Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации




Отечественный и зарубежный опыт показывает, что основными видами деятельности педагога-психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть, как основным, так и входящим в ее структуру в качестве вспомогательного, что находится в прямой зависимости от решаемой специалистом проблемы.

Обобщая результаты анализа сложившегося положения дел с применением психологических знаний в сфере образования и сложившихся видов практической работы педагогов-психологов, можно утверждать, что существует определенная иерархия этих видов, которые можно рассматривать как основу определения перечня трудовых функций педагога-психолога в сфере образования. Эти результаты можно взять за основу описания трудовых функций в структуре профессионального стандарта.

Кроме того, следует иметь в виду накопленный в стране опыт организации деятельности практических психологов образования, действующих педагогов-психологов в условиях модернизации национальной системы образования, введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.. Проведенный в 2012 - 2013 годах опрос специалистов в области психологии и педагогики (педагоги и психологи образовательных организаций, ППМС-центров, специальных (коррекционных) организаций, руководители дошкольных образовательных организаций, руководители и специалисты общеобразовательных организаций, специальных образовательных организаций (ППМС-центры, ПМПК, интернаты, иные образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями) руководители структурных подразделений образовательных организаций высшего образования) показал, что развитие общенациональной психологической службы в России должно предусматривать сочетание обеих моделей, иными словами, обеспечивать возможность взаимодействия педагога-психолога, работающего внутри той или иной организации, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.

Основываясь на данных положениях и учитывая то обстоятельство, что конкретное содержание трудовой деятельности педагога-психолога регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в рамках каждой обобщенной трудовой функции с учетом конкретных частных видов деятельности реально работающих педагогов-психологов целесообразно рассмотреть следующие трудовые функции:

1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ

1.1 Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.

1.2 Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.

1.3 Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.

1.4 Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.

1.5 Психологическая диагностика детей и обучающихся.

1.6 Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

1.7 Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).

2. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

2.1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2.2 Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2.3 Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2.4 Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2.5 Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

С учетом рекомендаций и принятых в национальных рамках квалификаций описаниях уровней квалификаций (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»), а также требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования и результаты опроса специалистов, приведенные выше трудовые функции педагога-психолога (психолога в сфере образования) (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса) следует отнести к 6 – 7 уровням в зависимости от конкретного их содержания (см. проект стандарта).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: