Игровые технологии
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. В настоящее время часто называется эдьютейнментом (англ. edutainment), которое означает образовательное развлечение или образование посредством развлечения.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
• свободная развивающаяся деятельность, организуемая учителем и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз-поощрение или оценку.
• творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
• эмоционально напряженная, состязательная, конкурентная деятельность.
• деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта
• деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
• деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.
Цели: развитие мышления; углубление теоретических знаний; самоопределение в мире увлечений и профессий; организация свободного времени; общение со сверстниками; приобретение новых знаний, умений и навыков; развитие волевых качеств; контроль знаний; мотивация учебной деятельности.
Основные виды игр:
u Дидактическими являются игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
u Предлагается и организуется учителем
u Заранее планируется учителем
u Цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.)
u Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут
u Для игры на уроке отводится определённое время
u Обязательное соблюдение правил, составленных заранее
u Учебно-познавательная деятельность доминирует во взаимосвязи с игрой
u Средства игры продумываются и готовятся заранее
Ролевая игра – это структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает на себя определённую социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые как он считает, соответствуют этой роли.
Компонентами ролевой игры являются:
• Задачи игры
• Содержание
• Сюжет
• Правила
• Средства
• Роли
• Игровые действия
• Игровая ситуация
• Результат
Деловая игра – это имитационное игровое моделирование функционирования социально-экономических систем (или их элементов) и деятельности занятых в них людей, происходящее в форме ролевого взаимодействия по определённым правилам в условиях неопределённости и/или столкновения интересов и/или конфликта с принятием решений, направленных на достижение желаемого состояния объекта управления.
• Деловая игра обуславливает заинтересованность каждого её участника в глубоком изучении проблемы, воздействуя на мотивационную и эмоциональную сферу личности
• Актуализирует творческий потенциал
• Обеспечивает переход к самоорганизации деятельности учащихся
• Способствует формированию дисциплинированности и ответственности
• Формирует умение взаимодействовать в коллективе, организовывать работу группы.
Этап подготовки | Разработка игры | разработка сценария план деловой игры общее описание игры содержание инструктажа подготовка материального обеспечения | |
Ввод в игру | постановка проблемы условия, инструктаж, регламент, правила, распределение ролей, формирование групп, консультация | ||
Этап проведения | Групповая работа над заданием | работа с источником тренинг мозговой штурм работа с игротехникой | |
Межгрупповая дискуссия | выступление групп защита результатов правила дискуссии работа экспертов | ||
Этап анализа и обобщения | вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации | ||
Результат игровых технологий:
• эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
• тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
• стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
• способствует преодолению пассивности учеников;
• способствует усилению работоспособности учащихся.
+ - способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления;
-несет здоровье сберегающий фактор в развитии и обучении;
-идет передача опыта старших поколений младшим;
-способствует использованию знаний в новой ситуации;
-является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
-способствует объединению коллектива и формированию ответственности
- -сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
-увлекаясь игровой оболочкой, можно потерять образовательное содержание
-сложность в оценке учащихся
Применение игровых технологий на уроке математики+Практическая часть
Урок – дидактическая игра
u Цель игры:
• активизация познавательной деятельности учащихся,
• повышение мотивации учебной деятельности.
u Задачи игры
- Активизация и развитие познавательных процессов учащихся.
- Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
- Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
- Создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
- Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
- Использование дифференцированных заданий, позволяющих даже “слабым” учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.