраиваю просто по ранжиру, что мне нужнее всё-таки в этот момент. Что важнее на самом деле». Здесь прокрастинация выступает в качестве элемента тайм-менеджмента, и даже неким образом помогает И.

Интервьюируемая неоднократно отмечала, что чаще всего она откладывает на потом дела сложные и неинтересные, и те дела, в которых результат виден не сразу «потому что результат виден сразу» (16;4, 16;10). Дела, которые ей хочется организовать продуктивно и идеально также «идут в конец списка» например, если я продумаю, где будут стоять ведра, как будет литься вода, чтобы мне сильно много не носить, и как лучше полить, я конкретно про эту ситуацию говорю, конечно, я сделаю это быстрей, потому что будет всё продумано» (12;29). То есть несложные, недолгосрочные дела с быстрым результатом чаще всего делаются в первую очередь. И. подтвердила, что она окружает себя такими делами, где результат не заставит себя долго ждать «Стараюсь. Наверное. Либо я каким-то образом «притягиваю» к тому, чтобы результат был виден» (17;20). Отмечается также, что такие дела «вдохновляют» И. на свершение новых дел, то есть возникает новое желание что-то сделать, продолжить что-то «на желание, возможно. Сделать что-то ещё» (11;18).

И. уточняет, что невыполненные дела и задания «висят грузом», фрустрируют личность и вполне могут мешать выполнению других дел «я это откладываю, оно же меня гложет», «груз ответственности, он висит, и, в принципе, это даже мешает всему остальному, что ли», «И явный негатив, потому что груз невыполненных дел он всегда груз. Груз уже само по себе негатив» (6;6, 4;29, 5;1, 6;4). То есть, откладывание одних дел может провоцировать откладывание других дел, такой «снежный ком». И. точно рефлексирует, что отложенные дела понижают тон настроения, постоянно напоминают о себе и не дают спокойно делать что-то другое. Состояние незавершенного гештальта «преследует» респондента в таком случае. Но когда отложенное дело всё-таки делает, испытуемая испытывает подъем «Такое чувство самодостаточности. Чувство удовольствия самой собой, господи, ну что так трудно было это сделать?» (5;5).

Прокрастинация в ряде дел может быть спровоцирована негативным опытом из детства, что до сих пор «догоняет» И.. «Ненавижу мыть полы. А ещё меня мама заставляла мыть обувь. Всю. Ненавижу до сих пор» (14;7, 14;17, 14;26, 15;2, 15;17). Та детская неприязнь и страхи из бессознательного проникают в структуру деятельности и становятся неким фильтром, который помогает человеку определить, хочет он делать что-то или нет.

Очень ярко прослеживается влияние внешнего локуса контроля: И. в первую очередь выполняет то, о чём его кто-то попросил (2;13, 3;9, 5;23, 6;32, 7;2), объясняя это тем, что ей приносит удовольствие делать добрые дела ««конечно выполнение поручений, потому что это важно», «хочется сделать доброе дело», «хочется не упасть в глазах, тебе доверили, ты должен оправдать доверие». Это один из параметров полезависимого стиля, в то же время, это является некой «выгодой» для И., то есть, в это же время и поленезависимый стиль здесь. Поленезависимость подтверждается ещё и тем, что И. довольно легко абстрагироваться от внешнего шума «Я могу абстрагироваться от этого» (18;18,18;23). Вернёмся к «добрым делам». Четко прослеживалась обратная связь: альтруизм способствует искоренению прокрастинации, (7;2) дела, которые имели такой подтекст, всегда оказывались вверху списка и выполнялись в срок, если никакие побочные события не влияли на них «Я знаю, что должна тебе помочь, я отложила всё сегодня, потому что это (о интервью) отложить мне сложно, уборку да, могу отложить, но ненадолго» (13;41). То есть можно сказать, что, хоть человек поленезависимым стилем откладывает на потом выполнение дел и поручений, он объясняет это тем, что для него важнее сделать что-то другое в данный момент. Даже если взять некие просьбы или задания извне, И. объясняет первичность их выполнения следующим образом: я должна, я хочу, мне нужно.

Что касается методов борьбы с откладыванием дел на потом, то здесь И. выделяет несколько моментов: необходимо желание что-то сделать, вдохновение «Самое главное, что нет музы наверное, если так можно сказать. Желания.» (3;12), музыка часто сопровождает выполнение неприятной работы, но не оказывает существенного влияния «что если я послушаю музыку, у меня может улучшиться настроение, возможно, появится желание, но делать что-то» (3;25), всплеск негативных эмоций, гнев, направленный в нужное русло, может помочь с быстрым выполнением неприятной работы «Но когда я злюсь, психую и бешусь, я могу это сделать элементарно быстро, просто и всё по местам пораскидывать, что даже не замечаешь, насколько быстро это всё происходит, потому что ты в пылу гнева и страсти» (9;30), но, тем не менее, И. не использует гнев в таком ключе специально «Она стимулирует мою активность. Нет, я так не хочу. Лучше пусть всё валяется» (10;4).

Обязанности четко разделены между членами семьи. Интересно заметить, что дети выполняют по сути то же самое, что и И. в детстве (15;2). Находясь в своем доме, на своей территории, И. не терпит, чтобы кто-то давал ей указания, советы «Ну, поскольку это касается конкретно моего дома, то это мой дом и я могу давать задания» (9;4), это ее раздражает и выводит из состояния равновесия. Отмечается также, что важен тон, в котором сделано замечание. Если это приказной тон, то И. может из принципа ничего не делать, потому что ей неприятно «тыкание носом «Смотря, в какой форме мне указали на этот недостаток. То есть, если это было сказано очень мягко, аккуратно и ненавязчиво, да, возможно, будет желание сделать это сразу, бывает, что: «не твое дело, не лезь». Смотря,как скажут. Бывает, что не в этот день и не в следующий. А с психом ещё и назло. Попозже» (15;35). Получается, что И. ценит личное пространство, и не терпит, если кто-то вторгается в её «сферу». Это же наблюдается и в распорядке дня: ей неприятно, если тот в тот порядок, который она создала, вторгаются новые дела, это её огорчает так, что она не хочет планировать в дальнейшем «Потому что всегда есть какое-то мешающее извне вмешательство, которое все твои планы может свести на нет, не смотря на то, что ты их пытался как-то согласовывать с этим человеком обычно так» (13;1). Но в то же время, если ей не очень хочется что-то из запланированного делать, она с радостью отложит это на потом и примется за новое непредвиденное дело «Ну, могу обрадоваться, если то, что я на планировала, не очень хочется делать, если это нужно и можно отложить, естественно, я радуюсь и откладываю» (13;37). То есть мы четко прослеживаем оценочные «нравится – не нравится» категории, ценностные ориентации на данный момент.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: