Упражнение «Люди к людям».




Игры и упражнения по формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Упражнение «Доставь радость».

Группа сидит в кругу. В центр приглашается один из участников. Задача остальных - доставить ему радость. Можно его похвалить, подарить ему что-то.

Тому, чей подарок больше всего понравился сидящему в центре, он дарит в награду свою улыбку.

Тот, кому адресована улыбка, выходит в центр круга, садится на стул. Теперь ему дарят приятные слова. Игра продолжается.

Упражнение «Сотворение чуда».

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке» - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Упражнение «Волшебные очки».

Цель: формирование толерантности, эмпатии.

Воспитатель объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».

Игра «Конкурс хвастунов».

Цель: формирование толерантности, эмпатии.

Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться.

Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

Упражнение «Путаница».

Это всем известная детская игра. Один игрок – водящий выходит за дверь. все участники, стоящие в кругу, держатся за руки. Не отрывая своих рук все игроки пытаются "запутаться", то есть перейти друг через друга, перевернуться и встать задом ко всем остальным и т.д. Когда Путаница готова, игроки зовут водящего. Он заходит и пытается распутать, стоящих в кругу игроков. Их руки расцеплять он не может.

Упражнение «Люди к людям».

Все игроки встают парами, друг рядом с другом. Водящий стоит без пары и обращается к игрокам с заданиями. Все игроки делают в парах то, что говорит водящий. Как только водящий говорит: "Люди к людям!" все игроки должны поменяться парами. ИТАК, задания для игроков:

  • Палец к пальцу
  • Нос к носу
  • Пятка к пятке
  • Шея к шее
  • Плечо к плечу
  • Нога к ноге
  • Щека к щеке
  • Волосы к волосам
  • Локоть к локтю
  • Спина к спине
  • Лоб ко лбу
  • Затылок к затылку

Упражнение «Все мы разные»
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Взрослый: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего напротив в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом в другой.
Упражнение «Все мы похожи»
Проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...

Упражнение «Большие и маленькие»
Возраст любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» «веселый», и т. д.)
Цели: - развить навыки невербальной коммуникации; помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; создать веселую атмосферу;
Ход игры: Во время выполнения заданий запрещается разговаривать
- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие слева».
- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.
- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.
- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.

Упражнение «Надо договориться»
Цели: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу.
Ход игры: Детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй «два», и т. д. Есть только одна проблема если участники произнесут число одновременно группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.
Обсуждение:
- как началась игра?
- чего хотелось каждому сначала?
- почему сначала ничего не получалось?
- как удалось досчитать до десяти?
- чему нас учит эта игра?

Упражнение «Угадай, кого мы загадали»
Цели: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга; способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств; учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.
Ход игры: Один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали

Упражнение «Орехи»

Цель: создать условия для обсуждения темы.

Материалы: пакет с грецкими орехами (можно картофель, крупный горох, фасоль) по числу участников. Участники садятся в круг. Ведущий просит каждого из них взять по ореху, а потом в течение 1-3 минут внимательно рассмотреть и запомнить свой орех. Затем орехи складываются обратно в пакет. Ведущий перемешивает их, высыпает в центр круга и просит каждого участника найти свой. Когда это выполнено, ведущий просит рассказать, по каким признакам им удалось найти именно свой орех, чем он отличается от других.

Обсуждение:
• Аналогия между орехами и людьми:
• Чтобы увидеть особенности, нужно приглядеться. На первый взгляд, все одинаковые.
• Как судят о ценности ореха?

• Зачем ореху скорлупа? (Люди выращивают скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются). Необходимо проявить терпение, внимание, заинтересованность к «иному», чтобы узнать его.
Критерии толерантности (можно показать детям сюжетные картинки по каждому критерию):
• равноправие граждан независимо от их пола, расы, национальности, религии и т.д.;
• взаимоуважение и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, малообеспеченным и др.);
• сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств;
• охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
• возможность следовать своим традициям для всех культур общества;
• свобода вероисповедания без ущемления возможностей других членов общества;
• сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
• вежливое общение.
Работа малых групп.

Игра «Стая»

Все встают в круг, педагог по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным. Лучше выбирать животных одного вида (например, птицы). Количество животных подбирается в зависимости от числа участников. Хорошо, когда в одной стае три-четыре человека. Далее дается задание для участников: без слов, без звуков все должны сообщить о том, какое они животное и найти свою стаю. Например, педагог идет по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты – утка, ты – курица, ты – орел, а ты – ворона», а потом сначала: «Утка, курица, орел, ворона». Итак до конца круга. Затем дается команда к началу игры. Сначала все собираются в одну стаю. А затем начинают видеть отличия и переходить от одной стаи к другой. Когда все разобрались, то можно спросить, кто есть кто.

Упражнение «Белая ворона».

Цель: развить способности видеть (отмечать) и ценить индивидуальность других людей.

Психолог предлагает одному из участников на время стать не таким как все. Для этого ему необходимо делать всё противоположно тому, что делает группа. Группа повторяет движения ведущего, например, поднимает руки, а «белая ворона» - опускает, если все смеются – «белая ворона»- хмурится. Через некоторое время психолог говорит: «Это очень сложно быть не таким как все. Кто будет ему помогать?». Так появляется две «белые вороны». Потом их становится всё больше. Когда к «белой вороне» присоединяется большинство, упражнение заканчивается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: